Разработка программы дисциплины «Основы адвокатской деятельности»

№48-3,

Педагогические науки

В статье показаны основные положения рабочей программы по основам адвокатской деятельности.

Похожие материалы

Нами разработана программа для направления подготовки 40.03.01 (030900.62) «Юриспруденция» с квалификацией выпускника «бакалавр». Использован ряд литературных источников [1-20].

Цели дисциплины: обучение студентов теоретическим основам организации и деятельности адвокатуры, формирование у студентов практических навыков оказания профессиональной юридической помощи по уголовным делам в ходе подготовки и участия адвоката на досудебных стадиях рассмотрения уголовного дела и в судебном разбирательстве.

Основными задачами изучения дисциплины «Основы адвокатской деятельности» являются: изучение основных разделов теории и практики адвокатуры, развитие навыков самостоятельного решения практических задач, а также выработка практических навыков проведения допросов различных участников уголовного процесса, подготовке и произнесении защитительной речи в ходе судебного разбирательства при осуществлении профессиональной защиты по уголовным делам.

Компетенции, знания и умения обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Таблица 1. Компетенции обучающихся

Компетенции

Коды формируемых компетенций

Профессиональные компетенции (ПК):

способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права

ПК-3

способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом

ПК-4

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина

ПК-9

По окончании изучения дисциплины студент должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. Он должен:

Знать:

  • основные положения отраслевых юридических и специальных наук;
  • сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов;
  • субъектов правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права;
  • природу и сущность адвокатуры как правового института;
  • историю и причины ее возникновения;
  • задачи и основные направления адвокатской деятельности;
  • организацию и принципы адвокатуры;
  • порядок приобретения, приостановления, возобновления и прекращения статуса адвоката;
  • правила адвокатской этики;
  • особенности оказания адвокатами отдельных видов юридической помощи;

Уметь:

  • оперировать юридическими понятиями и категориями, относящимися к адвокатуре;
  • анализировать, толковать и правильно применять нормы, регулирующие организацию и деятельность адвокатуры;
  • давать оценку поведения адвокатов с точки зрения их соответствия законодательству об адвокатуре и правилам адвокатской этики, а также законности действий, совершаемых в отношении адвокатов органами власти и должностными лицами;
  • осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов, относящихся к организации и деятельности адвокатуры;
  • разрабатывать конкретные предложения по совершенствованию законодательства об адвокатуре;
  • применять нормы других отраслей права, относящиеся к правовому положению адвоката, при осуществлении адвокатской деятельности;
  • анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
  • принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
  • осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
  • правильно составлять и оформлять юридические документы;
  • правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебных экспертиз и предварительных исследований;
  • анализировать и правильно оценивать содержание заключений эксперта (специалиста);
  • выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения;

Владеть навыками:

  • юридической терминологией, относящейся к организации и деятельности адвокатуры;
  • навыками работы с правовыми актами, применяемыми в адвокатской деятельности;
  • навыками анализа правовых явлений, правовых норм и правовых отношений, касающихся адвокатуры;
  • навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, относящейся к сфере адвокатуры;
  • навыками разрешения возникающих правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального права, регулирующих отдельные вопросы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности, принятием необходимых мер защиты прав адвокатов;
  • навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина;
  • навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в процессе деятельности адвоката.

Таковы основные положения разработанной учебной программы.

Список литературы

  1. Артамонова Н.М., Балабанова Н.В., Воронин Р.М., Воронцова Л.Ф., Карпухин А.А., Ларина Г.В., Мартынова М.В., Селиванов С.Б. Современные вопросы права в медицинской деятельности // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 43. С. 301-304.
  2. Артамонова Н.М., Булатецкий С.В., Воронин Р.М., Воронцова Л.Ф., Калинина М.Н., Карпухин А.А., Субботин С.М., Тютюев В.В., Федосеев А.А. Анализ социологического исследования мужчин в городской поликлинике Рязани // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 45. С. 294-299.
  3. Артамонова Н.М., Булатецкий С.В., Воронин Р.М., Воронцова Л.Ф., Калинина М.В., Карпухин А.А., Ларина Г.В., Селиванов Б.С., Федосеев А.А., Шаталов Ю.Н. Анализ социологического исследования женщин в городской поликлинике Рязани // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 45. С. 339-345.
  4. Артамонова Н.М., Воронцова Л.Ф., Дегтярев А.Л., Полянин Н.А., Субботин С.М., Шаталов Ю.Н. Некоторые криминологические и психологические особенности осужденных // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 42. С. 220-223.
  5. Артамонова Н.М., Воронцова Л.Ф., Дегтярев А.Л., Полянин Н.А., Субботин С.М., Шаталов Ю.Н. Результаты исследования по методике Басса-Дарки больных алкоголизмом осужденных // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 42. С. 256-260.
  6. Артамонова Н.М., Дегтярев А.Л., Карпухин А.А., Ларина Г.В., Мартынова М.В., Полянин Н.А., Субботин С.М., Тютюев В.В. Результаты тестирования по методике исследования самоотношения больных алкоголизмом осужденных // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 42. С. 260-263.
  7. Артамонова Н.М., Коридзе М.Т., Мартынова М.В., Тютюев В.В. Электронный учебник для дистанционного обучения юристов по «Судебной медицине» // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 4. № 47. С. 222-227.
  8. Багреева Е.Г. Об организации пенитенциарных систем в международной практике // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 5. С. 21-24.
  9. Булатецкий С.В., Воронин Р.М., Воронцова Л.Ф., Дегтярев А.Л., Карпухин А.А., Красикова Ю.Ю., Федосеев А.А., Шаталов Ю.Н., Шатрова Н.В. Актуальные подходы к психологическому сопровождению ВИЧ-инфицированных осужденных // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 43. С. 304-308.
  10. Воронин О.В. Становление современного пенитенциарного надзора // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 3. С. 2-6.
  11. Головко Л.В. Пенитенциарная политика, гуманизм и экономика // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 5. С. 29-32.
  12. Давыденко В.М. Некоторые аспекты уголовной ответственности несовершеннолетних // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 1. С. 19-22.
  13. Карпухин А.А., Ларина Г.В., Мартынова М.В., Полянин Н.А., Селиванов Б.С., Субботин С.М., Трегубова Е.В., Тютюев В.В. Исследование уровня субъективного контроля больных алкоголизмом осужденных // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 42. С. 293-295.
  14. Минязева Т.Ф. Обращения с осужденными в России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 6. С. 20-23.
  15. Некрасов А.П., Сазонова К.И. Социальная детерминация наркотизма в местах лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 4. С. 22-26.
  16. Полянин Н.А. Некоторые социально-психологические явления в среде осужденных // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 65-73.
  17. Полянин Н.А., Сочивко Д.В., Чубич В.Э. Психодинамика самоотношения сотрудников УИС в период обучения // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 331-335.
  18. Шаталов Ю.Н. Журнал «Здравоохранение: образование, наука и практика» // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 121-122.
  19. Шаталов Ю.Н. Общая характеристика и современное состояние научно-исследовательской деятельности в уголовно-исполнительной системе // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 5. С. 24-26.
  20. Шиловская А.Л. Оптимизация системы санкций в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 3. С. 20-22.