Некоторые аспекты подготовки персонала уголовно-исполнительной системы для работы с наркозависимыми осужденными

№55-3,

Психологические науки

В статье рассмотрены некоторые аспекты подготовки персонала уголовно-исполнительной системы для работы с наркозависимыми осужденными.

Похожие материалы

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года указывает, что к обвиняемым, подозреваемым и осужденным в зависимости от их личностных характеристик, возраста, болезненного состояния и других факторов следует применять дифференцированный подход. В рамках этой проблемы особое значение приобретает проблема подготовки персонала с целью профилактики наркотической зависимости обвиняемых, подозреваемых и осужденных в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы РФ.

Согласно Приказу № 72 от 20.05.2013 г. «Об утверждении инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» определен порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди обвиняемых, подозреваемых и осужденных, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика).

На профилактический учет ставятся следующие категории подозреваемых, обвиняемых и осужденных:

  • склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков;
  • признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма;
  • склонные к совершению побега;
  • лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности, а также лица, оказывающие негативное влияние на других подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
  • организующие и провоцирующие групповое противодействие законным требованиям администрации;
  • склонные к совершению суицида и членовредительству;
  • организующие или активно участвующие в азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды;
  • склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка;
  • изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию;
  • отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки;
  • склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов;

– склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность.

Профилактика правонарушений осуществляют сотрудники заинтересованных подразделений учреждений УИС (отделы безопасности (режима), воспитательной работы, оперативные отделы, подразделения охраны, медицинские подразделения, производственно-технические подразделения, психологические службы) во взаимодействии с соответствующими подразделениями территориальных органов ФСИН России, правоохранительными органами, государственными и общественными организациями.

Важная роль в профилактической работе отводится психологическим службам учреждений УИС, которые реализуют следующие виды деятельности:

  • психологическое обследование лиц, находящихся в карантинном помещении, выявление лидеров групп осужденных, лиц, склонных к деструктивному поведению, обработка полученных данных и разработка рекомендаций по организации и проведению индивидуально-воспитательной работы с этими лицами с учетом их личностных особенностей;
  • определение по психологическим показаниям круга лиц, требующих постановки на профилактический учет, усиленного наблюдения, проведения психокоррекционных мероприятий;
  • выявление лиц с признаками психических заболеваний, информирование сотрудников медицинской службы о поведении данных осужденных, проведении совместных с другими службами исправительного учреждения мероприятий по психологической коррекции поведения подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
  • изучение социально-психологической обстановки, психических состояний и настроений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, их отношения к персоналу учреждения УИС, организация работы групп психологической помощи, разрешение конфликтов и предотвращение правонарушений;
  • анализ психологических причин чрезвычайных происшествий (преступлений, суицидов, группового неповиновения), принятие мер по их устранению и недопущению;
  • повышение психологической компетентности сотрудников учреждений УИС, обучение их навыкам бесконфликтного общения, осуществление психологического обеспечения деятельности сотрудников учреждений УИС, в том числе при осложнении оперативной обстановки, групповых эксцессах, захвате заложников.

При осуществлении общей профилактики пенитенциарным психологом особое внимание необходимо обращать на возрастные и половые особенности личности; динамику правонарушений; изменения, происходящие в качественном и количественном составе подозреваемых, обвиняемых и осужденных, обеспечение изоляции и надзора за ними; трудовую занятость; условия размещения; материально-бытовое и медицинское обеспечение.

Индивидуальная профилактика – это деятельность, которая включает в себя выработку и реализацию следующих мер: изучение личности, жизненной ситуации, причин и условий, способствующих совершению преступлений обвиняемым, подозреваемым, осужденным; прогнозирование индивидуального поведения с помощью отбора и анализа информации о поведении конкретных лиц; координация деятельности субъектов индивидуальной профилактики, направленных на ее эффективность.

Индивидуальная профилактика правонарушений в исправительном учреждении включает в себя работу с лицами, поставленными на профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей их личности, характера и степени общественной опасности, совершенных ими правонарушений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств эффективного воспитательного воздействия.

Индивидуальная профилактика правонарушений осуществляется психологом-практиком исправительного учреждения посредством:

  • всестороннего изучения личности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, криминальных связей и криминально значимых свойств их характера, а также привычек, наклонностей, мотивации негативного поведения и высказываний;
  • проведения индивидуальных бесед, разъяснения подозреваемым, обвиняемым и осужденным пагубности допускаемых ими правонарушений, а также возможных последствий;
  • изоляции подозреваемых, обвиняемых и осужденных от связей и условий, оказывающих на них негативное влияние;
  • привлечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к общественно полезному труду и учебе;
  • использования в воспитательном процессе возможностей родственных и иных положительных связей и влияний;
  • применения различных форм и методов положительного влияния на лиц, поставленных на профилактический учет, исходя из конкретных условий.

Своевременно организованная и проведенная персоналом уголовно-исполнительной системы индивидуальная и групповая профилактическая работа [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8] способствует предотвращению преступлений и правонарушений в исправительных учреждениях, ресоциализации и реадаптации личности подозреваемого, обвиняемого, осужденного.

Таким образом, важность работы по профилактике наркотической зависимости обвиняемых, подозреваемых и осужденных в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы очевидна. Поэтому содержание Приказа № 72 от 20.05.2013 г. «Об утверждении инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» необходимо знать каждому сотруднику уголовно-исполнительной системы, изучать его содержание в процессе обучения в вузе и системе служебной подготовки.

Список литературы

  1. Ганишина И.С. Исследование психологических особенностей мотивационно-смысловой сферы личности наркозависимых осужденных // Экономика и социум. 2014. № 4-2 (13). С. 428-431.
  2. Ганишина И.С. Анализ моделей профилактики наркотической зависимости личности в отечественной и зарубежной психологии // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 32. С. 327-330.
  3. Ганишина И.С., Чернышов А.А. К вопросу о формировании антинаркотической личностной установки курсантов образовательных организаций ФСИН России // Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 229-231..
  4. Ганишина И.С. Профессиональная подготовка курсантов психологических факультетов ведомственных вузов ФСИН России к работе с наркозависимыми осужденными// Сб. материалов V Международной научно-практической конференции «Психологическое сопровождение образования: теория и практика». 2015. С. 177-180.
  5. Ушатиков А.И., Ганишина И.С. Личность наркозависимого осужденного и ее особенности // Человек: преступление и наказание. 2015. № 3. С. 194-197.
  6. Ганишина И.С. Некоторые психолого-педагогические технологии профилактики наркотической зависимости осужденных // Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 123-125.
  7. Ушатиков А.И., Ганишина И.С. Психологическая типология и классификация осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России: история и современное состояние // Международный пенитенциарный журнал. 2016. № 4 (4). С. 76-81.
  8. Датий А.В., Ганишина И.С. Характеристика больных наркоманией осужденных женщин, обратившихся за психологической помощью // Вестник Кузбасского института. 2014. № 2 (19). С. 68-76.
  9. Датий А.В., Ганишина И.С., Кузнецова А.С. Характеристика больных наркоманией осужденных мужчин, обратившихся за психологической помощью // Вестник Пермского института ФСИН России. 2014. № 2 (13). С. 21-25.