Асоциальное поведение подростков: психологические предпосылки возникновения отклонений

№52-2,

Психологические науки

В статье рассмотрены психологические предпосылки возникновения поведенческих отклонений подростков и возможные пути решения проблемы.

Похожие материалы

В настоящее время исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы переполнены несовершеннолетними, совершившими насильственные действия по отношению к сверстникам и другим гражданам нашего общества, среди подростков возрастает насилие, преступность. СМИ и телевидение каждый день сообщает о случаях криминального поведения подростков в школах и на улицах городов. Эти и другие факты отклоняющегося поведения подростков способствуют ухудшению социального самочувствия людей [3, 4] в современном обществе.

Основные причины, способствующие этому явлению:

  • негативное влияние неблагополучной семьи на сознание подростка;
  • педагогическая и социальная запущенность детей;
  • генетические предпосылки, обуславливающие девиантное поведение несовершеннолетних.

Считаем, что отсутствие своевременного семейного воспитания является первопричиной асоциального формирования личности подростков в их последующем становлении на преступный путь. К сожалению, многие родители, в том числе из социально благополучных семей, очень много работают, редко интересуются проблемами детей, не занимаются их воспитанием. Образовавшийся вакуум заполняют сверстники, которые вовлекают несовершеннолетних в различные правонарушения.

Пьянство родителей, их аморальное поведение, грубость и жестокость в отношениях с окружающими и детьми провоцирует у несовершеннолетних различные поведенческие проблемы. В таких семьях создается крайне неблагоприятный социально-психологический климат. Внутрисемейные конфликты решаются не цивилизованными способами, что приводит к росту бытовых преступлений (тяжкие телесные повреждения, употребление несовершеннолетними алкоголя и ПАВ, доведение подростков до суицида).

Многие подростки не выдерживают жестокости и садизма, издевательства в семьях и поэтому убегают из дома, скитаются, бродяжничают. Такие дети пополняют ряды беспризорников. Эти подростки сбиваются в агрессивные группы, где царят жестокие законы. Особой жестокостью отличаются банды, состоящие из девочек. Они совершают особо дерзкие и циничные преступления, связанные с насилием над личностью.

Дети, рожденные в неблагополучных семьях, страдают различными врожденными психическими и соматическими болезнями. Они отстают от своих сверстников в психическом развитии, не посещают дошкольных учреждений, не ходят в школу, становятся замкнутыми и агрессивно настроенными против общества. У таких детей есть прямой путь в криминальную среду, к таким же, как и они подросткам.

Таким образом, для того чтобы избежать неблагоприятное влияние семьи на криминализацию личности подростка необходимо определить тип семейного неблагополучия и оказывать психолого-педагогическую, юридическую и социальную помощь исходя из этого типа.

Что для этого необходимо сделать в первую очередь?

  1. Выявить и взять на контроль все неблагополучные семьи.
  2. Разработать меры профилактики по предупреждению рождения детей, имеющих генетическую патологию.
  3. Своевременно лишать родительских прав взрослых, ведущих аморальный и криминальный образ жизни.
  4. Обучать психологов, социальных работников, педагогов, обучающихся в высших учебных заведениях [1, 2, 5, 6] технологиям помощи социально неблагополучным семьям.
  5. Создавать семейные консультации для профилактики и разрешения семейных конфликтов в социально неблагополучных семьях.
  6. Проводить занятия в специальных центрах с родителями из неблагополучных семей.
  7. Создавать специальные центры для оказания социальной помощи лицам, подвергнувшихся насилию в семье, с временным пребыванием в центре.

Список литературы

  1. Симонович Н. Е., Киселёва И. А. Проблема самореализации личности в современных условиях инноваций. // Национальные интересы: приоритет и безопасность. 2014. №6. С. 53-56.
  2. Симонович Н. Е., Киселёва И. А. Экономическая и социально – психологическая безопасность современного общества. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 45. С. 53-57.
  3. Симонович Н. Е. Социальное самочувствие как социально – психологический феномен в изменяющемся российском обществе. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 1999.
  4. Симонович Н. Е. Социальное самочувствие людей и технологии его исследования в современной России. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва, 2003.
  5. Симонович Н. Е., Киселёва И. А. Оценка рисков с учетом влияния человеческого фактора. // Экономический анализ: теория и практика. 2014. №2 (353). С. 21 – 27.
  6. Симонович Н.Е., Киселёва И. А. Психологические аспекты инновационного подхода к обучению руководителей предприятий. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 43. С. 54 -57.