Психологические причины возникновения групповой агрессии подростков

№52-2,

Психологические науки

В статье рассмотрены некоторые психологические причины возникновения групповой агрессивности современных подростков.

Похожие материалы

В современном российском обществе в последнее время произошло резкое расслоение на бедных и богатых. С изменением экономического и социального расслоения населения России [1, 2] появились новые случаи агрессивного поведения подростков. Под агрессией мы понимаем мотивированное деструктивное поведение подростка, противоречащее принятым нормам и правилам существования людей в социуме, причиняющее моральный, физический, материальный или психологический ущерб другим людям.

Выделим следующие виды агрессии:

  1. Физическая - используется физическая сила против другого лица.
  2. Вербальная - ссоры, крик, угрозы, оскорбления.
  3. Прямая – непосредственно направленную против конкретного субъекта.
  4. Косвенную – распространение сплетен, злых шуток и наговоров на физическое лицо.
  5. Враждебную – проявляющуюся в действиях с причинением вреда субъекту (убийство; нанесение легких, средних и тяжких телесных повреждений).

В общем, агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности и ненависти. Также проявляется враждебная агрессия, которая характеризуется целенаправленно – осознанным намерением нанести вред другому.

Развитие агрессивности личности [3, 4, 5, 6] зависит от уровня её социализации, усвоения ею культурно-социальных норм, важнейшими из которых являются нормы социальной ответственности и наказание за проявленную агрессию.

Для сдерживания агрессии большую роль играет правильное формирование личностных механизмов самоконтроля у подростка, развитие психологическим процессов, эмпатии, что способствует пониманию других и сопереживанию более слабым людям.

Рассмотрим социально-психологическую характеристику групповой агрессии подростков. Для групповой агрессии подростков характерны:

  1. Наличие в группе инициаторов и провокаторов.
  2. Готовность группы решать свои проблемы за счет более слабых личностей.
  3. Анонимность каждого участника агрессивных действий в социуме.
  4. Взаимная индукция членов преступного сообщества, сопровождающие их процессы психологического заражения.
  5. Публикации в СМИ, художественной литературе, кино о положительном и героическом образе преступника.

Список литературы

  1. Симонович Н. Е. Социальное самочувствие как социально – психологический феномен в изменяющемся российском обществе. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 1999.
  2. Симонович Н. Е. Социальное самочувствие людей и технологии его исследования в современной России. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва, 2003.
  3. Симонович Н. Е. Влияние статуса и позиции личности на ее социальное самочувствие // Сборник материалов XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика». М, РГГУ, 2015. С. 186-187.
  4. Симонович Н. Е. Проблема одиночества личности в интернет – пространстве: психологические особенности // Сборник материалов XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика». М, РГГУ, 2015. С. 188-189.
  5. Симонович Н. Е. Новые подходы к обучению студентов. // Сборник материалов XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика». М, РГГУ, 2015. С. 222-223.
  6. Симонович Н. Е. Инновационные подходы к образованию. // Сборник материалов XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика». М, РГГУ, 2015. С. 312.