Основные подходы к пониманию сущности эстетического воспитания студентов средствами искусства

NovaInfo 57, с.323-328, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена значению эстетического и художественного развития творческой личности как важнейшего рычага общественного прогресса, которое возрастает в переходные эпохи, требующие повышенной творческой активности. Способность искусства развивать образное мышление, культуру чувств, ценностные ориентации, достигать оптимального единства рационального и эмоционального в духовном мире личности позволяет вести речь о его эвристической функции, которая широко должна быть использована в учебно-воспитательном процессе.

Ключевые слова

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, РАЗВИТИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, МОЛОДЕЖИ, УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, ВНЕДРЕНИЕ, ПАРАДИГМА, ДУХОВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ, ЛИЧНОСТЬ

Текст научной работы

В современных социально-экономических условиях целью высшего образования в вузах культуры и искусств является развитие у будущих специалистов профессиональной компетентности и культуры, создание возможностей совершенствоваться в творческой деятельности. При этом особую значимость приобретает формирование духовной культуры будущих выпускников. Отсутствие единой государственной общепризнанной, взвешенной и согласованной концепции эстетического образования и воспитания студентов в системе высшего образования усугубляется мощной внешней экспансией ценностей западной культуры - важнейшим фактором духовной дезинтеграции молодежи, сменой идеалов в духовной сфере. В современном мире становится все очевиднее, что ценность личности определяется культурой и духовно-творческим потенциалом. Кризисные явления культуры нового века могут быть преодолены, если культура, как способ существования и выражения человека, его самосозидания во взаимодействии с ценностями культуры, станет эпицентром человеческого бытия.

Социологи в последние годы фиксируют в своих исследованиях четко обозначившуюся тенденцию вытеснения эстетических потребностей, пишут о явно выраженной рекреационно-развлекательной направленности. Преимущественный интерес к развлекательной стороне в искусстве сопровождается поверхностным восприятием, непониманием условности и специфики образного языка искусства. Ведь именно молодежи предстоит преумножать все то, что создано в культуре по настоящему ценного предшествующими поколениями. Однако без усвоения этого наследия молодыми людьми вряд ли можем надеяться на их конструктивный вклад в развитие и совершенствование культурно-художественного потенциала страны.

В системе высшего образования в настоящее время наблюдается возрождение воспитательных традиций, которые требуют научного обоснования. По мнению ученых (М.М. Бахтин [1, с.424], В.С. Библер [2, с. 413], Т.И. Власова [5, с. 53], Л.С. Выготский [4, с. 70], С.Л. Рубинштеин [6, с.328], Е.В. Бондаревская [3, с. 9] и др.), социальная и культурная среда является устойчивой, если в течении многих поколений передается основной фонд ценностей и представлений. Прерывистый же характер их передачи свидетельствует о нестабильности, неустойчивости системы образования.

В современной педагогике общепризнанной является мысль о значении художественно-эстетического обучения для развития целого комплекса способностей личности, в том числе и тех, которые непосредственно не связаны с данным специфическим типом указанной деятельности. В педагогической науке активно утверждается мысль, что художественное обучение имеет рациональный смысл лишь в системе эстетического воспитания, как одна из его существенных частей.

На современном этапе в образовательную практику учебных заведений внедряются парадигмы духовно ориентированного эстетического воспитания и развития личности, создающие возможности студентам осваивать культурно-эстетическое поле, учитывающие специфику культурного развития регионов, органически увязывающие вечные, духовные ценности национальной культуры. Опора на истинно народные шедевры, произведения изобразительного искусства, в которых нашли отражение вечные ценности светского искусства, является необходимым педагогическим условием в процессе эстетического воспитания современных студентов.

Содержание современного художественно-педагогического образования и эстетического воспитания основывается на развитии художественно-творческих способностей личности, где художественное творчество несет в себе воспитательную функцию, формируя общественное сознание. При этом формирование эстетических вкусов, мировоззренческих позиций и развитие практических художественно-творческих умений и навыков в значительной степени зависит от личностных особенностей студента, от психолого-педагогических методов и способов воздействия на личность, мотивационных факторов развития, выраженных в саморегуляции и стремлении личности к выявлению и реализации своего творческого потенциала.

В своем исследовании мы обратили внимание на недостаточную эстетизацию учебно-воспитательного процесса вузов, не обеспечивающих полноценное восприятие искусства студенческой молодежью.

В проводившихся в рамках исследования беседах, опросах студентов было обнаружено недостаточное понимание ими вечных ценностей. Поток художественно – эстетической, вместе с ней и антихудожественной информации захлестывает необразованных молодых людей. Они оказываются неспособными разобраться в качестве этой информации, дать ей критический анализ и правильную оценку. Одновременно обнаруживается несоответствие между необходимостью осуществления всеобщего эстетического воспитания и слабостью материальных и кадровых возможностей образовательных учреждений.

Актуальность исследования усиливается на наш взгляд, и в связи с переходом российской педагогической науки на новый этап, связанный с необходимостью объективной переоценки исторически сложившихся взглядов на проблему эстетического образования и воспитания.

- потребностями образовательной практики в воспитании у студентов способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни и недостаточной разработанностью теоретических основ данного процесса;

- стремления молодого поколения развивать творческие задатки и дарования в области искусства и реальными условиями и средствами образовательного учреждения, не обеспечивающими их развития;

Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу неуравновешенных, возбудимых молодых людей, снижает у них остроту реагирования на стрессовые факторы с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения. При недостаточной коммуникативной активности молодежи эстетическое воспитание выполняет компенсаторные функции, гармонизируя их эмоционально-оценочную сферу.

Оценивая роль эстетического воспитания в развитии в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.

Связи искусства со сферой эстетического многоплановы. Во-первых, предметом познания и воссоздания в художественных произведениях становится жизнь в ее эстетических свойствах (качествах): все то в реальности, что «адресовано» человеческому зрению и слуху. Во-вторых, сам материал художественных образов (трехмерные визуально воспринимаемые формы изобразительного искусства и т. п.) имеет чувственный характер и апеллирует к его эстетическому восприятию. И наконец, в-третьих, эстетическое не только преломляется в произведениях искусства, но и создается в результате творческого акта. Художественные произведения, не воспринимающиеся в качестве эстетической ценности, не выполняют важнейшей из своих задач.

Сущность эстетики искусства - развлекая обучать, обучая развлекать и будить мысль и сознание к новым уровням совершенства.

У художественного искусства есть свои образы и формы, которые воплощают в себе типического и единого, идеального и порочного в зависимости от задач, которые ставит перед собой творец искусства или импровизатор. В художественном творчестве проявляется авторское мастерство, гениальность, талант или заурядность. Творческий процесс начинается с вдохновения, замысла, творческого озарения и завершается исполнением того или иного произведения.

Сфера эстетического, что самоочевидно, неизмеримо шире области художественного. А вместе с тем именно творения искусства – некий максимум явленности эстетически ценного [8]. Только в художественной деятельности эстетическое оказывается доминирующим и выдвигается на первый план. В иных же родах человеческих занятий, теоретических и практических, тоже отмеченных творческим началом, оно (если и присутствует) составляет сопутствующий и далеко не обязательный компонент. И не случайно слова «эстетическое» и «художественное» используются в гуманитарной сфере (в большей мере околонаучной, чем собственно научной) как синонимы. Только в искусстве эстетическое обретает полноту и глубину, ярко обнаруживая свои фундаментальные качества. И именно из эстетической предназначенности искусства органически вытекают как его познавательные возможности, так и присущие ему миросозерцательные начала – выражение в художественных произведениях авторского сознания.

На этом фоне эстетическое и художественное воспитание должно осознаваться отнюдь не как роскошь, как выдумка отдельных интеллигентов, но как настоятельная необходимость, как обязательное условие духовного прогресса общества [10]. Воспитание вообще, будь то трудовое, нравственное, политическое, экологическое и др., не может считаться удовлетворительным, если оно не вырабатывает эстетического отношения к явлениям жизни, не побуждает действовать человека по законам красоты. Точно также эстетическое воспитание без воспитания художественного оказывается неполным и неэффективным, так как только искусству присуще свойство воспитания в человеке способности осознавать и ощущать жизнь как целое.

Такое понимание значимости эстетического и художественного воспитания в целом укладывается в современные концепции глобального развития человечества в третьем тысячелетии образного языка искусства. При восприятии произведений живописи внимание в этих концепциях культура и духовность осознаются в качестве ключевых ресурсов развития в условиях растущей неопределенности и высокой мирохозяйственной конкуренции. Идея культуры расширяет свой объем далеко за рамки чисто традиционного понимания, становится все более деятельной и активной по своему содержанию. Наиболее актуальной точкой пересечения интересов различных дисциплин становится проблематика философской, культурной и педагогической антропологии. Появляются такие новые понятия, как «культурная индустрия», «культурные технологии», «культурный капитал», «культурно-образовательная среда» и др.

В ситуации постмодерна выдвигается принцип адаптации достижений научно-технического развития к запросам личности, к меняющейся социокультурной стратификации человечества. Инвестиции в образование, науку и культуру становятся главными факторами постиндустриального развития.

Сохранение и развитие «человеческого капитала» - первоочередное условие качественных изменений на этом пути. Обнадеживает в таком подходе то, что искусству в грядущей «антропологической революции» предусмотрено видное и ничем незаменимое место. Считается, что формы художественной коммуникации, оснащенные современными техническими средствами и технологиями, способны сыграть уникальную роль в общей стратегии духовного возрождения и обновления общества.

Читайте также

Список литературы

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества /М.М.Бахтин; сост. С.Г.Бочаров. М.: Искусство, 1979. 424с.
  2. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век /В.С.Библер. М.: Политиздат, 1990. 413с.
  3. Бондаревская Е.В. Человек в мире культуры: духовно-нравственное воспитание и развитие. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010.
  4. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Современное Слово, 1998. 70 с.
  5. Власова Т.И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике //Педагогика 2006. №10. С.53-57.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Академия, 2010. 428с.
  7. Тутолмин А.В. Методические основы музыкального образования младших школьников в современной общеобразовательной школе //NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 32. С. 278-281.
  8. Тутолмин А.В. Организационно-педагогические условия обеспечения преемственности в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников и младших школьников //NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 44. С. 306-314.
  9. Цораева Ф.Н. Нравственно-эстетическое воспитание молодежи в условиях северокавказского региона //NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 53. С. 312-316.
  10. Цораева Ф.Н. Формирование нравственно-эстетической культуры младших школьников //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 1. С. 315-318.

Цитировать

Асаева, А.Р. Основные подходы к пониманию сущности эстетического воспитания студентов средствами искусства / А.Р. Асаева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 323-328. — URL: https://novainfo.ru/article/10063 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться