Особенности обучения детей младшего школьного возраста решению составных текстовых задач на определение цены, количества, стоимости

№103-1,

педагогические науки

В данной статье рассмотрены особенности обучения детей младшего школьного возраста решению составных текстовых задач на куплю — продажу. Проведен анализ работ отечественных и зарубежных ученых, которые занимались проблемой обучения детей младшего школьного возраста решению математических задач. Приведены проблемы, с которыми сталкиваются дети данного возраста при решении задач на куплю — продажу.

Похожие материалы

Актуальность данной работы, обусловленная тем что в процессе решения арифметических задач у обучающихся, формируются умения ориентироваться в новых ситуациях, развивается логика, мышление и память. Решение арифметических задач является немаловажным аспектом обучения младших школьников. Проблемами методики обучения решению арифметических задач занимались отечественные и зарубежные исследователи, среди которых: М.А. Бантова, Г.А. Балл, А.В. Брушлинский, Л.Л. Гурова, Н.Б. Истомина, Ф.С. Лимантов, А.М. Матюшина, А.А. Свечников А.Ф. Эсаулов и др. [1,2,4]. В своих трудах они дают определение понятию «задача» и «решение задачи». Описывают основные этапы работы над задачей и трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники при нахождении решения.

С.Е. Царева говорит о том, что умение решать задачи складывается из знания видов задач, способах решения каждого вида, умения отличить один вид задачи от другого и найти подходящий способ решения [3].

Для развития у обучающихся умения решать задачи необходимо:

  1. сформировать знания о понятии «задача», методах и способах решения задач, приемах, помогающих решению в процессе работы над задачей, этапах этого процесса, назначении и содержании каждого этапа;
  2. выработать умения расчленять задачи на составные части, использовать различные методы решения, адекватно применять приемы, помогающие понять задачу, составить план решения, выполнить его, проверить решение.

Текстовые задачи, решаемые в курсе математики начальной школы, в зависимости от описываемого в них сюжета можно классифицировать на: нахождение массы; куплю-продажу; измерение длины, расстояния; нахождение периметра, площади; сбор урожая; расход материала; движение по суше или по воде; работу или совместную работу; с единицами времени и т.п. [1].

В нашей статье мы остановимся на решении арифметических задач на куплю — продажу. В задачах данного вида используются три взаимосвязанных величины, это цена, количество и стоимость. По количеству действий для нахождения решения задач на куплю продажу в начальной школе встречаются как простые, так и составные. В нашей статье мы рассмотрим решение именно составных задач на куплю — продажу.

При работе над задачей некоторые обучающиеся начальной школы испытывают проблемы в нахождении решения [4]. Это возникает по ряду причин, основными из которых являются:

  1. Неумение выстроить логическую модель условия задачи.
  2. Неспособность определять этапы решения задачи.
  3. Неспособность представлять вычислительные результаты в задаче.
  4. Неумение выбирать наиболее подходящий метод решения задачи.
  5. Незнание основных формул нахождения трех основных величин.
  6. Осуществление выбора товаров, стоимость которых превышает количество имеющихся денег.
  7. Неверное вычисление стоимости товаров, стоимость которых не превышает имеющихся денег.
  8. Неверное вычисление сдачи.

Такого рода проблемы говорят о необходимости проведения специальной работы с младшими школьниками, которая заключается в ознакомлении с задачей, и формировании навыков нахождения сложных логических связей, необходимых для поиска ответа. Поэтому обучение детей младшего школьного возраста решению составных задач необходимо проводить в несколько этапов [5]:

  1. Усвоение содержания задачи.
  2. Моделирование текста задачи.
  3. Поиск путей решения задачи.
  4. Оформление записи решения задачи.
  5. Проверка правильности решения задачи.
  6. Запись ответа задачи.
  7. Работа над задачей после ее решения.

Для того что бы научить детей младшего школьного возраста решать составные задачи на куплю — продажу, необходимо что бы у них было четко сформированы основные понятия, необходимые для решения данного вида задач. Прежде чем переходить к решению составных задач следует ознакомить детей с понятием «деньги», «цена», «количество», «стоимость», и научить решать простые задачи.

Рассмотрим основные этапы решения составных задач на куплю продажу.

Учитель: «Ребята, я предлагаю вам решить следующую задачу. У Насти 24 рубля, а у Юли — 26 рублей. Сколько булочек они смогут купить на все деньги, если одна булочка стоит 10 рублей?».

Учитель: «Для того что бы решить это задачу необходимо составить таблицу».

Задача 1.<br>
Рисунок 1. Задача 1.

Рисунок помогает наглядно увидеть, что необходимо найти в задаче.

Учитель: «Дети, что необходимо сделать для того что бы рассчитать количество».

Дети: «Для того чтобы рассчитать количество, нужно стоимость разделить на цену».

Учитель: «Но в задаче не известно сколько всего денег было у девочек. Поэтому что необходимо сделать?»

Дети: «Необходимо узнать общее количество денег у Веры и у Светы».

Учитель: «Что нам для этого нужно сделать?»

Дети: «Для того чтобы узнать, сколько денег у них всего, мы должны деньги Светы сложить с деньгами Веры».

1. 24 + 26 = 50 (р.)

Учитель: «На эти деньги они могут купить булочки, каждая из которых стоит 10 рублей».

Дети: «Чтобы узнать, сколько всего булочек можно купить, необходимо стоимость разделить на цену».

2. 50 : 10 = 5 (б.)

Ответ: 5 булочек.

После того как учитель проверил правильность решения задачи, необходимо приступить к работе над задачей после ее решения. Например, учитель может изменить условие таким образом, что не получится найти ответ. Условие может звучать так: У Насти 24 рубля, а у Юли — больше. Сколько булочек они смогут купить на все деньги, если одна булочка стоит 10 рублей? Дети должны понять, что в задаче недостаточно данных, для того что бы найти решение.

Рассмотрим решение еще одной задачи на определение стоимости покупки.

Задача 2. Бабушка купила 5 кг картошки по 20 рублей и 2 кг огурцов. За всю покупку она заплатила 300 рублей. Сколько стоил 1 кг огурцов?

Учитель: «Занесем данные задачи в таблицу».

Задача 2.<br>
Рисунок 2. Задача 2.

Учитель: «Вся покупка мамы стоила 300 рублей. Нам нужно узнать цену 1 кг огурцов. Что необходимо для этого сделать?»

Дети: «Для того чтобы узнать цену, нужно стоимость разделить на количество».

Учитель: «Данная задача составная, потому что до того, как мы ответим на главный вопрос задачи — сколько стоил 1 кг огурцов — мы должны выяснить, сколько стоили 5 кг картошки и сколько стоили 2 кг огурцов.Значит, эта задача будет решаться в 3 действия».

Учитель: «1 кг картошки стоил 20 рублей, а мама купила 5 кг, что необходимо сделать, что бы найти сколько денег мама заплатила за картошку?»

Дети: «Необходимо 20 умножить на 5, там мы узнаем, что за картошку мама заплатила 100 рублей». Дети записывают действие:

1. 20 * 5 = 100 (руб)

Учитель: «Что необходимо сделать, для того чтобы выяснить стоимость 2 кг огурцов?»

Дети: «Нужно из общей стоимости маминой покупки вычесть стоимость 5 кг картошки и тогда мы узнаем, что 2 кг огурцов стоили 200 рублей». Дети записывают действие:

2. 300 — 100 = 200 (р.)

Учитель: «Что необходимо сделать, что бы ответить на главный вопрос задачи?»

Дети: «Чтобы ответить на главный вопрос задачи, нужно стоимость 2 кг огурцов разделить на количество килограммов».

3. 200 : 2 = 100 (р.)

Ответ: 100 рублей стоит 1 килограмм огурцов.

После решения задачи можно, например, изменить основной вопрос задачи, и спросить у детей, сколько будет стоить не один, а пять килограммов огурцов.

Главной целью учителя является создание условий для рассмотрения зависимости между ценой, количеством, стоимостью через создание проблемных диалогов и ситуаций. На этапе закрепления решения составных текстовых задач на определение цены, количества и стоимости могут использоваться следующие приемы:

  1. Определение условий, при которых задача имеет или не имеет решения, или же имеет только одно решение;
  2. Сравнение решения двух задач, одна из которых рассматривалась раннее. Это поможет предупредить смешивание способов решения задач;
  3. Использование творческих упражнений, которые включают в себя задачи повышенной трудности, или решение задач с недостающими или наоборот лишними данными, и др.

Решение задач на куплю продажу помогает детям младшего школьного возраста лучше ориентироваться в жизненных ситуациях. При обучении младших школьников решению составных задач на куплю — продажу учителю необходимо строго соблюдать этапы в своей работе, т.к. каждый этап обучения младших школьников имеет характерные особенности, которые педагог должен учитывать. В ходе решения задачи преподавателю следует задавать наводящие вопросы, для того что бы помочь детям логически верно выстроить решение и найти конечный ответ. Одним из важных этапов обучения решению задач является этап закрепления, так как на этом этапе происходит систематизация и обобщение полученных знаний и умений обучающихся.

Список литературы

  1. Киричек К.А. Классификация текстовых задач начального курса математики // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13704
  2. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах: учебное пособие для студентов / Под ред. М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова — М.: Просвещение, 1976. -335с.
  3. Царева С.Е. Методика преподавания математики в начальной школе М.: Академия, 2014. — 496с.
  4. Овчинникова М.В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах: учебно-методическое пособие для студентов. — К.: Пед. пресса, 2001. - 128с.
  5. Моро М. И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах. — М.: Просвещение, 1978. - 336с.