Общие принципы изучения ударной техники руками в рукопашном бое и боксе

NovaInfo 57, с.374-378, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье, на примере рукопашного боя и бокса мы рассмотрели методику обучения ударным и защитным действиям.Успешное овладение и особенно совершенствование двигательных навыков происходит под воздействием длительных и систематических тренировок. Изучение и совершенствование ударов руками с одновременными защитными действиями происходит на протяжении всей спортивной деятельности.

Ключевые слова

ТРЕНИРОВКА, ТЕХНИКА, УДАРЫ, БОКС, МЕТОДИКА

Текст научной работы

Тема «Техника нанесения ударов руками и защита от ударов» довольно широко используется в системе подготовки сотрудников УИС и УВД. Однако, как показывает практика, по окончанию курса обучения боевым приемам борьбы сотрудники в недостаточной степени овладевают техникой ударов руками и, как правило, испытывают трудности в защитных действиях. Одной из причин является неправильное обучение сотрудников ударным действиям, когда преподаватель-инструктор, уделяя мало времени отработке техники ударов, сразу переходит к изучению защитных действий. Из-за этого все приемы отрабатываются в медленном темпе, навык ударных и защитных действий формируется непрочно, и затем в реальных условиях столкновения с правонарушителем сотрудник не может использовать изученные приемы.

В данной статье, на примере рукопашного боя и бокса мы рассмотрим методику обучения ударным и защитным действиям.

Как показывает практика подготовки спортсменов, успешное овладение и особенно совершенствование двигательных навыков происходит под воздействием длительных и систематических тренировок. Так, например, овладение техникой ударов руками происходит в среднем за 5-6 месяцев, а изучение и совершенствование ударов руками с одновременными защитными действиями происходит на протяжении всей спортивной деятельности.

Удары руками являются одним из наиболее быстрых и эффективных приемов, используемых в бою. Они относятся к скоростно-силовым двигательным действиям, и основными компонентами ударов, определяющими их результативность, являются: сила, быстрота и точность.

Рассматривая технику выполнения удара рукой, наблюдается следующая последовательность: усилия от ног и таза передаются через гибкую связующую ось - позвоночный столб к относительно жесткой опорной базе - плечевому поясу с его мышечными группами. При этом:

  • отталкивание опорной ногой создает начальную скорость движения руки и массы тела и обеспечивает дальнейшее ее наращивание;
  • движение кулака к цели сопровождает вращательное движение туловища и обеспечивает защиту бойца. Направления движений туловища и руки должны совпадать, иначе, согласно законам механики, произойдет разложение сил, и скорость движения кулака начнет падать [1, с. 25].

Траектории ударов руками разнообразны, основными из которых являются:

  1. прямой левой и правой рукой;
  2. боковой левой и правой рукой;
  3. снизу левой и правой рукой.

Так как левая рука в боевой стойке находится немного впереди, а значит ближе к мишени чем правая, то удары, нанесенные этой рукой, будут быстрее достигать цели. Однако путь разгона кулака при этом будет сравнительно короче, что приводит к некоторому снижению силы удара по сравнению с ударами правой рукой.

Боковые удары относятся к фланговым. В отличие от прямых (фронтальных), они выполняются во вращательно-поступательном движении. Прямые же удары выполняются в поступательно-вращательном движении. Соответственно в первом и во втором случаях действуют различные механизмы включения мышц. Во вращательно-поступательные движения при боковых ударах в работу вовлекаются большие группы мышц, что является одной из причин увеличения показателя их силы (это же относится и для ударов снизу).

В рукопашном бою удары руками служат одним из основных приемов приносящим очки атакующему бойцу. Они могут наноситься как одиночно, так и серийно.

Одиночные удары во время боя могут объединяться в различные ударные комбинации с целью более эффективного раскрытия защиты противника и нанесения ему существенного урона для достижения победы. Чаще всего в бою используются двухударные комбинации. Сочетание двух ударов нужно выполнять быстро и в тренировке доводить до автоматизма. В каждой комбинации акцентированным может быть как первый, так и второй удар, а также оба вместе.

Изучение данной темы целесообразно начинать с объяснения и показа основных принципов нанесения ударов с точки зрения биомеханики.

Начинать отработку рекомендуется с простых ударов (прямых и боковых). По мере отработки этих ударов целесообразно приступать к изучению ударов снизу, ударных серий и различных ударных комбинаций. Лучше всего осваивать удары перед зеркалом, чтобы визуально контролировать технику выполнения.

Обучающимся для отработки ударов предоставляется возможность использовать спортивные снаряды (мешки, груши, лапы) и напарника. При тренировке на снарядах обращается особое внимание на расслабленное состояние руки, во время удара, контроль удара, дыхание при ударе, сочетание удара с движением ног.

Для отработки ударов в движении может использоваться поточный или круговой способ. При этом обязательна отработка как правой рукой (ногой), так и левой.

При работе в парах следует уделить особое внимание выработке у обучающихся привычки к постоянным перемещениям на ногах относительно партнера с сохранением «своей» ударной дистанции. Что способствует развитию чувства дистанции и, одновременно, служит хорошей защитой от ударов противника (эффект маятника). Кроме того, все движения, в том числе ударные, должны быть свободными и расслабленными. При необходимости преподаватель может разъяснить обучающимся основные положения этого раздела либо выделить ознакомление с этим теоретическим материалом на самоподготовку.

Отработка ударов идет в основном односторонним способом. После выработки устойчивых навыков их нанесения необходимо перейти к отработке защиты от этих ударов в парах.

Защитные действия в рукопашном бое должны выполняться по следующему принципу: не защита ради защиты, а как средство активного вмешательства в атакующие действия противника.

Противопоставляя защитные средства атакующим, боец должен исходить из того, что правильная защита одновременно является исходным положением для контратакующих действий. Например, защита уклоном влево является исходной позицией для удара рукой снизу или бокового левой рукой и, одновременно, служит исходным положением для входа в захват и выполнения соответствующего ситуации броска. Соответственно уклон вправо есть исходная позиция для удара снизу или бокового в туловище или голову и т. д.

Обучение защитам является важнейшим разделом подготовки в рукопашном бое. Они составляют одну из главных составляющих технической оснащенности бойца. Если уровень технического мастерства определяется широким набором вариантов ударов и бросков, то уровень боеспособности определяется именно арсеналом защитных действий.

В основу защиты, как и всей техники рукопашного боя, положена экономичность движений. Она не только сохраняет энергию спортсмена в бою, но и дает ему возможность расслабиться в момент принятия защиты (уклоны, отклоны, нырки), а затем с последующим мышечным "взрывом" перейти в контратаку.

Выбор способов защиты в бою зависит от дистанции. Находясь в той или иной дистанции, боец выбирает различные рациональные защитные приемы:

  1. Защиты при помощи рук, которые направлены на нейтрализацию ударных взаимодействий - используются контрудары, подставки, отбивы, блоки;
  2. Защиты при помощи туловища, которые направлены на устранение взаимодействий с соперником, - используются уклон, отклон, нырок;
  3. Защиты при помощи ног, которые направлены на устранение контакта с соперником, путем отхода и разрыва дистанции (ее увеличение).

Во всех перечисленных приемах прослеживается общий принцип движений: активная работа ног, направленная на перемещение тела и сохранение устойчивости; активная работа туловища, направленная на уклонение от удара соперника; активная работа рук, направленная на остановку ударов соперника и создание готовности к выполнению встречных и ответных ударов.

Удары и защиту от них в парах обучаемые отрабатывают сначала из неподвижного состояния, т.е. «противник» наносит заранее оговоренный удар из статичного положения в медленном темпе. По мере отработки защиты «противник» начинает атаковать в возрастающем темпе, а затем и в движении. И нападающий, и защищающийся должны как можно быстрее перейти к комбинированным и согласованным ударам разными частями тела.

Преподаватель должен помнить, что серьезными недостатками обучения являются:

  1. Разделение техники и тактики в процессе подготовки.
  2. Статичность основных положений.
  3. Наличие лишних (нецелесообразных) движений.

Обучающимся необходимо постоянно акцентировать внимание на расслабленном (свободном, не зажатом) состоянии своего тела и нефиксированном взгляде при совершении атаки или защиты. Расслабленное состояние позволяет телу быть в готовности к любым действиям в любом направлении, а несконцентрированный взгляд - контролировать ситуацию в целом [2, с. 275].

В процессе тренировок от обучаемых целесообразно требовать правильного выполнения лишь базовых элементов при проведении защитно-атакующих движений, так как выполнение действия в целом будет зависеть только от личных качеств, характеристик и возможностей самого обучаемого.

Анализ техники ударов ведущих мастеров бокса и рукопашного боя свидетельствует о наличии ряда индивидуальных особенностей, присущих каждому исполнителю. В этих особенностях, по существу, сохраняются вышеописанные закономерности базовой техники с некоторыми индивидуальными отклонениями. Такие отклонения могут проявляться: в манере наклонять или вращать туловище, в положении ног в стойке и при ударе, в положении кулака в момент удара и др. Поэтому базовые или типовые приемы техники ударов не следует понимать как нечто постоянное и неизменное. На начальном этапе обучения следует требовать от занимающих технически правильного исполнения ударов и защит, а на этапе совершенствования заострять внимание лишь на скорости и точности выполнения технических действий.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать определенный вывод, что без системной и сознательной подготовки невозможно обучить занимающихся каким-либо боевым приемам. Преподаватель должен последовательно и систематически планировать изучаемый материал на каждое занятие, а занимающиеся осознанно подходить к выполнению предлагаемых им заданий. Процесс обучения – это творческий процесс, по этому без взаимопонимания преподавателя и его учеников не возможно достичь желаемого результата.

Читайте также

Список литературы

  1. Остьянов В.Н., Гайдамак И.И. Бокс (обучение и тренировка). – Киев, 2001.
  2. Данилов В.П. Русская боевая система. Основы рукопашного боя. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Цитировать

Крылов, Д.В. Общие принципы изучения ударной техники руками в рукопашном бое и боксе / Д.В. Крылов, А.В. Мельников, А.В. Садков. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 374-378. — URL: https://novainfo.ru/article/10151 (дата обращения: 01.12.2022).

Поделиться