Общественное бытие и общественное сознание: проблема философского анализа

NovaInfo 58, с.317-320, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 28
CC BY-NC

Аннотация

В статье анализируются проблемы отношения общественного бытия и общественного сознания, обосновываются их основные положения и функции

Ключевые слова

МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ, ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ, ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ, ФИЛОСОФИЯ, ОБЩЕСТВО, ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

Текст научной работы

Категория «общественное бытие» обозначает часть материального мира. Карл Маркс выделил из природного бытия общественное бытие. Он рассматривал развитие общества в виде особого материального процесса, отличного от физического и биологического.

Общественное бытие представляет собой материальную жизнь общества, производство материальных благ и те отношения, в которые люди вступают в процессе этого производства (орудия и средства производства, экономико-географическая среда, производственные отношения). Оно включает в себя уровень и деловую жизнь людей, состояние материального производства, сферу бытового и культурного обслуживания [6, с. 107].

Главный элемент общественного бытия - способ производства. Он являет собой основу, ядро бытия общественного, куда включаются отношения собственности, распределения, обмена и потребления. Общественное бытие - это объективная общественная, своего рода социальная реальность [2, с. 120].

Другой стороной общественной жизни является общественное сознание, представляющее собой осознание и оценку обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Общественное бытие отражается в общественном сознании, которые влияет на бытие общества и обуславливает, в конечном счете, направление его развития.

В философии принято рассматривать «общественное сознание» как сложную систему чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. Изучение общественного бытия дает ключ к пониманию всей совокупности форм общественного сознания: нравственного, религиозного, эстетического, политического, научного философского, исторического, экономического, экологического. Где же пребывает общественное сознание? На данный вопрос можно ответить следующим образом: оно пребывает в системе «человек – деятельность – общение – общество – история – язык – культура» [5, с. 332].

В жизни нет вечного, неизменного общественного бытия и общественного сознания. Они также нуждаются в преобразовании, перестройке. Когда они радикально изменяются, вместе с ними и на их основе изменяются сами люди, их взгляды, система ценностей, целевые установки, теоретические концепции. Изменение условий и уровня жизни, общественного бытия, общего социально-психологического климата в лучшую или худшую сторону сразу отражаются в сознании людей. Люди не могут оставаться безразличными к этим изменениям [3].

Для понимания прошлого, настоящего и будущего, общественной жизни людей необходимо анализировать состояние общественного бытия и общественного сознания. Надо знать уровни индивидуального, обыденного сознания и общественной психологии. В них проявляются общественное бытие и общественное сознание [4, с. 166].

Общественное бытие во многом определяет общественное сознание, которое с большей или меньшей степенью адекватности отражает это общественное бытие. Характер и содержание общественного бытия в советский период и в современных условиях российской действительности совершенно разные. Это новое российское общественное бытие изменило общественное сознание. Но, к сожалению, возникло множество отрицательных явлений, сильно пострадало нравственное сознание.

Мы знаем, что экономика является фундаментом, базисом общества. Но влияния этого фундамента бывает явно недостаточно. Нужны другие устои, другие скрепы, удерживающие людей в определенных рамках. В качестве таких устоев выступает нравственное сознание. В общественном сознании в ходе перестройки и реформ остались некоторые элементы общечеловеческих нравственных ценностей. Они спасают нас от окончательного нравственного падения. Нравственные нормы, устои сохраняются благодаря усилиям старшего поколения. Если быть правдивым и объективным, то смело можно утверждать, что падение нравственных норм началось до социально-экономических реформ. Когда прислушиваешься к общественному мнению, то приходишь к убеждению, что людей очень волнуют проблемы нравственного сознания. Они утверждают, что нужна общероссийская программа нравственного воспитания населения [1, с. 158].

Мы считаем, что:

  • во-первых, общественное сознание вторичное явление и отражает общественное бытие только при условии активно-творческого его преобразования;
  • во-вторых, общественное сознание и общественное бытие не являются тождественными;
  • в-третьих, отражение может быть только приблизительно верной копией отражаемого;
  • в-четвертых, общественное сознание не может мгновенно и полностью охватить и отразить бытие общества в целом. Общественное сознание отражает общественное бытие только в самых основных, общих чертах.

Функция опережающего отражения сознания, прогнозирование будущего наиболее четко реализуются в отношении общественного бытия. Когда наличное бытие людей не устраивает, то сознание требует изменения общественного бытия. Сознание, передовые идеи, взгляды устремляются в будущее с целью преобразования существующего общества. Это воздействие общественного сознания на общественное бытие осуществляется через государство, политические, правовые отношения и др., которые являются механизмами этого воздействия.

Невозможно преобразовать бытие, не мобилизуя духовную энергию общества, его сознание. В это преобразование включается мотивационная сфера каждого человека.

Читайте также

Список литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Диалектический материализм. Общие теоретические принципы: учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1987 - 335 с.
  2. Кузьмин Ю.А. Место правосознания в системе общественного сознания // Вестник Чувашского университета. - 2009. - №1. - С. 116-122.
  3. Кузьмин Ю.А. Мораль и право (философский аспект) // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016 г. – № 57; URL: http://novainfo.ru/article/9776
  4. Кузьмин Ю.А. Смыслонесущие функции правосознания // Вестник Чувашского университета. - 2009. - №3. - С. 162-167.
  5. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 1998. – 584 с.
  6. Степанов А.Г. Право в контексте традиций социально-философского анализа // Вестник Чувашского университета. - 2012. - № 1. - С. 105-109.

Цитировать

Кузьмин, Ю.А. Общественное бытие и общественное сознание: проблема философского анализа / Ю.А. Кузьмин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 58. — С. 317-320. — URL: https://novainfo.ru/article/10313 (дата обращения: 29.03.2023).

Поделиться