Здравый смысл и логика нашей работы требуют, чтобы мы проявили интерес не только к концептуальной основе правосознания, но и выяснили, что же отражается правосознанием в социальной реальности и необходимо определить структурную совокупность правовых понятий. Правосознание есть необходимый элемент достижения социально значимых целей как в правовых отношениях, так и во всей совокупности отношений общественных. Правовое сознание формирует и определяет самобытную юридическую картину каждого народа, которая, в свою очередь, отражает самобытный характер каждого общества, страны. Сущность правосознания будет рассматриваться с помощью определенных понятий, которые в системе правосознания являются средством «проникновения» нашего мышления в правовую реальность [1, с. 117].
Современное право, безусловно, нуждается в усилении собственного регулятивного потенциала, поскольку его традиционные средства не справляются с выполнением возложенных на них задач. По нашему мнению, выходом из возникшего затруднения может быть гармоническое сочетание юридических и моральных начал.
Правовая реальность представляет собой весьма сложное образование, которое отражается в правовых понятиях. Хотя понятия по своей природе универсальны, они имеют свои границы, т.е. они определяют границы наших знаний о явлениях, предметах, отношениях реальной жизни. Например, вся совокупность правовых понятий способна выразить лишь сущность права и его особенности, т.е. отличие правосознания от иных форм общественного сознания [3, с. 165].
Понятие - это отображённое в нашем мышлении единство существенных свойств, отношений и связей явлений или предметов, мысль (система мыслей), которая выделяет и обобщает предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам.
Понятие в его отвлеченности противостоит конкретности восприятия. Понятие противостоит слову, которое можно трактовать как знак этого понятия.
Понятия – это ступеньки проникновения в своеобразную качественную специфику нашего мира через отвлечение от несуществующего к синтезу существующего, от единичного к общему. Все это позволяет нам использовать как дальнейший познавательный шаг в образовании категорий, являющихся «узловыми пунктами», которые фиксируют в себе не просто качественную специфику явлений, но и в ее отнесенности к основным формам бытия и к уровням всеобщей связи явлений. Поэтому понятия выступают в качестве и итога, и средства мыслительной деятельности. Благодаря понятиям мышление способно носить не исключительно практический, но и теоретический характер, так как только понятия способны «просвечивать» сущность вещей. Само абстрактное мышление – это процесс оперирования понятиями. Понятия являются объективными по своему содержанию и универсальными по своей логической форме, поскольку они относятся не к единичному, а к общему [2, с. 355].
Можно выделить содержание и объём понятия. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков класса предметов, подпадающих под это понятие. Например, содержание понятия «ромб» образуют следующие два признака: родовой — «быть параллелограммом» и специфический (видовой) — «иметь равные стороны». Объёмом понятия называется совокупность самих предметов (или классов предметов), подпадающих под это понятие. Например, объём понятия «животное» составляет множество всех животных (которые существовали раньше, существуют или будут существовать; животных реальных и воображаемых), или множество всех разновидностей животных.
Между содержанием понятия и объёмом понятия есть обратная зависимость, т.е. чем больше содержание понятия, тем меньше его объём. Иными словами, чем больше признаков входит в понятие, тем меньше предметов это понятие охватывает (и наоборот). Например, понятие «хвойное дерево» больше по содержанию, то есть содержит больше признаков, чем понятие «дерево», соответственно объём первого понятия оказывается меньше (у́же), чем объём второго, поскольку хвойные деревья — это часть (или подкласс) всех деревьев вообще.
Правовые же понятия выступают в качестве конкретизации и рационализации идеи права и правосознания. Каждое из них отражает какую-то конкретную определенность права. В своем многообразии и единстве они выражают сущность права и правосознания. В рамках одного исследования невозможно отразить весь понятийный «арсенал» правосознания, все его разнообразное содержание и проявление в конкретной действительности. Для решения поставленной задачи мы рассмотрим социально-правовые понятия, которые связаны с правосознанием и определяют некоторые его сущностные стороны [4, с. 118].
Правовые понятия имеют логическую структуру, одинаковую для всех понятий. Вместе с тем их содержание и объем обладают некоторыми особенностями, которые следует учитывать в правоприменительной деятельности.
Различают два вида правовых понятий: относительно-правовые и специально-правовые. Относительно-правовые понятия применяются не только в правовой, но и в других сферах деятельности. Например, понятия «доказательство», «свидетель», «закон», «статья», «следствие», «факт» и другие могут иметь не только правовое, но и иное содержание.
Специально-правовые понятия отражают только правовые качества объекта. Например, «суд», «истец», «ответчик», «правонарушение» «правовая норма», «преступлении», «наказание» и др.
Относительно-правовые понятия превращаются в специально-правовые, если к их содержанию добавляется специально-правовой видовой признак.
Например, понятие «закон» является относительно-правовым, а «юридический закон» - специально-правовым понятием. Для более точного выражения правового смысла следует употреблять только специально-правовые понятия, хотя в отдельных случаях юристами используются и относительно-правовые понятия.
Специально-правовые понятия, используемые во всех отраслях права, в свою очередь, подразделяются на два подвида: общие и специфические. Общие правовые понятия вырабатываются общей теорией права, являющейся методологической основой отраслевых разделов. Например, «правосознание», «правопорядок», «законность», «правовая норма», «субъект правоотношений», «юридическая ответственность» и др. — это общие специально-правовые понятия, которые широко используют в уголовном праве, гражданском праве, в уголовном процессе и т. д.
Специфические отраслевые понятия выражают особенности конкретной отрасли права. Они используются для познания отношений, регулируемых данной отраслью. Понятия уголовного права, например такие, как «преступление», «умышленное убийство», «давность привлечения к уголовной ответственности» и др., отличаются по своей юридической природе, скажем, от понятий гражданского права - «залог», «находка», «письменные сделки».
Даже в рамках одной науки, изучающей конкретную отрасль права, термины различаются. Так, криминология оперирует такими понятиями, как «латентная преступность», «личность преступника», «предупреждение преступления» и др. А криминалистическая виктимология - «жертва», «виктимность», «виктимизация» и др.
Устойчивость и определенность правовым понятиям придает то, что они закрепляются в законе. Возведенные в юридический закон понятия становятся для субъектов познания единственными и обязательными. Никто не должен употреблять понятие, указанное в законе, в ином смысле, чем это предусмотрено законодателем. Например, понятие любого конкретного состава преступления (убийства, кражи, клеветы и т.д.) включает строго определенную совокупность существенных признаков, которая не может быть ни увеличена, ни сокращена.
Следующей группой слов являются слова-синонимы. Синонимы - это слова, тождественные или очень близкие по своему значению. Например, для обозначения участников преступления в Уголовном кодексе Российской Федерации используются синонимы «соучастник» и «пособник». Для обозначения воровства также употребляются синонимы «кража» и «хищение».
В-четвертых, в обыденной речи к основному семантическому значению понятий часто добавляются дополнительные оттенки, служащие для выражения эмоционального или оценочного отношения говорящего к предмету мысли. Например, пары слов «собрание» и «сборище», «глава» и «главарь», «адвокат» и «адвокатишка» совпадают по своему семантическому значению.
Однако во втором слове каждой пары слов присутствует негативный оттенок, которого нет в первом слове. В данном случае также нет полного совпадения понятия и слова.
Таким образом, понятие, находясь в неразрывном единстве со словом, не всегда однозначно с ним совпадает. Слово является формой выражения понятия, а понятие, в свою очередь, выражает смысловое содержание слова.
Изучая понятия правосознания, можно воспроизвести основной понятийный массив – свобода, равенство, независимость, справедливость и закон, которые образуют диалектическое единство. На основе философско-правового и сугубо юридического анализа мы сможем раскрыть определенность этих понятий, их смысл и роль в понимании сущности права и правосознания. В рамках изучения содержания данных понятий нам еще предстоит решить вопрос о том, является ли каждое из них только лишь правовым понятием или они действуют и в других сферах науки [6, с. 175].
Научная практика подтверждает, что действие этих понятий не огранивается сферой правосознания, так как они имеют множество контекстов. Понятия свободы, справедливости, равенства и закона без всяких оговорок могут быть отнесены к универсальным средствам выражения определенных сторон действительности, так как с их помощью можно выразить реальность в самых различных ее формах, например, правовой, моральной, нравственной, политической и др. [5, с. 107].
Важно учитывать, что содержание правовых понятий определяется не только конкретной предметностью, но и общей логикой действительного, эмпирического, массового правосознания, а не дистиллированной, абстрактной моделью правового сознания. Так, например, в западном праве свобода понимается как свобода себя вести в соответствии с необходимостью, воплощенной в требовательности к себе и в ответственности перед собой как личностью. В российском праве свобода ассоциируется со способностью вести себя в согласии с таким внутренним побуждением, которое воплощено в своеволии, в несвязанности с необходимостью.