Интенциональность и очевидность. Истоки трансцендентальной феноменологии Гуссерля

№5-1,

Философские науки

Рассматривается соотношение концепций интенциональности и очевидности в феноменологии Эдмунда Гуссерля. Прояснение взаимосвязи этих концептов крайне существенно для экспликации неявных оснований трансформации первоначального-дисциплинарно нейтрального-феноменологического проекта в радикальную трансцендентально-философскую доктрину.

Похожие материалы

Рассматривается соотношение концепций интенциональности и очевидности в феноменологии Эдмунда Гуссерля. Прояснение взаимосвязи этих концептов крайне существенно для экспликации неявных оснований трансформации первоначального-дисциплинарно нейтрального-феноменологического проекта в радикальную трансцендентально-философскую доктрину.

Как известно, публикация второго тома Логических исследований Эдмунда Гуссерля положила начало формированию феноменологии как радикальной философской концепции. Между тем собственную предметную область, особый исследовательский метод и, как следствие, известную степень самостоятельности и даже институциональный статус феноменология обрела лишь с выходом в свет другого программного труда Э. Гуссерля, - 1-го тома Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии (далее Идеи). Тем самым окончательное оформление феноменологии в философскую доктрину совпадает с «трансцендентальным поворотом», произошедшим в феноменологических исследованиях Э. Гуссерля в 1904-1905 гг., т. е. вскоре после публикации Логических исследований. В этом отношении Идеи представляют собой литературное оформление этого поворота.

Тем не менее, Логические исследования и Идеи репрезентируют различные и, следовательно, относительно самостоятельные типы феноменологического философствования:

Логические исследования заключают в себе аналитически-дескриптивную феноменологию, понимаемую, прежде всего, как исследовательский метод, свободный от жесткой привязки к конкретному полю исследований. Идеи репрезентируют конститутивную феноменологию, феноменологию трансцендентального, т. е. «конституирующего смысл» сознания, обладающую всеми чертами сформировавшегося философского направления.

Несмотря на существенные различия в трактовке задач и предмета феноменологического исследования, обе эти работы, как полагает и сам Э. Гуссерль, образуют последовательность в рамках имманентного развития феноменологии сознания. Во Введении к 1-му тому Идей Э. Гуссерль касается вопроса о месте Логических исследований в развитии своей философии, характеризуя эту работу как «первый прорыв» чистой феноменологии [1. S. 4].

В нижеследующих заметках мы попытаемся эксплицировать некоторые мотивы трансформации феноменологии, первоначально понимаемой в качестве аналитически-дескриптивного метода, в трансцендентально-философскую доктрину, контуры которой задаются идеей конституирующего сознания и методическими процедурами трансцендентальных эпохе и редукции. (Последние два термина нередко употребляются Э. Гуссерлем как взаимозаменяемые выражения. При этом Э. Гуссерль отдает явное предпочтение термину «редукция». В дальнейшем мы попытаемся продемонстрировать наличие оснований для систематического различения двух этих терминов, коренящихся в различии соответствующих методических процедур. Пока же можно только отметить, что редукция в трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля выполняет две различные функции. Она выступает, с одной стороны, как способ подхода к предметному полю трансцендентально-феноменологического исследования - и в этом случае, возможно, более уместным было бы выражение «эпохе», - с другой стороны, как способ исследования самого этого поля.) Те мотивы, о которых пойдет речь в дальнейшем - отнюдь не биографического или социально-культурного свойства. Не обусловлены они и современным Э. Гуссерлю состоянием философских исследований. Не найти их и среди тенденций имманентного развития первоначальной феноменологической проблематики. Однако если и существует нечто, способное оказывать более сильное влияние на формирование философской позиции, нежели авторские предпочтения и научные конвенции современности, так это только власть языка и традиции.

Выдвигаемый нами тезис заключается в следующем: именно характер взаимосвязи гуссерлев-ских концепций интенциональности и очевидности индицирует внутренние метаморфозы в философском творчестве Э. Гуссерля при его переходе от аналитически-дескриптивной феноменологии «Логических исследований» к трансцендентальноконститутивной феноменологии «Идей к чистой феноменологии».

В дальнейшем мы рассмотрим взаимосвязь ин-тенциональности и очевидности как отношение фундирования, что предполагает наличие двух логических возможностей: 1) либо интенциональ-ность составляет источник смысла очевидности, 2) либо очевидность задает определенную телеологическую перспективу определения интенциональ-ности. В соответствии с этими двумя возможностями, мы попытаемся обосновать наличие в феноменологии Э. Гуссерля, по меньшей мере, двух сортов очевидности: 1) нормативная (или регулятивная) и 2) конститутивная очевидность.

Список литературы

  1. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phanomenologie und phanomeno-logischen Philosophie. Erstes Buch // Husserl E. Gesammelte Wer-ke, Bd. 5. - Hairing: Meiner Verlag, 1992. - 452 S.
  2. Husserl E. Logische Untersuchungen. Zweiter Band. I. Teil. Unter-suchungen zur Phanomenologie und Theorie der Erkenntnis // Husserl E. Gesammelte Werke, Bd. 5. - Hamburg: Meiner Verlag, 1992. - 529 S.