Технологическое целеполагание в рамках образовательной области «современные информационные технологии»

№58-2,

педагогические науки

В рамках данной статьи мы рассмотрим вопрос о создании технологического целеполагания учебной дисциплины «Современные информационные технологии», имеющей существенное значение в системе профессиональной подготовки конкурентоспособных выпускников ВУЗов, способных к инновационной деятельности в самом широком смысле в условиях развивающегося информационного общества.

Похожие материалы

Разработка комплекса учебно-методических материалов (системы микроцелей – реализация педагогической технологии целеполагания [9], теоретического материала, компьютерного практикума, индивидуальных заданий для организации самостоятельной работы студентов бакалавриата, тестовый материал) является актуальной методико-технологической задачей. Решение этой методико-технологической задачи связано с реализацией компетентностного подхода к подготовке выпускника ВУЗа [1, 2] и компетентностного подхода к проектированию педагогических объектов [7]. Создаваемый комплекс учебно-методических материалов предназначен для детализированного изучения возможностей современных информационных технологий в процессе решения типовых задач профессиональной деятельности будущими бакалаврами экономики, менеджмента, политологии и других гуманитарных специальностей и направлений подготовки [16, 17].

Технологические процедуры разработки комплекса учебно-методических материалов могут быть использованы при подготовке студентов по другим направлениям подготовки, в том числе в системе дистанционного обучения. Среди технологических процедур, используемых для создания новой образовательной среды на факультете дистанционного обучения Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова и достижения положительной динамики формирования ключевых и предметных компетенций в рамках образовательной области «Информационные технологии» отметим следующие:

  • Процедура методического анализа»
  • Процедура целеполагания»,
  • Процедура дозирования»,
  • Процедура диагностики»,
  • Процедура коррекции»,
  • Процедура развертывания логической структуры учебного процесса»,
  • Процедура оптимизации».

Методические рекомендации по инструментальной реализации приведенных технологических процедур представлены в публикациях [14, 15]. Освоение будущими бакалаврами специальных принципов работы на персональном компьютере – залог успеха их будущей профессиональной деятельности в условиях повышения актуальности применения количественных методов исследования разнообразных проблем и ситуаций, математизации и информатизации всех сфер деятельности, а также показатель её эффективности в условиях все возрастающей конкуренции на рынке труда [10]. Разработка содержания и методических основ преподавания двух уровневого учебного курса «Современные информационные технологии: базовый уровень» и «Современные информационные технологии: профильный уровень» является актуальной задачей при современном интенсивном развитии информационных систем и информационных технологий, активном внедрении их во все сферы целенаправленной человеческой деятельности, включая педагогическую (образовательную) деятельность.

Особый интерес информационная культура вызывает в условиях модернизации методической и содержательной подготовки будущего учителя математики и информатики [8]. Идея повышения уровня информационной культуры учителя математики и информатики нашла отражение в разработанной концепции прикладной математической подготовки будущего учителя информатики.

Так как профессиональная деятельность находится в тесном контакте и даже в зависимости от новейших достижений информационных технологий, разработка нового содержания и внедрение двухуровнего учебного курса «Современные информационные технологии: базовый уровень» и «Современные информационные технологии: профильный уровень» в учебный процесс реализуются с использованием инновационного дидактического инструментария, созданного в связи с модернизацией отечественного математического и информационного образования с использование новых информационных технологий WolframAlpha [3, 12]. Прежде всего необходимо отметить тенденции применения новых педагогические технологии (технологии проектирования учебного процесса, технологии проектирования индивидуально образовательной траектории, технология проектирования методической системы, технология проектирования образовательной среды и др.), информационных технологии, интеграции информационных и педагогических технологий [6] в условиях функционирования государственных образовательных стандартов последнего поколения.

Система микроцелей учебной темы «Информация и информационные процессы»
Рисунок 1. Система микроцелей учебной темы «Информация и информационные процессы»

Анализ состояния развития информационных и педагогических технологий [4, 11, 18], уровня информационной подготовки студентов бакалавриата, анализ множества потребностей в кадрах в современных динамично меняющихся социально-экономических условиях делает очевидным необходимость системного рассмотрения теоретических и практических материалов в новой учебной дисциплине «Современные информационные технологии». Представим далее фрагмент системы микроцелей по нескольким учебным темам. На рис. 1. представлена система микроцелей учебной темы «Информация и информационные процессы».

Система микроцелей учебной темы «Представление информации»
Рисунок 2. Система микроцелей учебной темы «Представление информации»

Рисунок 2 содержит систему микроцелей второй учебной темы «Представление информации», на рисунке 3 представлена система микроцелей учебной темы «Системы счисления». Далее, на рисунки 4 и 5 содержат двухуровневую систему микроцелей четвертой учебной темы «Алгоритмизация и программирование», традиционно вызывающей затруднения у большинства студентов бакалавриата. Подобное представление учебного процесса позволяет акцентировать внимание на реализацию прикладной направленности обучения математике с использованием информационных технологий [19], более четко задавать и контролировать реализацию проекта изучения в рамках каждой учебной темы, реализуя множество межпредметных связей.

Система микроцелей учебной темы № 3 «Системы счисления»
Рисунок 3. Система микроцелей учебной темы № 3 «Системы счисления»
Система микроцелей учебной темы № 4 «Алгоритмизация и программирование» (уровень A)
Рисунок 4. Система микроцелей учебной темы № 4 «Алгоритмизация и программирование» (уровень A)
Система микроцелей учебной темы № 4 «Алгоритмизация и программирование» (уровень B)
Рисунок 5. Система микроцелей учебной темы № 4 «Алгоритмизация и программирование» (уровень B)

Представленный фрагмент системы микроцелей позволяет учитывать многаспектные связи математики и информатики [5], экономики и информатики [21], акцентировать внимание на развитие информационной культуры бакалавра, необходимой для принятия решений в условиях риска и неполноты информации [20], решения типовых задач будущей профессиональной деятельности с учетом исследовательских и прикладных возможностей современных информационных технологий [13], среди которых исследование теоретико-игровых моделей, различные задачи экономической кибернетики и теории принятия решений в различных сферах деятельности.

Список литературы

  1. Асланов Р. М., Муханова А. А., Муханов С. А. Проектирование интерактивных образовательных ресурсов на основе технологий Wolfram CDF // Преподаватель XXI век. – 2016. – Т. 1. – № 1. – С. 96-103.
  2. Асланов Р. М., Синчуков А. В. Компетентностный подход в подготовке будущего учителя информатики и математики // Преподаватель XXI век. – 2008. – № 2. – С. 11-16.
  3. Асланов Р. М., Синчуков А. В. Компетентностный подход в подготовке учителя математики // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – Т. 2. – № 1. – С. 132-134.
  4. Балдин К. В. Информационные технологии в менеджменте. – М.: Academia. – 2012. – 288 с.
  5. Балдин К. В. Математика и информатика. – М.: Кнорус, 2015. – 368 с.
  6. Власов Д. А. Интеграция информационных и педагогических технологий в системе прикладной математической подготовки будущего специалиста // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 2. – С. 109-117.
  7. Власов Д. А. Компетентностный подход к проектированию педагогических объектов // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. – 2008. – № 6-2. – С. 124-127.
  8. Власов Д. А. Концепция прикладной математической подготовки будущего учителя информатики // Информатика и образование. – 2009. – № 8. – С. 123-124.
  9. Власов Д. А. Целеполагание в системе математической подготовки бакалавра // Социосфера. – 2014. – № 2. – С. 165-169.
  10. Власов Д. А., Синчуков А. В. Новые технологии WolframAlpha при изучении количественных методов студентами бакалавриата // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2013. – № 4. – С. 43-53.
  11. Голицина О. Л., Максомов Н. В. Информационные технологии. – М.: Инфа-М, 2015. – 608 с.
  12. Качалова Г. А., Власов Д. А. Технологии WolframAlpha при изучении элементов прикладной математики студентами бакалавриата // Молодой ученый. – 2013. – № 6. – С. 683-691.
  13. Лихтенштейн В. Е., Росс Г. В. Информационные технологии в бизнесе. – М.: Финансы и статистика. – 2009. – 560 с.
  14. Монахов В. М. Введение в теорию педагогических технологий. Волгоград: Перемена, 2006. – 318 с.
  15. Монахов В. М., Ярыгин А. Н., Коростелев А. А. Педагогические объекты. Педагогическое проектирование. Know How технологии. – Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева. – 38 с.
  16. Муханов С. А. Применение информационных технологий при преподавании математики студентам гуманитарных специальностей // Педагогическая информатика. – 2006. – № 1. – С. 60-62.
  17. Муханов С. А. Проектирование общедоступных интерактивных образовательных ресурсов с использованием технологий Wolfram CDF // Приволжский научный вестник. — 2015. — № 11 (51). — С. 112-115.
  18. Светов Б. Я., Цехановский В. В. Информационные технологии. – М.: Юрайт, 2016. – 264 с.
  19. Синчуков А. В. Проблемы реализации прикладной направленности обучения математике с использованием информационных технологий // Инновационная наука. – 2016. – № 10-1. – С. 116-118.
  20. Тихомиров Н. П., Тихомирова Т. М. Риск-анализ в экономике. – М.: Экономика, 2010. — 317 с.
  21. Чистов Д. В. Экономическая информатика. – М.: Кнорус, 2017. – 512 с.