Государственное регулирование агропромышленного комплекса

№58-2,

экономические науки

В современных условиях развития экономики страны усиливается роль государства как принципиально важного фактора в достижении экономического роста и повышения социальной стабильности в стране. Сельское хозяйство ввиду специфики его функционирования и развития еще больше нуждается в регулировании и поддержке со стороны государства.

Похожие материалы

В современных условиях развития экономики страны усиливается роль государства как принципиально важного фактора в достижении экономического роста и повышения социальной стабильности в стране. Сельское хозяйство ввиду специфики его функционирования и развития еще больше нуждается в регулировании и поддержке со стороны государства.

Существующий уровень развития аграрной сферы, низкая инвестиционная привлекательность отрасли, рискованный характер ведения предпринимательской деятельности объективно обуславливают необходимость более взвешенного и системного подхода со стороны федеральных и региональных властей к проведению аграрной политики, позволяющего смягчить отрицательное воздействие рыночного механизма, сформировать конкурентную среду, создать условия для долгосрочного экономического роста и обеспечить продовольственную безопасность страны.

В этой связи особую актуальность приобретают вопросы совершенствования системы государственного регулирования сельского хозяйства, включающей различные формы и методы госрегулирования, учитывающие современное состояние и специфику аграрной сферы и способствующие повышению конкурентоспособности и устойчивости функционирования современных аграрных формирований и достижению социальной стабильности в отрасли.

Агропромышленный комплекс, представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных с развитием сельского хозяйства, обслуживанием его производства и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя. Агропромышленный комплекс России является крупнейшим народнохозяйственным комплексом.

Основными социально-экономическими целями развития АПК являются:

  • достижение устойчивого роста сельскохозяйственного производства;
  • решение продовольственной проблемы страны и приближение уровня потребления продуктов питания к научно обоснованным нормам;
  • удовлетворение спроса населения на непродовольственные товары из сельскохозяйственного сырья;
  • перестройка агропромышленного производства на преимущественно интенсивную форму развития, обеспечение опережающего роста производства конечной продукции;
  • улучшение использования ресурсного потенциала и повышение на этой основе эффективности производства;
  • изменение структуры внешнеторгового оборота в целях постепенного превращения страны в экспортера продовольственной продукции.

Конечная цель АПК коротко может быть сформулирована так: наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и других товарах, вырабатываемых из сельскохозяйственного сырья, при минимальных затратах труда и средств производства.

Только государство с его мощными финансовыми, техническими, образовательными ресурсами, налоговыми и кредитными механизмами способно стать динамичной силой, стимулирующей развитие всех отраслей АПК в направлении роста объемов и эффективности производства.

В целях обеспечения продовольственной независимости страны, восстановления структуры АПК, возрождения ее отраслей созданы программы по эффективному государственному регулированию развития АПК.

Главные задачи государственного регулирования АПК - совершенствование законодательной базы и проведение ясной структурной политики.

Одной из задач государственного регулирования АПК должно быть четкое разграничение полномочий и ответственности федерального центра и регионов, отсутствие которого препятствует формированию единого экономического пространства и создает торговые барьеры. Целесообразна также разработка комплексной федеральной целевой программы устойчивого развития сельской местности.

Рассмотрим данный вопрос на примере СХПК «Нива» Благовещенского района. Используем данные из бухгалтерских отчетностей предприятия за 2013-2015 гг. о государственной помощи (форма №5).

Таблица 1. Государственная помощь за 2013-2015 гг., тыс. руб.

Наименование

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Изменение +, -

Получено бюджетных средств – всего

4 440

3 205

6 191

1 751

В том числе: из федерального бюджета

417

261

1 797

1 380

Из бюджета субъекта Российской Федерации

4 023

2 944

3 950

- 73

Из местных бюджетов

-

-

444

-

Из данных таблицы 1 можно сделать вывод, что к 2015 году по сравнению с 2013-2014 годами полученные бюджетные средства увеличились на 1 751 000 рублей. Эта тенденция является положительным для СХПК «Нива».

Далее рассмотрим расходы организации по обычным видам деятельности в таблице 2.

Таблица 2. Расходы бюджета по обычным видам деятельности, тыс. руб.

Наименование показателя

Период

Получено из бюджета

Расходы по обычным видам деятельности - всего

За 2013

2410

За 2014

3205

За 2015

5430

В т. ч. На растениеводство

За 2013

351

За 2014

700

За 2015

3710

На животноводство

За 2013

1615

За 2014

2305

За 2015

1667

На прочие цели

За2013

444

За 2014

200

За 2015

700

Капитальные вложения во внеоборотные активы, всего

За 2013

2030

За 2014

-

За 2015

-

Закупка сельхозтехники

За 2013

2030

За 2014

-

За 2015

-

Таким образом, существуют как внешние, так и внутренние причины тяжелого состояния сельскохозяйственного производства. Внешние - инфляция, дефицит бюджета, резкое удорожание кредитных ресурсов, неплатежи; политическая нестабильность, обусловившая нарушение или полный распад межотраслевых и территориальных связей; ослабление государственного управления аграрной экономикой, изменение правил экономического поведения и противоречивость земельного и аграрного законодательства; снижение уровня доходов большинства населения, что обусловило его низкую покупательную способность и сокращение платежеспособного спроса на продукты питания. Внутренние - несовпадение между преобразованиями отношений собственности (приватизация земли и имущества предприятий) и изменениями общеэкономических условий хозяйствования в АПК, включая развитие рыночной инфраструктуры и так далее.

Особое внимание при этом должно уделяться исследованию проблем рыночных отношений, формированию стратегии развития и совершенствования организации управления в региональных агропромышленных комплексах, так как именно они в первую очередь призваны решать проблемы стабилизации экономики и повышения жизненного уровня населения. Поэтому в настоящее время проводятся определенные мероприятия по восстановлению и развитию сельского хозяйства в стране.

Список литературы

  1. Арсланбекова Р. М., Арасланбаев И. В. Роль ИКС в повышении экономической эффективности АПК [Текст] В сборнике: состояние и перспективы развития экономики в условиях неопределенности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 13-15.
  2. Сафаргалина Ю. М., Арасланбаев И. В. Опыт управления государственного регулирования АПК [Текст] В сборнике: состояние и перспективы развития экономики в условиях неопределенности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 202-204.
  3. Буравова С. Н., Арасланбаев И. В. Единый портал государственных и муниципальных услуг [Текст] В сборнике: Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий. Сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры «Статистики и информационных систем в экономике». МСХ РФ, БГАУ. Уфа, 2011. С. 279-280.
  4. Ганеева А. М., Арасланбаев И. В. Роль информатизации в современном обществе [Текст] В сборнике: Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий. Сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры «Статистики и информационных систем в экономике». МСХ РФ, БГАУ. Уфа, 2011. С. 275-276.