Причины и последствия вооружённых нападений в школе

NovaInfo 84, с.265-269
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 7
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена проблеме школьного насилия. На конкретных примерах рассматриваются причины и последствия нападений в школах. Представлены результаты исследования уровня агрессивности учеников 9 класса.

Ключевые слова

ЖЕСТОКОСТЬ, АГРЕССИЯ, НАСИЛИЕ, ШКОЛА

Текст научной работы

Что вы чувствуете, когда слышите об очередном акте насилия в школе? Наверное, каждый из нас в той или иной мере сталкивался с этим явлением, но в последнее время эта проблема стала особенно актуальной. По данным ООН каждый десятый школьник в мире подвергается насилию [1]. Из СМИ мы всё чаще узнаём о происшествиях, приведших к многочисленным жертвам. Это происходит по всему миру, в том числе и в России. Почему такое случается всё чаще и чаще?

Как бы хорошо не охранялось учебное заведение и как бы не заботились о создании благополучного микроклимата родители и учителя, ребёнок так или иначе может быть подвержен агрессии со стороны других учеников. Это обстоятельство не может не беспокоить родителей и педагогов.

Распознать потенциального агрессора бывает крайне нелегко. Однако если не приложить должных усилий к решению этой проблемы, последствия могут быть непоправимыми. Опыт показывает, что насилие в детстве не проходит бесследно: большинство детей, подвергавшихся агрессии в раннем возрасте, вырастают такими же жестокими. Школа — важнейший социальный институт, который формирует личностные качества человека, поэтому важно свести к минимуму всё, что может негативно отразиться на развитии ребёнка. Чаще всего травле подвергаются дети, которые таким или иным образом выделяются из общей массы, ведь им труднее противостоять большинству.

Ни для кого не секрет, что данная проблема не является новой. Исследования в этой области ведутся ещё с XX в. Над проблемой насилия в школе бьются психологи и педагоги из разных стран.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения, насилие — это «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб» [2].

Физическое насилие представляет собой непосредственное применение физической силы. В определении насилия психологического нет единого мнения. Однако точно можно сказать, что оно проявляется в следующих формах:

  1. Унижение достоинства личности.
  2. Оскорбления и угрозы в адрес самих учащихся, членов их семей и близких.
  3. Бойкотирование, или физическая\социальная изоляция учащегося.
  4. Шантаж ребёнка, его близких.
  5. Выведение ребёнка из душевного равновесия путём деструктивной критики.
  6. Демонстрация персонального негативного отношения к учащемуся.
  7. Клевета по отношению к ребёнку.

Порой демонстрация агрессивного поведения доходит до такой степени, что школьники прибегают к преступлениям. Нам всем известны случаи, когда вооружённые подростки устраивают кровавые расправы в образовательном учреждении. Но являются ли их жертвы случайными?

Подростки идут на такой шаг по разным причинам.

Например, всем известный случай массового убийства в школе «Колумбайн»[3]. 20 апреля 1999 года в школе «Колумбайн» (США, штат Колорадо) произошло заранее подготовленное нападение двух старшеклассников — Эрика Харриса и Дилана Клиборда — на учеников и сотрудников с применением стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств. Последствия: 36 человек ранено, из которых 13 — смертельно. После нападавшие совершили самоубийство.

В возрасте 15 лет они вступили в неформальную школьную организацию «Мафия плащей» — сообщество для тех, кто считал себя лучше остальных, кто хотел выделиться из толпы. Большинство учащихся насмехались над участниками сообщества, над их увлечениями, привычками и внешним видом. Чаще всего они подвергались унижениям со стороны школьных спортсменов. По мнению большинства, Эрик и Дилан были неудачниками, не вписывающимися в систему. Они не раз были пойманы за свои предыдущие мелкие преступления. Психологи признали Эрика Харриса депрессивным подростком и приписали ему принимать антидепрессанты.

Так кто же всё-таки виновен в случившемся?

Многие уверены, что именно «жестокие» видеоигры могли стать причиной такого поведения подростков. Однако большинство исследователей полагают, что не всегда «жестокие» видеоигры способствуют повышению агрессивности подростка. Напротив, такие игры предоставляют человеку возможность выплеснуть негативные эмоции. Нельзя однозначно утверждать, что именно видеоигры стали причиной психических отклонений у Эрика и Дилана.

Известно также, что участники сообщества «Мафия плащей» увлекались прослушиванием «тяжёлой» музыки. Многочисленные эксперименты доказали, что прослушивание того или иного жанра никак не влияет на уровень агрессивности человека.

Не секрет, что в США нет запрета на ношение оружия. В следствие этого преступники легко смогли его заполучить. Но стоит заметить, что в тех странах, где такой запрет имеет место быть, всё равно происходят случаи насилия в школе, если не с огнестрельным, то с холодным оружием.

Как было сказано выше, Эрик Харрис принимал антидепрессант (флувоксамин). Науке известны побочные эффекты: бессонница, вспышки агрессии и потеря контроля над поведением.

И всё же причиной такого поступка — подготовленного массового убийства — можно назвать нетерпимое отношение со стороны учеников школы, и как следствие конфликты с ними.

К сожалению, в России известно также немало случаев нападения в школах. 19 января 2018 года учащийся школы №5 города Улан-Удэ бросил зажигательную смесь в класс русского языка и литературы, где проходил урок у семиклассников, а после напал на школьников и учительницу[4]. После этого преступник ударил себя ножом в грудь и выпрыгнул из окна, но выжил.

Известно, что он увлекался нацистской культурой и был причастен к субкультуре, которая романтизирует криминальную жизнь. Также у подростка были ненормальные отношения с семьёй: он неоднократно издевался над младшими братьями, оскорблял и закрывал в комнате. Одноклассники характеризуют его неоднозначно: одни говорят, что от него часто можно было услышать расистские шутки, а также, что он рисовал свастику себе на руке, другие отзываются о нём, как о неконфликтном человеке.

Таким образом, ещё одной причиной подобного поведения подростков можно назвать причастность к сомнительным группировкам, а также нездоровые отношения в семье.

Важно вовремя обнаружить возможные очаги агрессии. Для этого необходимо периодически проводить различные диагностики уровня агрессивности.

Одним из способов диагностики является тест «Рисунок несуществующего животного». Главной целью методики является общее исследование личности, на основе которого можно выдвинуть гипотезу о некоторых её особенностях. Однако нельзя сделать однозначных выводов без комплексной диагностики. Нами было проведено исследование, в котором мы просили учащихся 9 класса нарисовать несуществующее животное. На многих рисунках можно было наблюдать когти, красные глаза, зубы, шипы, а также на одном рисунке была изображена, вероятно, кровь. Таким образом, у 7 из 20 участников исследования были выявлены признаки агрессивности, что может говорить о напряжённой обстановке в классе. В таком случае учителю необходимо обратить внимание на атмосферу в классе: провести групповые и индивидуальные беседы как с самими учениками, так и с их родителями.

Таким образом, важно вовремя заметить признаки повышенной агрессии среди детей, чтобы принять необходимые меры. Незамеченная или проигнорированная проблема ребёнка может привести к самым ужасным и непоправимым последствиям.

Читайте также

Список литературы

  1. Pinheiro 2006 World Report on Violence Against Children
  2. Всемирная Организация Здравоохранения. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире. 2002.
  3. Массовое убийство в школе «Колумбайн» https://ru.wikipedia.org/wiki/Массовое убийство в школе «Колумбайн»
  4. Мальчик с топором ранил несколько учеников в школе в Улан-Удэ http://tass.ru/proisshestviya/4885180

Цитировать

Щетинина, А.А. Причины и последствия вооружённых нападений в школе / А.А. Щетинина, В.В. Устинская. — Текст : электронный // NovaInfo, 2018. — № 84. — С. 265-269. — URL: https://novainfo.ru/article/15042 (дата обращения: 23.01.2022).

Поделиться