Агрессивное поведение у подростков занимающихся каратэ

NovaInfo 34, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Представлены результаты изучения агрессивного поведения у подростков занимающихся каратэ. Определены основные виды проявления агрессии и их уровни у подростков. Показано, что занятия каратэ изменяют и влияют на уровень вербальной и физической агрессии.

Ключевые слова

ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ, АГРЕССИЯ, КАРАТЭ, ПОДРОСТКИ, ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ, ТЕСТ БАССА-ДАРКИ

Текст научной работы

Проблематика агрессии в боевых видах спорта всегда вызывала интерес, существуют мнения, что занятия контактными видами спорта способствуют у подростка роста уверенности в себе, но так же приводят к росту сознательной агрессии.

Проблема агрессии изучалась многими учеными, как зарубежными (Лоренц; Бандура; Бэрон; Хорни; Ричардсон; Фромм; Берковиц; Бендер; Карл Маркс; Холл; Уилсон; Кауфма), так и отечественными (Сафонов; Фурманов; Немов; Заградова; Осинский; Левитов; Сенюк; Антонян; Кудрявцев; Леонтьев; Реан; Трапезникова).

Исходя из всего вышесказанного становится актуальным анализ проблемы агрессивного поведения подростков, занимающихся спортом.

Нашим предположением было, что занятия каратэ понижают уровень физической и вербальной агрессии у подростков.

Исследование, в котором приняло участие 30 человек возраста 15-16 лет было проведено на базе спортивной школы “Киокушин каратэ” р. Ленинский, г. Барнаула.

Первой задачей направленной на выявление уровня проявления основных видов агрессии у подростков на первых этапах занятиями каратэ. С этой целью был проведен тест Басса-Дарки. Были получены следующие результаты: уровень вербальной агрессии и чувства вины занимают лидирующие места, физическая агрессия и подозрительность так же имеют высокие показатели. Это свидетельствует о том, что подростки предпочитают выплескивать свои негативные эмоции посредством интонаций и других невербальных компонентов речи, так и при помощи содержательных высказываний. В то же время они очень подозрительны, всегда ожидают обмана или подвоха.

Второй задачей было выявить уровень проявления основных видов агрессии у подростков занимающихся каратэ в конце года занятий, так же был использован тест Басса-Дарки.

Проведенное исследование показало значимые различия в проявлениях основных видов агрессии у подростков занимающихся каратэ в начале и уже после года занятий. Удалось выявить, что уровень вербальной и физической агрессии снизился, как и предполагалось в начале исследования. Это связано со стилем обучения каратэ, ведь прежде всего вся специфика обучения направлена столько не на боевые приемы, сколько на контроль своих эмоций, прежде всего агрессии.

"Вы думаете, что каратэ - это удар, на самом деле каратэ - это поклон" - знаменитая поговорка среди мастеров каратэ. Невозможно заниматься с агрессивным настроем. Иногда мы думаем, что агрессивны, но это чувство больше готовность принять решение, среагировать. Каратэ учит не столько техникам ведения боя, сколько духовному развитию и контролю своих эмоций.

Таким образом можно заключить, что структура учебно-педагогического процесса занятий каратэ идеально подходит для агрессивно настроенных подростков, под чутким руководством наставника подросток научиться контролировать себя, свои порывы и эмоции.

Читайте также

Список литературы

  1. Волков Б. С. Психология подростка: Учебное пособие. М.: Академический Проект; Таудеамус, 2005. – 208 с. – («Gaudeamus»).
  2. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. М., 1986.
  3. Кретти Б. Психология в современном спорте. М., 1978.
  4. Кобзева О.В. Динамика агрессивности в подростковом возрасте//Научное обозрение, 2006. - №2. – с. 196 – 201.
  5. Сафонов В. К. Агрессия в спорте. СПб., 2003.
  6. Степанов. С.В Теоретические и методологические основы многолетней спортивной подготовкив кеукусин каратэ.

Цитировать

Фролова, Н.В. Агрессивное поведение у подростков занимающихся каратэ / Н.В. Фролова, В.В. Шенцов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 34. — URL: https://novainfo.ru/article/3714 (дата обращения: 14.08.2022).

Поделиться