Применение технологии групповой деятельности на уроках физики

NovaInfo 58, с.350-353, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье автор говорит об особенностях применения технологий групповой деятельности на уроках физики. Опыт работы со студентами колледжа.

Ключевые слова

УРОК ФИЗИКИ, ПРОЕКТ, СТУДЕНТЫ КОЛЛЕДЖА, ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Текст научной работы

Современные образовательные технологии постоянно претерпевают изменения. Общество, в связи с новыми тенденциями, предъявляет и новые запросы к тому, каким должен быть выпускник колледжа. В федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования проблеме применения инновационных технологий в образовательном процессе, уделяется большое внимание.

Методической темой ГБПОУ КАТ №9 г. Москвы является - «Применение инновационных технологий – важнейший фактор повышения качества образования». Все преподаватели работают в этом направлении.
На уроках физики активно применяются технологии групповой деятельности.

Групповая деятельность - это такая технология, при которой малым группам обучающихся ставят единую познавательную задачу, а для её решения необходимо объединение усилий всех её членов и их тесное взаимодействие.
Основные цели групповой деятельности:

  1. Обеспечение активности в деятельности обучающихся.
  2. Достижение высокого уровня в усвоении содержания обучения, что определяет актуальность, значимость и эффективность использования этой технологии.

Целевые направленности групповой деятельности:

  1. взаимное обогащение обучающихся в группе;
  2. активизация учебно-познавательной деятельности через организацию совместных действий;
  3. распределение действий, операций, формирующее кооперативную компетенцию обучающихся;
  4. необходимая и адекватная коммуникация для планирования деятельности и выбора способов действия;
  5. обмен способами деятельности для получения совокупного продукта – решения проблемы;
  6. рефлексия для формирования отношения к своему действию и коррекции этого действия.

Известны следующие групповые способы обучения: Классно урочная организация; лекционно-семинарская система; формы дифференциации учебного процесса; дидактические игры; бригадно-лабораторный метод; метод проектов; Белл- ланкастерская система; метод Трампа.

Особенности организации групповой деятельности:

  • коллектив обучающихся делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или преподавателя;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • состав группы подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Подготовка к выполнению группового задания:

  • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  • инструктаж о последовательности работы;
  • раздача дидактического материала по группам.

Групповая работа:

  • знакомство с материалом, планирование работы в группе;
  • распределение заданий внутри группы;
  • индивидуальное выполнение задания;
  • обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

Применение групповых технологий

  • При проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам;
  • при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка;
  • на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач;
  • при изучении текстов, копий исторических документов и т.п.

В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

Мы часто применяем технологию групповой деятельности во время лабораторно – практических работ, но интересно применить этот метод и на других занятиях, например, когда нужно за короткое время повторить и обобщить большой объём учебного материала. Рассмотрим, как это можно сделать на примере урока – повторения по большой теме: “Электрический ток в различных средах”, на который отводится 45 минут. Чтобы за такое время успеть повторить большую тему, заранее разделим группу на 5 команд по числу сред.

Первая группа – металлы
Вторая группа – полупроводники
Третья группа – электролиты
Четвёртая группа – вакуум
Пятая группа – газы

Каждая команда готовит самостоятельно компьютерную презентацию каждой темы. В каждой команде есть теоретик, демонстратор, экспериментатор. Каждая команда должна в своих презентациях осветить следующие вопросы:

  1. основные носители заряда;
  2. основные формулы;
  3. применение в науке и технике.

Во время подготовительного этапа преподаватель консультирует учащихся по вопросам содержания компьютерных презентаций.
В начале занятия преподаватель знакомит учащихся со всеми этапами урока.
Образовательная цель урока: повторение основных понятий темы: какие частицы являются основными носителями заряда в этих средах, основные законы: (законы Ома и закон Фарадея для электролиза), применение электрического тока в данных средах.

Развивающая цель урока: развивать познавательный интерес, формировать умение планировать работу и ориентироваться в информационном пространстве, совершенствовать умение сравнивать, анализировать учебный материал при составлении обобщающей таблицы, формировать навыки проводить исследования и умение выступать перед аудиторией, защищая свою работу; совершенствовать навыки самостоятельной учебной работы.

Воспитательная цель урока: создать мотивацию к учебе; устанавливать связь с жизненным опытом; формировать умение работать в группе, сотрудничать.

Читайте также

Список литературы

  1. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989.
  2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.
  3. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под. ред. И.Б.Первина. М.: Педагогика, 1985.
  4. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. - М.: Просвещение, 1975.
  5. Никитаева М.В. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. М: Перспектива, 2015. 48с.
  6. Никитаева М.В. Социализация школьников на основе инновационных образовательных проектов: Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва, 2012.
  7. Фридман Л.M. и др. Изучение личности учащихся и ученических коллективов: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1988.

Цитировать

Вельчинская, Г.В. Применение технологии групповой деятельности на уроках физики / Г.В. Вельчинская. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 58. — С. 350-353. — URL: https://novainfo.ru/article/10552 (дата обращения: 21.05.2022).

Поделиться