Развитие учебно-познавательной компетентности студентов

NovaInfo 58, с.353-359, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 20
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития учебно-познавательной компетентности студентов как одной из базовых компетенций специалиста. В статье раскрываются возможности дисциплин для развития учебно-познавательной компетентности обучающихся. Подчеркивается роль самостоятельной работы для развития учебно-познавательной компетенции студентов.

Ключевые слова

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ, СТУДЕНТЫ, УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Текст научной работы

В современных образовательных условиях одной из важнейших задач образования является развитие компетенций обучающихся.

Учебно-познавательная компетентность – это владение умениями в сфере самоуправляемой учебно-познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Владение креативными умениями продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением эвристическими методами решения проблем, умение отличать факторы от домыслов, владение измерительными навыками, использования вероятностных, статистических и иных методов познания.

Учебно-познавательная компетенция – это компетенция умения учиться, актуальность которой остаётся неизменной не только в современной школе, но и в колледже и даже в вузе.

Проблему формирования и развития у обучающихся умения учиться можно отнести к разряду основных в педагогике. Изначально в «Великой дидактике» Яном Амосом Коменским было сказано, что альфой и омегой в обучении должно быть открытие метода, при котором учащиеся меньше бы учили, а больше бы учились: в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше доступа, радостей и основательного успеха. Проблема развития учебно-познавательной компетенции является сложной проблемой, требующей для решения учёта мировоззренческих, дидактических, методологических и управленческих аспектов:

Во-первых, значение учебно-познавательной компетенции подчас сводится только к лозунгу «учись учиться». Однако учебно-познавательную компетенцию следует рассматривать и обосновывать как фактор формирования академической и профессиональной мобильности личности, основу социальной конкурентоспособности выпускника любого уровня образования.

Во-вторых, существующая в настоящее время классно-урочная система, разбивающая содержание образование на отдельные учебные дисциплины, во многом препятствует целостному решению проблемы развития учебно-познавательной компетентности как ключевой образовательной компетентности. Необходимо простое, но эффективное решение, с одной стороны, учитывающее объективный характер классно-урочной системы, а с другой стороны - рассматривающее проблему учебно-познавательной компетентности не только как методическую, но и как проблему мировоззренческую, то есть убежденности всего педагогического коллектива в приоритетности решения данной проблемы.

В-третьих, практическое решение проблемы развития учебно-познавательной компетентности предполагает выстраивание сложной управленческо-методической цепочки: учебный план, компетентностно-ориентированная учебная программа, компетентностно-ориентированный учебник, учебное и методическое пособия, поурочные разработки и т. д.

В-четвёртых, ключевой характер учебно-познавательной компетентности обуславливает обязательное участие большинства педагогов в этой работе, что соответственно предполагает управление этим процессом. Необходимо обеспечить координацию деятельности педагогов, работающих в одной аудитории, и преемственность педагогов, работающих на различных ступенях образования. Например, в школе, учитывая специфику организации образовательного процесса, основанную на преподавании ведущих учебных предметов одним педагогом, необходимость в координации деятельности педагогов по формированию основ учебно-познавательной компетентности не настолько очевидна, в то время как в колледже этот аспект проблемы является первостепенным. Таким образом, решить проблему качества развития учебно-познавательной компетентности невозможно без соответствующего решения проблемы управления качеством этого процесса.

Наличие данной проблемы подтверждается также результатами международных исследований по определению уровня образования в контексте международных индикаторов качества образования. По мнению международных экспертов PISA–2000, PISA–2006, PISA–2009 (Programme for International Student Assessment) оценивающих образовательный уровень подрастающего поколения, «результаты учащихся России свидетельствуют не только о недостаточной сформированности отдельных навыков чтения, но и о наличии более общей проблемы – несформированности общих умений работы с информацией, объяснения, прогнозирования и оценки изучаемых явлений, решения практико-ориентированных задач на основе информации, предъявляемой в разных видах, выявлению тех знаний и умений, которые будут полезны учащимся в будущем». Очевидно, что эти проблемы не могут быть успешно решены средствами только одного учебного предмета или группы предметов или усилиями только одной какой-либо группы преподавателей. Необходимо разработать и реализовать целевую комплексную программу, охватывающую все аспекты образовательной деятельности обучающихся, все учебные предметы и все этапы обучения.

Совет Европы предложил пять групп ключевых компетенций, разработанных с учётом социально-экономической ситуации и актуальных проблем в развитии содержания образования, которым придается первостепенное значение и которыми должна овладеть молодежь. В группы ключевых компетенций вошли такие компетенции как:

  1. Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит изоляция от общества. К этой же группе общения относится владение несколькими языками, принимающее всевозрастающее значение.
  2. Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.
  3. Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Таким образом, мы видим, что среди вышеназванных групп присутствуют составляющие учебно-познавательной компетентности.

Развитие учебно-познавательной компетентности невозможно усилиями одного педагога, как бы талантлив он ни был. Необходим целостный педагогический коллектив, обладающий соответствующим уровнем профессиональной компетентности, обеспеченный учебно-методическими комплексами, управленческим сопровождением. Поэтому особо важна убежденность всего коллектива в необходимости целенаправленного совершенствования данной компетентности.

В связи с актуальность проблемы, было проведено исследование студентов первого и второго курсов в «Омском автотранспортном колледже», с целью выявления уровня развития учебно-познавательной компетентности. Результаты диагностики показали, что у большинства студентов преобладает средний и низкий уровень сформированности учебно-познавательной компетентности (69 %), что не соответствует современным требованиям, предъявляемым к уровню образованности студента, ведущим из которых является компетентность. Учебно-познавательная компетентность обусловливает образовательный базис развивающейся компетентности, и является необходимой частью современного профессионального образования.

Учебно-познавательная компетентность студента колледжа определяется как уровень образованности, являющийся необходимой составляющей современного профессионального образования, представляющий совокупность предметных, межпредметных, интегративных знаний, умений, навыков и способов решения функциональных проблем, которые применяются обучаемыми в процессе деятельности, связанной с процессом восприятия, преобразования информации, решения типовых учебных и профессиональных задач.

С помощью специальных занятий невозможно обеспечить развитие учебно-познавательной компетентности. Одним из обязательных условий успешности данной работы является принятие и утверждение общих методических норм к развитию учебно-познавательной компетентности в границах базовых и профессиональных дисциплин у студентов колледжа. Этому может способствовать координации работы преподавателей, работающих в одной группе, и существование преемственности деятельности педагогов. Эффективность единых методических норм возможна только тогда, если в образовательном учреждении будет единое понимание приоритетных компонентов развития учебно-познавательной компетентности.

Если в качестве такого компонента выбрать общеучебные умения, то проектирование их совершенствования целесообразно осуществлять во время планирования системы уроков по учебной теме. Тематическое планирование позволяет педагогам зафиксировать процесс развития общеучебных умений в границах традиционных учебных дисциплин.

Основанием для этой работы являются содержание учебной темы, всего учебного курса и частные методики преподавания конкретной учебной дисциплины. При фиксировании формируемого или развиваемого общеучебного умения необходимо помнить о ряде требований:

  • во-первых, и педагог, и обучающийся должны знать, что данное умение выступает в качестве предмета обучения.
  • во-вторых, для этого в границах учебного занятия должно специально выделяться время.
  • в-третьих, фиксирование в тематическом планировании конкретного общеучебного умения предполагает в дальнейшем определение специальной методики его формирования или развития.

Занимаясь исследованием процесса формирования основ учебной деятельности студентов, Н.С. Козлов и В.Л. Крайник установили, что на начальном этапе обучения необходимо сформировать у первокурсников общеучебные умения и навыки, позволяющие реализовывать основные функции студентов.

Обобщив представления С.Н. Савельевой и В.А. Козакова, определим перечень основных учебных действий усвоения, без которых нельзя «научиться учиться»:

  1. Умение читать и декодировать исходное содержание текста. Текст понимается в широкой трактовке как последовательность языковых знаков (графических, акустических), предназначенных для предъявления, передачи информации. Процесс действий включает следующие операции: восприятие знаковой информации элементов текста, актуализацию значений языковых кодов, восстановление содержания высказывания. Выделение основных положений текста в отношении фактов, теорий, оценок и критики в представленном тексте. Конспектирование; описательное тезисное изложение основных положений текста. Самостоятельное выделение содержания текста: выделение общих положений, конкретизация, подведение под понятие, выведение следствий, доказательство и др.
  2. Умение увидеть проблему и выбрать информацию, относящуюся к проблеме. Умение использовать дополнительную литературу и находить новые знания (информацию) для решения проблемы.
  3. Умение анализировать и синтезировать. Обобщение понятий, терминов, определений и построение системы знаний.
  4. Умение отрабатывать и осваивать материал с помощью кодирования содержания знаками, схемами, графиками, таблицами и образным представлением содержания в упражнениях, в ответах на вопросы, при решении задач.
  5. Умение решать задания, охватывающие несколько тем или весь пройденный материал.
  6. Умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  7. Умение осуществлять самоконтроль самостоятельной работы, осуществлять самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. Планирование студентом целей, задач своей текущей и предстоящей деятельности с точки зрения их смысловой значимости для личности (т.е. совпадение мотивов и целей). Формирование представлений о средствах достижения цели, прогнозирование временной перспективы деятельности.

Перечисленные учебные действия усвоения относятся к области учебно-познавательных и способствуют развитию учебно-познавательной компетентности студентов в системе СПО.

Читайте также

Список литературы

  1. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А.Л. Андреев // Педагогика. – 2005. – № 4.
  2. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко // Высшее образование в России. – 2004. – № 11.
  3. Богословский, В.В. Взаимоотношения между учителем и учащимися как фактор развития познавательной активности и самостоятельности / В. В. Богословский. – Л.: ЛГПИ, 1993.
  4. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – № 10.
  5. Голант, Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения / Е. Я. Голант. – Казань: Казанский пед. ин-т, 1969.
  6. Горина, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования профессиональной компетентности студентов в социальной проектной деятельности / А. В. Горина, П. И. Фролова // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2014. – № 5 (39). – С. 125–133.
  7. Жигадло, А. П. Психология и педагогика профессионального образования: учебное пособие / А. П. Жигадло, М. Г. Дубынина, П. И. Фролова. – Омск : СибАДИ, 2016. – 171 с.
  8. Жигадло, А. П. Особенности адаптации первокурсников в условиях модернизации высшего образования: монография / А. П. Жигадло, О. В. Якубенко. – Омск : СибАДИ, 2007. – 132 с.
  9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М. : Логос, 2001. – 348 с.
  10. Каганов, А. Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента / А. Б. Каганов. - Минск: Изд-во БГУ, 1983. - 111 с.
  11. Кирпан, М. В. Технологические основы авторской программы дисциплин в системе среднего профессионального образования / М. В. Кирпан, О. В. Якубенко //Архитектура, строительство, транспорт материалы Межд. научно-практич. конф. (к 85-летию ФГБОУ ВПО "СибАДИ") - Омск, СибАДИ, 2015. -С. 1734-1739.
  12. Кирпан, М. В. Технология портфолио как современное средство оценивания учебный достижений обучающихся / М. В. Кирпан, О. В. Якубенко // Актуальные проблемы науки и техники глазами молодых ученых : мат. Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 626-630.
  13. Козаков, В. А. Самостоятельная работа студентов и её информационно-методическое обеспечение / В. А. Козаков. – Киев : Выща шк., 1990. – 247 с.
  14. Козлов, Н. С. Учебная деятельность студентов первого курса: теория и экспериментальная практика формирования / Н. С. Козлов, В. Л. Крайник // Педагог. – 1998. – № 2.
  15. Моисеева, Н.А. Компетентностный подход в основе обучения студентов вуза здоровому образу жизни / Н.А. Моисеева, О.В. Якубенко// Студент: наука, профессия, жизнь : мат. III Всероссийской научной конференции с международным участием. - Омск, Изд-во ОмГУПС, 2016. -С. 55-58.
  16. Фролова, П.И. Возможности гуманитарных дисциплин в развитии учебно-познавательной компетентности / П. И. Фролова // NovaInfo.Ru. – 2016 г. – № 52. – С. 223-230.
  17. Фролова, П.И. Выявление деятельностной составляющей компетентности как этап ориентации на новые виды образовательных результатов / П. И. Фролова // Ориентированные фундаментальные и прикладные исследования - основа модернизации и инновационного развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплексов России : мат. конференции Всероссийской 65-й научно-технической конференции: в 3-х книгах. - 2011. - С. 327-331.
  18. Фролова, П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике / П. И. Фролова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016. – № 1 (23). – С. 179–185.
  19. Фролова, П. И. Психолого-педагогическое развитие личности человека в современных условиях: учебное пособие / П. И. Фролова, А. В. Горина, М.Г. Дубынина. – Омск: СибАДИ, 2014. – 403 с.
  20. Фролова, П. И. Обучение использованию методов математической статистики при решении профессионально ориентированных задач / П. И. Фролова // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом ВУЗе. 2016. № 4. С. 168-172.
  21. Фролова, П. И. Технология развития критического мышления в контексте реализации компетентностного подхода в образовании / П. И. Фролова // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 53. С. 255-261.
  22. Фролова, П. И. Философско-методологические основы изучения функциональной грамотности как аспект непрерывного образования / П. И. Фролова // Архитектура. Строительство. Транспорт. Технологии. Инновации: материалы Международного конгресса ФГБОУ ВПО «СибАДИ». – Омск, 2013. – С. 529–532.
  23. Фролова, П. И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов / П. И. Фролова // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2014. – № 1 (35). – С .182–186.
  24. Фролова, П. И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин : монография / П.И. Фролова. – Омск : СибАДИ, 2012. – 196 с.
  25. Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 26–31.
  26. Шишов, С. Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. – М. : Педагогическое общество России, 1999. – 320 с.
  27. Якубенко, О.В. Использование интерактивных технологий в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин студентам технического вуза / О. В. Якубенко // Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития : мат. III Всерос. научно-практической конференции. - Омск, 2016. - С. 86-89.
  28. Якубенко, О.В. Проблемы адаптации обучающихся в условиях модернизации образования // NovaInfo.Ru. 2016. -Т. 2. -№ 55. -С. 371-374.

Цитировать

Шнайдер, Н.В. Развитие учебно-познавательной компетентности студентов / Н.В. Шнайдер. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 58. — С. 353-359. — URL: https://novainfo.ru/article/10569 (дата обращения: 07.02.2023).

Поделиться