Возможности гуманитарных дисциплин в развитии учебно-познавательной компетентности

NovaInfo 52, с.222-230, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 4

Аннотация

В статье раскрываются возможности гуманитарных дисциплин для развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза. Обоснована необходимость совершенствования содержания образования на основе междисциплинарного анализа действительности. Предложены способы решения проблемы путём включения в содержание образования гуманитарных дисциплин исторического компонента на основе системного и компетентностного подходов. Рассматривается комплекс учебных задач, направленных на развитие учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе освоения гуманитарной составляющей Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Ключевые слова

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ, УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ, СТУДЕНТ ВУЗА, ГРАМОТНОСТЬ, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Текст научной работы

Студенческий возраст является, по классификации Э. Эриксона, одним из критических периодов развития человека [38]. Происходящий кризис идентификации характеризуется трудными поисками и определением человеком представлений о себе, о своём месте в мире, о будущей жизни, выработкой жизненных планов. В этот период особо важно осознать себя личностью и гражданином родной страны.

Каждая возрастная и социальная группа вкладывает в слова «Россия. Родина» свой смысл и лишь ей одной присущее мироощущение Родины. Пенсионер и студент, школьник и научный работник, служащий и предприниматель – каждый по-своему воспринимает себя гражданином великой страны [20]. Для любого общества всегда будет важно, в каких словах, настроениях, чувствах, поступках отразится субъективное представление индивида о своём месте в огромном пространственно-временном континууме российской действительности. Каждое новое поколение вновь и вновь сталкивается с так называемыми «вечными проблемами», затрагивающими суть человеческого бытия, и от того, какое решение будет выбрано в переломные моменты жизнедеятельности, часто зависит благополучие не только отдельной личности, но и всего государства [39, 27].

Как подчёркивает Дж. Равен [12], в университетах (вузах) из-за узкоспециализированной «дисциплинарной» организационной структуры преподавания, жестко ограничивается широта научного кругозора и уровень культуры выпускников высшей школы. Однако в современных условиях образованный человек - это не столько «человек знающий», сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить своё место в мире [4]. При таком подходе реализуются основные функции образования и обучения раскрытые Л. Н. Лесохиной: человекообразующая функция, технологическая и гуманистическая функции [9].

Гуманитарные дисциплины, преподаваемые в техническом вузе, обладают объективными возможностями, для того чтобы вышеназванные функции образования состоялись в процессе обучения, но при этом необходимо учитывать также содержательный аспект каждой отдельной дисциплины и их совокупности. Например, изучение на первом курсе «Истории России» призвано воспитать историческое сознание у обучаемых, научить развивающегося специалиста мыслить прогностически, дать необходимые знания для решения жизненных проблем. Однако за основной задачей преподавания истории России-государства в целом часто теряется Россия-ближняя, то есть малая родина - место, где мы родились, выросли, учимся, работаем и живём.

Показательным является исследование Ю.В. Сенько и В.Е. Тамарина, которые, проведя анализ более 300 творческих работ учащихся Алтайского края, обнаружили, что авторы, проявившие определённую эстетическую зоркость в оценке произведений искусства, затруднялись выявить прекрасное в окружающей жизни - суровой, но по-своему чарующей сибирской природе, в окружающих людях. Фактически в сознании происходит своеобразный «сдвиг перспективы», когда далёкое более известно, чем то, что находится рядом. Было бы поэтому неверным считать, делают вывод учёные, что растущий человек наблюдает и осмысливает окружающую его жизнь во всем богатстве её проявлений [13].

Ознакомление с особенностями родного края позволяет осознать культурное и историческое своеобразие региона, сформировать чувство гордости и ответственности за малую родину, придать необходимый вектор движения учебно-образовательной деятельности студентов при изучении многих гуманитарных дисциплин, раскрывающих и осмысляющих процессы развития различных сфер жизни человека. Только тогда отечественная история, социальная психология, психология социального взаимодействия, иностранный язык, русский язык и культура речи не будут восприниматься студентами технического вуза как «вспомогательные, второстепенные дисциплины» [26, 34].

В нашей практике накоплен достаточный опыт использования в образовательном процессе актуальных исторических материалов в преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи» на основе комплексного, междисциплинарного подхода к анализу действительности. Обобщение результатов работы было реализовано в подготовке учебного пособия по русскому языку и культуре речи «Край сибирский - край родной», представляющего собой цельный лингвокраеведческий комплекс, предназначенный для формирования теоретических и прикладных навыков владения родным языком у студентов нефилологических специальностей. Основными направлениями, которых мы придерживались при определении содержательно-структурной организации курса, является системный и компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход предъявляет особые требования к содержанию и структуре учебно-методического обеспечения образовательного процесса [31, 32, 37]. Основным содержательным компонентом программы учебной дисциплины, учебного пособия становится учебная задача. Главное внимание уделяется организации самостоятельной работы студента, тому, что её должно обеспечить, в частности, текстам, контексту [36]. Рассмотрим подробно комплекс учебных задач, направленных на развитие учебно-познавательной компетентности в процессе изучения русского языка и культуры речи в техническом вузе.

  1. Учебные задачи на формирование знаний о способах учебно-познавательной деятельности
    • Составьте план текста «Славное имя Ермака», опираясь на главные информативные слова каждого абзаца.
    • Прочтите текст «Томские терема». Составьте тезисный план текста. Письменно объясните значение выделенных строительных и архитектурных терминов. В случае затруднений обращайтесь к толковому словарю.
    • Прочтите текст «У Сибири будет собственный спутник». Самостоятельно составьте и запишите развёрнутое определение технического термина «наноспутник». Найдите и выпишите научные термины, встречающиеся в тексте, определите, к каким профессиональным областям они относятся.
  2. Учебные задачи на формирование умений обобщать информацию
    • Выпишите фактический материал из статьи о творчестве Т. М. Белозёрова
    • Составьте резюме текста «Легенда об Оми» в 5 предложениях.
    • Рассмотрите схему ярмарки «Агро-Омск». Напишите рекламную статью-объявление для газеты об открытии выставки «Агро-Омск», пользуясь информацией «Для справок».

Для справок: центральная аллея, ярмарочные забавы, выставка самодеятельной техники, национальная казахская юрта, украинская хата, «аллея мастеров», территория ярмарки составляет 60000 м2, оформление ландшафта, искусственные водоёмы, мини-фонтанчики, новинки сельхозтехники, консультации представителей заводов, ведущие животноводы, звероводческие хозяйства, домашняя птица, конкурс самодеятельной песни.

  • Прочтите данное интервью. Письменно ответьте на вопрос: «Чем богата омская земля?» Для полноты ответа составьте таблицу полезных ископаемых, отразив в ней количество месторождений, их названия, перспективные ресурсы, ежегодную добычу, область применения.
  • Прием «синквейн». Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах является важным учебно-познавательным умением, требующим от обучаемого вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейн - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятий или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний [7].
  • Напишите синквейн, выражающий ваше представление о Сибири, Родине, России.

Сибирь

Бескрайняя и могучая.
Растёт, развивается и изучается.
Сибирь - наша Родина.
Россия.

  1. Учебные задачи, направленные на формирование профессиональных умений
    • Составьте шуточную инструкцию по эксплуатации для простейших бытовых предметов: а) вилки, б) зубной щётки, в) книги, опираясь на образец и стандартную схему: описание предмета, порядок работы, соблюдение техники безопасности.
    • Составьте и запишите инструкцию: а) как поменять колесо машины; б) как подключить компьютер к Интернету; в) как наклеить обои или кафельную плитку, д) как отремонтировать неисправный электроприбор и т. д.
    • Прием «концептуальная таблица» особенно эффективен в случаях, когда предполагается сравнение трёх и более объектов, включающий самостоятельную разработку объектов и линий сравнения [7].
    • Составьте сравнительную таблицу «Дорожное хозяйство г. Омска 1930–2005гг.», используя материалы предыдущих упражнений.
    • Начертите график «Изменение количества транспорта и протяжённости дорог в г. Омске 1930–2015 гг.».
  2. Учебные задачи, направленные на формирование умений прогнозировать содержание
    • Представьте себя в роли журналиста. Какие вопросы вы зададите, чтобы получить информацию, данную в тексте «Золотой боксер - Алексей Тищенко»?
    • Напишите вступление, предваряющее беседу, и диалог с боксёром. Чем закончится ваше интервью?
  3. Учебные задачи, направленные на формирование умений отбора и систематизации языковых средств в соответствии с используемым функциональным стилем
    • Прочитайте статью «Как писать резюме, чтобы найти хорошую работу». Что нового вы узнали о способах написания резюме? Чем резюме отличается от автобиографии? Составьте сравнительную таблицу для ответа на вопрос.
    • Составьте резюме, отражающее вашу трудовую деятельность и приобретённые навыки работы на данный момент.
    • Прочтите газетную заметку о ярмарке «Агро-Омск». Почему текст называется «Омская ВДНХ»? Используя справочные материалы учебника, напишите: а) письмо-приглашение директору предприятия «Агромашхолдинг», б) письмо-приглашение на выставку-продажу директору ОАО «Любимо»; в) письма-приглашения руководителям ряда творческих союзов (художники, декораторы, цветоводы, архитекторы) города Омска.

Для справок: уважаемый, многоуважаемый, глубокоуважаемый, искренне рады, продукция региона, знаменательный день, официальное открытие, фирмы-производители, запасные части, товары народного потребления, омские ремесленники, мастера народных промыслов, сувенирная лавка, заявка на участие.

Представленный выше комплекс учебных задач может быть расширен с целью организации компетентностно ориентированного образования за счет включения учебно-познавательных заданий, направленных на развитие умения самостоятельно создавать разноплановые творческие задания и организации проектной деятельности обучаемых [24, 28, 11, 5].

Дальнейшая реализация организации образовательного процесса на основе ценностно-ориентированного содержания образования с целью формирования функциональной грамотности обучаемых и развития учебно-познавательной компетентности проводилась в форме межвузовского проекта [2, 3, 5], направленного на ознакомление студентов с культурным и историческим своеобразием сибирского региона в процессе изучения гуманитарного цикла учебных дисциплин [21, 23]. Участниками проекта стали преподаватели и студенты ФГБОУ ВПО «Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии», ФГБОУ ВПО «Омского государственного технического университета», ФГБОУ ВПО «Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского». В практике работы со студентами был накоплен достаточный опыт использования в образовательном процессе вуза в ходе преподавания гуманитарных дисциплин актуальных исторических материалов, например в преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи» на основе междисциплинарного подхода к анализу действительности. Обобщение результатов работы было реализовано в подготовке учебных пособий по русскому языку и культуре речи, представляющих собой цельный лингвокраеведческий комплекс [15, 18], предназначенный для формирования теоретических и прикладных навыков владения русским языком, направленный на формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза [28, 29, 30, 31, 32, 33, 34]. Аналогичная исследовательская деятельность проводилась творческими коллективами преподавателей иностранных языков и реализовалась в подготовке комплекса учебных пособий по немецкому, французскому и английскому языкам, представляющего собой цельный лингвокраеведческий комплекс [10, 14, 16, 17, 19]. Методологической основой, которая определила содержательно-структурную организацию курса, выступил системный и компетентностный подход в образовании [1, 6, 23].

Оценочная деятельность преподавателя не должна сводится только к тому, чтобы выяснить, сколько и каких знаний освоено, но должна выявлять готовность к работе и учитывать:

  1. умения решать тестовые задания, т.е. выявить, насколько знания используются в конкретной ситуации;
  2. личностные качества, проявленные при решении задач;
  3. занимаемую роль при решении задач (исполнитель, эксперт);
  4. характер деятельности (обобщенность умений) [8, 36].

Рассматривая образование как особую форму человеческой деятельности, где главным элементом является содержание образования, исследователи выделяют те гуманитарные функции [9], которые позволяют состояться человеку: грамотность, функциональная грамотность, компетентность, профессиональное самоопределение, приобщение к культуре, самопознание [22, 25, 35]. Реализация вышеназванных функций актуализируется на основе междисциплинарного анализа действительности, путём включения в содержание образования гуманитарных дисциплин исторического компонента на основе общечеловеческого и регионального в единстве и взаимосвязи [7]. Мотивированное присвоение знаний об истории и культурном развитии родного края способствует созданию у обучаемых системного осмысленного образа малой родины, на основе которого каждый субъект выстраивает собственное видение образа современной России.

Читайте также

Список литературы

  1. Горина, А. В. Воспитание ответственного отношения студентов к формированию компетенций в процессе обучения: к постановке проблемы / А. В. Горина // Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки: мат. Межд. научно-практич. конференции. - Омск: СибАДИ, 2014. - Кн.3. - С. 166-168.
  2. Горина, А. В. Педагогическое сопровождение реализации студенческих социально значимых проектов / А. В. Горина, П. И. Фролова // Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии : мат. III всеросс. научно-практич. конф. с межд. участием. - Омск: ОмГУПС. - 2015. - С. 164-171.
  3. Горина, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования профессиональной компетентности студентов в социальной проектной деятельности / А. В. Горина, П. И. Фролова // Вестник СибАДИ. - 2014. - № 5 (39). - С. 125-133.
  4. Жигадло, А. П. Психология и педагогика профессионального образования: учебное пособие / А. П. Жигадло, М. Г. Дубынина, П. И. Фролова. – Омск : СибАДИ, 2016. – 171 с.
  5. Жугару, Е. О. Педагогическая практика как показатель профессиональной готовности и формирования профессиональных компетенций студентов / Е. О. Жугару, П. И. Фролова // Актуальные проблемы науки и техники глазами молодых ученых: мат. Межд. научно-практич. конф. - 2016. - С. 612-616.
  6. Жугару, Е. О. Применение деловых игр в процессе преподавания гуманитарных и технических дисциплин / Е. О. Жугару, П. И. Фролова // Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки: мат. Межд. научно-практич. конф. - Омск: СибАДИ, 2014. - Кн.3. - С. 168-171.
  7. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2004. - 175 с.
  8. Кирпан, М. В. Информационный технологии как средство оценки достижений студентов / М. В Кирпан, О. В. Якубенко // СТУДЕНТ: НАУКА, ПРОФЕССИЯ, ЖИЗНЬ : мат. III всеросс. конф. - Омск: ОмГУПС. - 2016. - С. 216-221.
  9. Лесохина, Л. Н. Образование в структуре человеческой деятельности: автореф. дис. … д-ра пед. наук. - СПб. - 1991. - 32 с.
  10. Мещерякова, Л.В., Данилова, О.И., Дмитриченко Т.В., Зеленская О.В., Квашнина О.М., Суслов, И.Н., Фролова, П.И. Коммуникация по региональным проблемам = Problèmes régionaux en communication: учебно-методическое пособие по французскому языку / Л.В. Мещерякова, О.И. Данилова, Т.В. Дмитриченко, О.В. Зеленская, О.М. Квашнина, И.Н. Суслов, П. И. Фролова. Омск: Изд-во ОмГУ, 2009. - 91 с.
  11. Негодяева, А. С. Применение модульной технологии обучения в процессе изучения различных дисциплин в профессиональном образовании / А.С. Негодяева, П. И. Фролова // Актуальные проблемы науки и техники глазами молодых ученых : мат. Межд. научно-практич. конф. - 2016. - С. 651-655.
  12. Равен, Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / Дж. Равен. - М., 2002.
  13. Сенько, Ю. В., Тамарин, В. Е. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся / Ю. В. Сенько, В. Е. Тамарин. - М.: Знание, 1989. - 80 с.
  14. Суслов, И. Н. Омское Прииртышье в прошлом и настоящем: учебное пособие по немецкому языку / И. Н. Суслов. - Омск: ОмГТУ, 1999. - 56 с.
  15. Суслов, И. Н. Край сибирский - край родной: учебное пособие по русскому языку и культуре речи / И. Н. Суслов; Фролова, П. И.; Гердт, Е. В. - Омск: СибАДИ, 2006. -182 с.
  16. Суслов, И.Н., Авилкина И.Н., Веденеева Н.В., Иванова И.В., Фролова П.И. Сибирская земля в прошлом и настоящем : учебное пособие по французскому языку для студентов технических вузов // И.Н. Суслов, И.Н. Авилкина, Н.В. Веденева, И.В. Иванова, П.И. Фролова. Омск, 2007. - 132 с.
  17. Суслов, И. Н. Сибирь – наша Родина: учебное пособие по немецкому языку / И. Н. Суслов. - Омск: ОмГТУ, 2002. - 80 с.
  18. Суслов, И. Н. Сибирь – наш край родной: учебное пособие по русскому языку и культуре речи / И. Н. Суслов, П.И. Фролова, Е. В. Гердт и др. - Омск: СибАДИ, 2010. - 228 с.
  19. Суслов, И. Н. Unser Sibirienland: учебное пособие по немецкому языку для студентов сибирских вузов / И. Н. Суслов. - Омск: СибАДИ, 2007. - 148 с.
  20. Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / Н.П. Мурзина, Е.В. Чердынцева, М.В. Мякишева и др., Омск: ОмГПУ, 2015. - 484 с.
  21. Фролова, П.И. Историко-педагогический аспект в содержании образования: возможности гуманитарных дисциплин в развитии учебно-познавательной компетентности / П. И. Фролова // Омский научный вестник. - 2007. - № 5 (59). - С. 131-133.
  22. Фролова, П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике / П. И. Фролова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - № 1 (23). - С. 179-185.
  23. Фролова, П.И. Организация образовательного процесса на основе ценностно-ориентированного содержания образования в процессе внедрения компетентностного подхода / П. И. Фролова // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса : мат. всеросс. научно-практич. конф. - Москва. - 2016. - С. 557-563.
  24. Фролова, П. И. Педагогическая практика: организация, прохождение, отчётность: учебно-методическое пособие для студентов 3 курса / П. И. Фролова, А. В. Горина. - Омск: СибАДИ, 2015. -74 с.
  25. Фролова, П. И. Педагогическое сопровождение развития гражданской позиции будущих педагогов / П. И. Фролова // Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии : Мат. III всеросс. научно-практич. конф. - Омск: ОмГУПС -2015. -С. 212-217.
  26. Фролова, П.И. Психолого-педагогические знания как основа профессионального развития современного специалиста / Фролова П.И. // Ориентированные фундаментальные и прикладные исследования - основа модернизации и инновационного развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплексов России: Мат. конф. Омск: СибАДИ, 2012. - С. 262-264.
  27. Фролова, П.И. Психолого-педагогическое развитие личности человека в современных условиях: учебное пособие / П. И. Фролова, А. В. Горина, М. Г. Дубынина. - Омск: СибАДИ, 2014. -403 с.
  28. Фролова, П. И. Творческая деятельность студентов при освоении профессиональных умений: гуманитарный аспект / П. И. Фролова // Сборник научных трудов Sworld. Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития '2007. -2007. -Т. 14. - № 3. - С. 24-26.
  29. Фролова, П. И. Философско-методологические основы изучения функциональной грамотности как аспект непрерывного образования / П. И. Фролова // Архитектура. Строительство. Транспорт. Технологии. Инновации: материалы Международного конгресса ФГБОУ ВПО «СибАДИ». - Омск, 2013. - С. 529-532.
  30. Фролова, П.И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: дис.. канд. пед. наук / Фролова Полина Ивановна. - Омск, 2008. - 229 с.
  31. Фролова, П. И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: монография/ П.И. Фролова. - Омск: СибАДИ, 2012. -196 с.
  32. Фролова, П. И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов / П. И. Фролова // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. - 2014. - № 1 (35). - С. 182-186.
  33. Фролова, П. И. Формирование функциональной грамотности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин / П. И. Фролова // Омский научный вестник. - 2008. - № 5 (72). -С. 169-172.
  34. Фролова, П. И. Функциональная грамотность в общей структуре профессиональной компетентности студентов / П. И. Фролова // Сборник научных трудов Sworld. - 2009. - Т. 18. - № 1. - С. 14а-15.
  35. Фролова, П. И. Управление развитием персонала на основе профессиональных стандартов / П.И. Фролова // Ученые записки ИУО РАО. - 2016. - № 59. - С. 165-168.
  36. Шипилина, Л.А. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие / Л. А. Шипилина. – М. : Флинта, 2011. – 204 с.
  37. Черкевич, Е. А. Изменения в профессиональной деятельности педагога в современной социокультурной ситуации / Е. А. Черкевич // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 6-10. - С. 135-139.
  38. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996.
  39. Якубенко, О. В. Развитие социальных эмоций дошкольников как фактор формирования духовно-нравственной культуры личности / Якубенко О.В. // Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии : мат. III всеросс. научно-практич. конф. с межд. участием. - Омск: ОмГУПС. - 2015. - С. 196-200.

Цитировать

Фролова, П.И. Возможности гуманитарных дисциплин в развитии учебно-познавательной компетентности / П.И. Фролова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 52. — С. 222-230. — URL: https://novainfo.ru/article/8042 (дата обращения: 05.06.2023).

Поделиться