Функциональная грамотность в структуре профессиональной компетентности студентов

№53-3,

Педагогические науки

В современной педагогике функциональная грамотность рассматривается как основа для развития компетентности. Обоснована необходимость формирования функциональной грамотности студентов в качестве основы для дальнейшего развития профессиональной компетентности будущих инженеров.

Похожие материалы

В настоящее время к выпускникам системы профессионального образования предъявляются требования, обусловленные современными принципами построения образовательной парадигмы на компетентностном подходе, в результате реализации которого будущий выпускник должен быть готов решать полный комплекс профессионально ориентированных задач [1, 13, 18].

В настоящее время в рамках существования человека в информационном обществе объективной закономерностью является повышение требований общества к уровню образованности человека. В новых условиях процесс обучения студентов в техническом вузе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации новой парадигмы образования – «образование не на всю жизнь, а через всю жизнь» [7, 12, 14]. Педагогической наукой установлено, что предпосылкой развития любой компетентности является изначальное существование у личности определённого уровня функциональной грамотности. Вследствие расширения хронологических границ усвоения человеком компонентов функциональной грамотности, порог функциональной грамотности имеет тенденцию к постоянному повышению [20].

В настоящее время проблема формирования функциональной грамотности, способствующей развитию компетентностей студентов вуза ещё не нашла полного разрешения в педагогической науке и практике [5, 14, 15].

Проблема достижения функциональной грамотности, т.е. уровня образованности, достаточного для продуктивного функционирования в обществе, впервые обозначенная в документах ЮНЕСКО в середине ХХ века, актуальна и до настоящего времени [4]. Изменение общества в силу его технического, информационного, ценностного развития приводит к появлению новых требований к уровню функциональной грамотности современного человека, к уровню функциональной грамотности современного специалиста, выходящего на рынок труда с целью трудоустройства. Уровень функциональной грамотности, допустимый 50 или 30 лет назад, сегодня не позволяет эффективно жить и функционировать личности в современном обществе [6].

Анализ инженерного образования (преобладание устаревших методов обучения; низкая практическая направленность профессиональной подготовки; диспропорция технического образования, обусловленная тем, что в ряде секторов производства инновационные циклы оказываются короче, чем период подготовки специалиста в вузе) обусловил выбор компетентностного подхода как ведущей образовательной стратегии преподавателя гуманитарных дисциплин, т.к. ориентация на знаниевую парадигму оказывается не эффективной в целостной системе подготовки специалистов (Андреев А.Л., Байденко В., Болотов В.А., Сериков В.В.) [2, 3].

Всестороннее рассмотрение современных документов Совета Европы, Стратегии модернизации образования, Всемирного конгресса по инженерному образованию позволяет прийти к выводу о целесообразности рассмотрения в качестве составляющих профессиональной компетентности студентов технического вуза учебно-познавательной, коммуникативной и социальной (социально-трудовой) компетентностей, основанием для развития которых является функциональная грамотность будущих специалистов [11, 19].

Формирование функциональной грамотности актуализирует проблему возможностей общегуманитарных дисциплин в техническом вузе, как обязательной составляющей подготовки специалиста, готового не только успешно решать профессиональные задачи, но и просчитывать их социальные и этические последствия, проектировать человекосоразмерные пути решений технических проблем.

Основываясь на взглядах Ф.У. Базаевой, Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко о фазах профессионального становления специалиста (адаптация, ученичество, ориентация в профессии, профессиональное самоопределение) особое внимание уделяется фазам адаптации и ученичества, приходящимся на 1-2 и 3-5 семестры, что хронологически совпадает со сроками изучения студентами технического вуза общепрофессиональных гуманитарных и общественных дисциплин. В данный временной период ведущим видом деятельности студентов является учебно-познавательная деятельность, сменяемая на более поздних годах обучения учебно-профессиональной. Следовательно в фазе адаптации и ученичества, будет первозначимо формирование функциональной грамотности как основы развития именно учебно-познавательной компетентности студентов вуза [8, 10].

Осваивая функциональную грамотность в процессе изучения гуманитарных дисциплин, как дисциплин общепрофессиональных, студенты проходят путь от освоения функциональной грамотности до развития учебно-познавательной компетентности, которая на старших курсах становится одним из факторов успешности освоения учебно-профессиональной деятельности [9].

Понимание функциональной грамотности применительно к высшему техническому профессиональному образованию базируется на том, что основу функциональной грамотности образует познавательная база решения проблем, формируемая в процессе преподавания гуманитарных дисциплин путем решения студентами типовых учебных и профессиональных задач, а также задач взаимодействия с обществом на базе преимущественно практикоориентированных знаний.

Операциональная составляющая функциональной грамотности представлена следующими учебными действиями усвоения: чтение и декодирование текста; видение проблемы и выбор характеризующей ее информации; анализ и синтез; освоение информации с использованием разнообразных методов обработки; решение интегрированных задач внутридисциплинарного и междисциплинарного содержания; аргументация в отстаивании своей точки зрения; осуществление самоконтроля, самооценки и самокоррекции учебно-познавательной деятельности.

Системообразующим стержнем в данной ситуации является осознание студентом необходимости решения учебно-профессиональной проблемы, как проблемы личностно-значимой.

Функциональная грамотность образована четырьмя компонентами (мотивационным, когнитивным, деятельностным и рефлексивным), выполняющими двойную функцию - они образуют структуру учебно-познавательной компетентности, а с другой, являются связующим звеном между грамотностью и компетентностью, векторами формирования функциональной грамотности студентов.

Технологически формирование функциональной грамотности происходит в образовательном процессе с использованием технологий развития критического мышления через чтение и письмо, организации проектной деятельности студентов, решения ситуационных задач, обучения в диалоге.

Можно утверждать, что в современных условиях развития общества и системы образования в целом, процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается практически всю жизнь. Понятие «функциональная грамотность» рассматривается в педагогической науке в рамках компетентностного подхода, что определяет значимость рассматриваемой проблемы. Формирование функциональной грамотности студентов является основой для дальнейшего развития учебно-познавательной компетентности будущих инженеров [15, 16, 17].

Понимание структурной взаимосвязи функциональной грамотности и учебно-познавательной компетентности в процессе профессиональной подготовки позволяет найти пути развития интереса к будущей профессии у студентов и поддерживать стремление к освоению профессии в процессе всего периода подготовки, а также способствует дальнейшему развитию профессиональной компетентности специалистов.

Список литературы

  1. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А.Л. Андреев // Педагогика. – 2005. – № 4.
  2. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко // Высшее образование в России. – 2004. – № 11.
  3. Болотов, В.А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – № 10.
  4. Гершунский, Б. С. Философия образования / Б. С. Гершунский. - М.: МПСИ, Флинта, 1998. - 432 с.
  5. Горина, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования профессиональной компетентности студентов в социальной проектной деятельности / А. В. Горина, П. И. Фролова // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2014. – № 5 (39). – С. 125–133.
  6. Грамотность: жизненная необходимость: всемирный доклад по мониторингу ОДВ; 4-й доклад. - Париж, 2005. - 505 с.
  7. Жигадло, А. П. Психология и педагогика профессионального образования: учебное пособие / А. П. Жигадло, М. Г. Дубынина, П. И. Фролова. – Омск : СибАДИ, 2016. – 171 с.
  8. Жигадло, А. П. Особенности адаптации первокурсников в условиях модернизации высшего образования: монография / А. П. Жигадло, О. В. Якубенко. – Омск : СибАДИ, 2007. – 132 с.
  9. Каганов, А. Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента / А. Б. Каганов. - Минск: Изд-во БГУ, 1983. - 111 с.
  10. Фролова, П.И. Возможности гуманитарных дисциплин в развитии учебно-познавательной компетентности / П. И. Фролова // NovaInfo.Ru. – 2016 г. – № 52. – С. 223-230.
  11. Фролова, П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике / П. И. Фролова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016. – № 1 (23). – С. 179–185.
  12. Фролова, П. И. Психолого-педагогическое развитие личности человека в современных условиях: учебное пособие / П. И. Фролова, А. В. Горина, М.Г. Дубынина. – Омск: СибАДИ, 2014. – 403 с.
  13. Фролова, П. И. Управление развитием персонала на основе профессиональных стандартов / П.И. Фролова // Ученые записки ИУО РАО. - 2016. - № 59. - С. 165-168.
  14. Фролова, П. И. Философско-методологические основы изучения функциональной грамотности как аспект непрерывного образования / П. И. Фролова // Архитектура. Строительство. Транспорт. Технологии. Инновации: материалы Международного конгресса ФГБОУ ВПО «СибАДИ». – Омск, 2013. – С. 529–532.
  15. Фролова, П. И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов / П. И. Фролова // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2014. – № 1 (35). – С .182–186.
  16. Фролова, П.И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин : дис. … канд. пед. наук / Фролова Полина Ивановна. – Омск, 2008. – 229 с.
  17. Фролова, П. И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин : монография / П.И. Фролова. – Омск : СибАДИ, 2012. – 196 с.
  18. Черниченко, В.И. Дидактика высшей школы: История и современные проблемы / В.И. Черниченко. – М.: Вузовская книга, 2002. – 136 с.
  19. Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 26–31.
  20. Щебланин, Н. Учить компетентности, формировать функциональную грамотность / Н. Щебланин // Гражданская защита. - 2008. - № 11. - С. 10-11.