Образовательный аудит

NovaInfo 58, с.363-369, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

В статье обосновывается актуальность проведения и совершенствования образовательного аудита. Авторы описывают особенности осуществления образовательного аудита и формирования образовательной программы в современных условиях.

Ключевые слова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ, ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Текст научной работы

Любое образовательное учреждение, как и предприятие, находящееся на конкурентном рынке, должно определять эффективные мероприятия для поддержания связей с конечными потребителями, в данном случае работодателями, относительно достоверной информации о существующих образовательных программах подготовки, осуществлении реализации различного рода вопросов, связанных с возможностями сотрудничества, осуществлении обратной связи, включая принятие к сведению выявленных недостатков. А также регулярно проводить оценку своей деятельности.

Для этого образовательное учреждение должно проводить актуальный анализ требований, относящихся к качеству, предоставляемого образования, его способности отвечать на требования экономики в покрытии трудовыми ресурсами. Данный анализ необходимо проводить до принятия стратегических решений по осуществлению образовательных программ, при этом он должен обеспечивать формулирование четких требований, согласование и контроль их осуществления, а также имеющиеся и потенциальные возможности образовательного учреждения осуществить выполнение данных требований [5].

На сегодняшний день, особенно актуальным становится вопрос, определяющий отечественную систему оценки качества образования. На государственном уровне разработан проект «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования», включенный в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования». Однако определяемые способы поддержки векторов модернизации, обоснованно требуют адекватного обоснования сложившегося уровня образования как в стране в целом, так и в отдельном образовательном учреждении. В связи с чем, возникает острая необходимость в систематическом научном определении качественного состояния образовательного учреждения [4].

В оценку уровня образования необходимо постепенно внедрять технологию, способную обеспечить мониторинг и контроль мероприятий, проводящихся в образовательном учреждении, для поддержания образования на высоком качественном уровне. Такая технология по отношению к образовательному учреждению должна иметь не только внешний характер, подразумевающий под собой различного рода проверки со стороны государственных организации, таких как, например, Министерство образования и науки, но и в большей степени внутренний характер. Именно внутренний процесс получения актуальной, достоверной информации, а также объективная оценка, направленная на совершенствование деятельности образовательного учреждения, позволят систематически принимать оптимальные управленческие решения и повышать качество предоставляемого образования.

Такой технологией в отечественной практике можно считать образовательный аудит. Рассматривая данное понятие, следует отметить, что аудит, согласно определению, данному в ГОСТ Р ИСО 19011-2003, представляет собой систематический, независимый, документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита. Четкого понятия образовательного аудита на данный момент не существует, поэтому, исходя из специфики образовательной деятельности, на наш взгляд, под образовательным аудитом следует понимать, целенаправленный процесс получения достоверной актуальной информации, а также ее объективная оценка, с учетом специфических критериев деятельности образовательного учреждения [7].

При осуществлении образовательного аудита следует понимать, что его стоит рассматривать как целостный процесс, позволяющий всесторонне изучить возникающие проблемы, сделать вывод о возможных вариантах решения, а в заключении выбрать наиболее рациональные. При его внедрении также следует понимать, какие цели необходимо реализовать, какие задачи для этого необходимо решить и каких результатов в конечном итоге необходимо добиться. Что касается целей, то среди них первоочередной является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами экономики, повышение эффективности реализации образовательной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны, обеспечение информационной открытости результатов деятельности образовательного учреждения, учет условий работы образовательных организаций в разных территориальных единицах. Говоря о задачах, которые потребуется решить, то среди них стоит выделить, обоснование использования определенного вида образовательного аудита, сбор необходимой, достоверной и актуальной информации, определение специфики отдельно взятого образовательного учреждения по ряду объектов, включающих его, выбор группы профессиональных экспертов, подготовка инструментария аудита, представляющего собой нормативы, регламенты, специальные унифицированные формы, разработка критериальной базы образовательного аудита. Исходя из поставленных целей и задач, результатами образовательного аудита должны явиться: доступная и объективная информация об образовательной организации, выявленные устаревшие содержательные и организационные характеристики образовательного процесса, выявленные возможности покрытия потребностей реальной экономики в квалифицированных кадрах, повышение качества контроля за реализацией образовательных программ, внесение изменений в нормативные правовые акты, которые затрудняют образовательные процессы, выявленные мероприятия, повышающие инновационную активность вузов [17].

Для реализации образовательного аудита прежде всего необходимо провести разработку программы образовательного аудита. Этот процесс, который, на наш взгляд, должен рассматривать функционирование учреждения как взаимосвязь множества разнообразных функций во взаимодействии, требует наиболее тщательной проработки и может включать в себя следующие составляющие, приведенные на рис. 1.

Программа образовательного аудита
Рисунок 1. Программа образовательного аудита

Зачастую особая сложность возникает в выборе аудиторов. Это связано с тем, что в образовательном учреждении не всегда есть необходимые человеческие ресурсы, свободные от исполнения своих прямых обязанностей, чтобы использовать их для проведения аудиторской проверки. К тому же привлечение сторонних организаций, например, консалтинговых фирм, мало того, что будет увеличивать затраты на его проведение, но и не позволит провести необходимый тщательный анализ в силу непонимания сторонними аудиторами специфики деятельности того или иного образовательного учреждения.

Рассматривая объекты аудита, стоит обратить внимание на наиболее проблемные категории, требующие первостепенного решения. В зависимости от поставленных целей, объектами аудита могут выступать, программы теоретического обучения, непосредственно практическое обучение и дальнейшее трудоустройство, эффективность различных форм обучения (очная, заочная и т.п.), социально-бытовые условия, студенческие общежития, кадровый потенциал, международные связи и много другое.

Говоря о других составляющих, несмотря на объективное понимание в их определении, все же стоит уделять проработке каждого из них серьезное внимание, так как нарушение одного при тесной взаимосвязи составляющих незамедлительно дисгармонизирует всю программу аудита в целом.

Так, например, если при разработке программы цели образовательного аудита заданы неверно или не соответствуют задачам и требуемым результатам, то и дальнейшая реализация программы будет обречена на отрицательный результат, который проявиться в последствии в неправильных, необоснованных управленческих решениях. Поэтому при постановке целей следует первостепенно обращать внимание на то, что они должны быть согласованны, реалистичны, гибки и диагностируемы. Такие же требования можно предъявить и к срокам реализации программы образовательного аудита.

Говоря об инструментарии образовательного аудита и необходимых мероприятиях для его проведения, то стоит заметить, что они должны быть максимально точны, объективны, логичны и понятны не только экспертам-аудиторам, но и любому, кто захочет впоследствии ознакомиться с аудиторской проверкой. Поэтому инструментам аудита, таким как оценочные листы, включающие в себя критериальную базу, методологию выбора, нормативные документы, а также установленные регламенты, необходимо давать пояснения, в виде пояснительных записок, уточняющих проведенную оценку. Что касается мероприятий, включенных в программу аудита, то к ним следует отнести проверку локальных актов, протоколов, учебных планов, образовательных стандартов, приказов, планов совершенствования учебно-методической базы, сводных расписаний и т.п. на соответствие проводимой деятельности и осуществляемой образовательной стратегии.

По завершении разработки программы образовательного аудита и перед началом непосредственной ее реализации необходимо проведение семинаров, тренингов, совещаний как групповых, так и непосредственно личных, с коллективом образовательного учреждения, непосредственно экспертами-аудиторами, руководящим персоналом. Это необходимо для консолидации совместных усилий, направленных на повышение качества образовательного процесса, а также психологической подготовленности, стимулированию объективного оценивания своей деятельности, не для внесения карательных мер в случае выявления несоответствий, а для наиболее быстрого их устранения [17].

Говоря о внедрении столь значимого мероприятия как образовательный, в большей степени, внутренний аудит в повседневную практику образовательных учреждений, невозможно не учитывать различные риски, среди которых, например, недостаточная проработка вопросов, недостаточная подготовка управленческого состава, непонимание современных задач и стратегий развития качественно нового образования, неадекватное планирование деятельности, несогласование деятельности исполнителей, ошибки в реализации мероприятий. А также многие другие риски, которые зачастую являются трудно контролируемыми, непредвиденными. Но данные трудности, в противовес с полученными результатами заметно уступают, так как объективная оценка образовательной деятельности, может подтолкнуть к принятию корректирующих мероприятий, качественно новому подходу в осуществлении образовательной деятельности, адекватному восприятию происходящих процессов, а также абсолютному пониманию того, что требуется изменить и на что необходимо направить главные усилия [6].

В сложившейся ситуации, когда рынок требует от образовательных учреждений подготовки высококвалифицированных кадров, отвечающих потребностям инновационного развития экономики, когда скорость устаревания полученных знаний, практических навыков и умений увеличивается в геометрической прогрессии, образовательный аудит является одной из ключевых мер по поддержанию высокого качества образования.

Читайте также

Список литературы

  1. Арсентьева Ю.А., Гаврилко Л.В., Соколова С.А. Современные инновационные методы в системе образования // NovaInfo.Ru, 2016. – Т. 3. –№ 41. – С. 165-169.
  2. Баулина О.А., Клюшин В.В. Реформирование высшего образования через призму сближения бизнеса и науки // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы IV Международной научно-практической конференции. – Воронеж, 2015. – С. 8-13.
  3. Бобровская Л.Н., Соколова С.А. Из опыта создания информационно-образовательной среды как ресурса обеспечения качества образования в условиях реализации ФГОС // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования, 2016. – № 3 (37). – С. 59-65.
  4. Государственная политика в области образования Электронный ресурс]. – URL: http://obraz.volgograd.ru/current-activity/ (дата обращения: 26.12.2016).
  5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.edu.ru/index.php?page_id=105 (дата обращения: 25.12.2016). 1
  6. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: учебное пособие. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 301 c.
  7. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента [Электронный ресурс] – http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/42/42115/#i4797 (дата обращения: 26.12.2016).
  8. Соколова Н.Ф. К вопросу проектирования системы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы II Международной научно-практической конференции. – Воронеж, 2014. – С. 252-257.
  9. Соколова Н.Ф. Причины, затрудняющие развитие электронного образования и пути их преодоления // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов II Международной научной конференции. – Томск, 2016. – С. 765-767.
  10. Соколова Н.Ф., Жигульская И.В. Формирование ИКТ-компетенций педагогов для реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий // Территория науки, 2016. – № 2. – С. 27-34.
  11. Соколова С.А. Использование инновационных технологий при подготовке студентов // Современная педагогика, 2014. – № 11 (24). – С. 56-60.
  12. Соколова С.А. Применение инновационных технологий в системе образования // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы III международной научно-практической конференции. – Воронеж, 2015. – С. 215-220.
  13. Соколова С.А., Долинская Р.А. Инновационно-информационные технологии в обучении // Феномен человека. – Подольск, 2015. – С. 281-284.
  14. Соколова С.А., Торчян Н.Р., Арустамян Э.А., Франгулян Н.А. Роль инновационных методов в системе образования // Современная педагогика, 2016. – № 4 (41). – С. 20-22.
  15. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В. Формирование системы профессиональной мобильности в условиях непрерывного образования // Территория науки, 2015. – № 6. – С. 74-78.
  16. Шаталов М.А., Кизина О.С. Интеграционные процессы в высшем профессиональном образовании: тенденции, проблемы, перспективы // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы Международной научно-практической конференции. – Воронеж, 2014. – С. 193-196.
  17. Шевченко Е.С. Внутренний аудит в системе образования [Электронный ресурс] – http://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost/library/2015/09/11/statya-vnutrenniy-audit-v-sisteme (дата обращения: 05.01.2017).

Цитировать

Дмитриева, М.С. Образовательный аудит / М.С. Дмитриева, С.А. Соколова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 58. — С. 363-369. — URL: https://novainfo.ru/article/10588 (дата обращения: 21.05.2022).

Поделиться