Проблема агрессии у дошкольников

№58-4,

психологические науки

В статье представлен анализ исследования агрессии у детей дошкольного возраста. Выявлено, что в зависимости от того, какие стратегии воспитания используют родители по отношению к своим детям, будет изменяться уровень проявления агрессивности у мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Похожие материалы

Изучение проблемы агрессивного поведения дошкольников является актуальным направлением исследования в современной психологии.

Рост агрессивных тенденций в детской среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. Агрессивность затрудняет приспособление детей к условиям жизни в обществе, порождает противоречие с окружающими их людьми, способствуют возникновению трудностей в обучении и т.д. Эти проблемы требуют немедленного решения, в связи с этим обусловлена актуальность данной темы[2,5].

В отечественной психологии исследователи рассматривают агрессию, как целенаправленное, разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт[1,4].

Проблемой изучения агрессивного поведения занимались представители различных психологических направлений (Бандура А., Лоренц К., Фрейд З., Басс А., Доллард Д., Миллер Н., Адлер А., Бэрон Р., Ричардсон Д., Берковитц Л., Трифанов Е.Ф., Мартынова О., Щербина Ю.А. и др.)

В данной работе использованы методы психологической диагностики:

  1. Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус» - использована с целью изучения агрессивности дошкольников;
  2. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г Эйдемиллер., В Юстицкис.)» применяется для изучения взаимоотношений в семье.

В данном исследовании принимали участие матери детей и сами дошкольники, возраст которых составлял в среднем пять-шесть лет.

Количество испытуемых составило 55 семей (мама+ребенок).

Результаты исследования

По результатам проективной методики «Кактус» все дошкольники были разделены на 2 группы: с высоким и низким уровнем проявления агрессивности.

Уровень проявления агрессивности трактовался по описанию, представленному в методике.

Было отмечено, что у детей с высоким уровнем агрессивности рисунки очень большие, нарисованы в центре листа, линии с сильным нажимом. Ребята комментируют свои рисунки следующим образом: кактусы дикие, колючки очень острые, кактусы живут одни в пустыне, подходить к кактусам нельзя, потому что он может сильно уколоть и поранить, они не любят когда за ними ухаживают, когда они вырастут они будут еще более колючими, чем сейчас.

Дети с низким уровнем агрессивности рисовали кактус маленьким, в углу листа с небольшим количеством колючек. При описании кактуса они указывали, что колючки у него мягкие, сам он домашний и кактус любит, когда за ним ухаживают. Также у него есть соседи, а когда кактус подрастет, он станет большим и пушистым. Некоторые рисовали на кактусе цветы. Таким образом, в рисунках таких детей отсутствовали признаки агрессивности, указанные авторами в ключе методики.

Следующей задачей исследования явилось выявление типов воспитания у матерей девочек и мальчиков с высоким уровнем проявления агрессивности и сравнить с типом воспитания у девочек и мальчиков с низким уровнем проявления агрессивности. Данная задача была решена с помощью анализа средних значений по методике «Анализ семейных взаимоотношений».

Сравнительный анализ средних значений данных по шкалам опросника для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» у матерей, имеющих мальчиков с высоким уровнем агрессивности и матерей, имеющих мальчиков с низким уровнем агрессивности показал, что нарушения стратегий воспитания при разных стилях взаимоотношений в семьях у мальчиков с низким и высоким уровнем агрессивности имеют различия, а именно:

  • у матерей мальчиков с высоким уровнем агрессивности по сравнению с матерями мальчиков с низким уровнем агрессивности получены более высокие результаты по шкале воспитательная неуверенность (ВН). Это свидетельствует о перераспределении власти в семье между ребенком и родителем. Родитель «слушается» ребенка, потакая всем его «приказам».Создается впечатление, что не родитель воспитывает дитя, а наоборот;
  • у матерей мальчиков с высоким уровнем агрессивности по сравнению с матерями мальчиков с низким уровнем агрессивности получены более высокие результаты по шкале минимальность санкций (С-). Это говорит о том, что к мальчикам с низким уровнем агрессивности применяют минимальное количество санкций, а мальчиков с высоким уровнем агрессивности, по-видимому, наказывают чаще;
  • матерям мальчиков с высоким уровнем проявления агрессивности характерна неустойчивость стиля воспитания (шкала Н), под которым понимается резкая смена стиля приемов воспитания, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями.

Далее был проведен сравнительный анализ средних значений данных по шкалам опросника для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» у матерей имеющих девочек с высоким уровнем агрессивности и матерей, имеющих девочек с низким уровнем агрессивности, который показал, что нарушения стратегий воспитания при разных стилях взаимоотношений в семьях у девочек с низким и высоким уровнем агрессивности также имеют отличия.

Так, матерям девочек с низким уровнем агрессивности характерно придерживаться таких типов воспитания, как гиперпротекция, потворствование, минимальность санкций, недостаточность требований, недостаточность запретов. В то время, как матерям девочек с высоким уровнем агрессивности характерно придерживаться таких типов воспитания, как: чрезмерность требований, воспитательная неуверенность, неустойчивость стиля воспитания.

Таким образом, матери девочек с низким уровнем проявления агрессивных реакций очень сконцентрированы на воспитании девочки, что позволяет нам предположить, что неагрессивным девочкам уделяют внимания больше чем агрессивным, поскольку они выполняют правила общества, предъявляемые к ним. Такие мамы предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко, часто балуют своих дочерей. А матерям девочек с высоким уровнем агрессивности свойственно предъявлять большие требования к ребенку, которые зачастую даже не соответствуют их возрасту. Такие родители чаще прибегают к наказаниям. Можно предположить, что дочь копирует модель поведения матери и применяет агрессивные проявления для достижения желаемых целей.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что для матерей агрессивных дошкольников в стиле воспитания характерно придерживаться таких стратегий, как эмоциональное отвержение, воспитательная неуверенность, неустойчивость стиля воспитания.

Таким образом, применение вышеуказанных стратегий в воспитании матери может способствовать формированию агрессивности.

В нашей работе изучены теоретические вопросы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста при различных стилях детско-родительских взаимоотношений. Исследование позволяет сделать вывод о том, что:

  1. Мальчики и девочки дошкольного возраста могут иметь как наиболее высокие показатели выраженности агрессии, так и минимально выраженные.
  2. Уровень агрессивности дошкольников связан с типом родительского отношения матери.
  3. Применение таких стратегий в воспитании матери мальчиков как воспитательная неуверенность, неустойчивость стиля воспитания и эмоциональное отвержение способствует формированию агрессивности.
  4. Применение таких стратегий в воспитании матери девочек как чрезмерность требований, воспитательная неуверенность, неустойчивость стиля воспитания и эмоциональное отвержение способствует формированию агрессивности.

Только ближайшее окружение может обеспечить ребенку оптимальную и благоприятную социальную среду для его развития, только взрослый может эту среду усовершенствовать, создать в ней пространство для качественного конструктивного взаимодействия. Поэтому очень важно, чтобы рядом с ребенком был взрослый, который помог бы ему научиться создавать и использовать механизмы эффективного влияния на процесс социализации личности ребенка.

Список литературы

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- М.: Феникс, 1995.-290с.
  2. Бютнер К. Жизнь с агрессивными детьми.- М.: Лабиринт. - 1991.-366с.
  3. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. – М. - 1986. – 316 с.
  4. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка.- М.: Воронеж. - 1997.- 216с.
  5. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Трикста. - 2005. – 339с.