Медиаурок по математике в начальной школе

№58-4,

педагогические науки

В статье описывается актуальность проведения мультимедиауроков и медиауроков в школе, а также использования технологии развития критического мышления. В качестве примера медиаурока приведен урок по теме «Масса» для 1 класса по УМК «Перспектива», раздел «Числа от 1 до 10. Число 0». Задачи урока - формировать у детей представление о массе тела и развивать критическое мышление.

Похожие материалы

На сегодняшний день ни один человек не может представить свою жизнь без использования медиатехнологий. Поэтому и уроки в школах должны проходить с использованием таких технологий. Урок, на котором широко используются средства мультимедиа, называется «мультимедиаурок». В чем преимущества такого урока?

Во-первых, одновременность изложения теории и демонстрации материала, что обеспечивает высокую степень наглядности.

Во-вторых, повышение мотивации к учению за счет компьютера, который привлекает детей мультимедийными эффектами.

В-третьих, формируются навыки работы с информацией, что обеспечивает формирование информационной культуры школьника.

Следует различать мультимедиаурок и медиаурок. Медиаурок отличается тем, что учитель для его подготовки и реализации использует средства массовой коммуникации (СМК), которые позволяют формировать не только предметные результаты обучения, но и «учить новое поколение понимать, интерпретировать и оценивать содержание информации передаваемой по каналам СМК» [6].

Очень важно на уроках в начальных классах развивать критическое мышление детей. Наиболее эффективными для этого являются уроки математики [1]. Учителя в рамках технологии развития критического мышления (ТРКМ) используют различные приемы, позволяющие реализовать задачи Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Рассмотрим самые распространенные из них [4, 5].

Прием «Кластер». Суть такого приема заключается в том, что выделяются смысловые единицы текста и оформляются в определенном порядке в виде графического изображения. «Кластер» можно использовать на стадии вызова, осмысления и рефлексии.

Прием «Синквейн». Это творческая работа, состоящая из пяти нерифмованных строк. Она заключается в создании мини-стихотворения по пройденной теме. Этот способ удобен для проверки усвоения учениками темы урока.

Прием «Верные, неверные утверждения». Данный прием удобно использовать на стадии вызова, когда идет повторение пройденной темы. Ученикам предлагается ряд утверждений, на которые они должны дать ответ верно оно или нет, или же задаются вопросы в форме «Верно ли утверждение, что…».

Прием «Бортовые журналы». Это письменная работа, в которой ученики на протяжении изучения темы урока записывают свои мысли. На стадии рефлексии идет сопоставление частей этого журнала, суммирование информации и подготовка к обсуждению.

Прием «таблица «толстых» и «тонких» вопросов» может использоваться на любой стадии урока. «Толстые» вопросы требуют рассуждения, размышления учащихся, а ответы на «тонкие» вопросы можно найти в прочитанном тексте.

Существует еще немало различных приемов, развивающих критическое мышление учеников. Очевидно, что применение таких приемов помогает развить и творческий потенциал учащихся.

Таким образом, медиаурок с применением ТРКМ очень эффективен для всестороннего развития учеников и их привлечения к обучению. Приведем в качестве примера медиаурок по математике для первого класса по теме «Масса».

Цель: познакомить детей с понятием «масса» и ее измерением.

Задачи:

  1. формировать представление о массе тела; выявить зависимость между результатом измерения массы и величиной мерки; познакомить с различными видами весов и единицами измерения;
  2. формировать способность к измерению массы с помощью чашечных весов; решению задач на сравнение, сложение и вычитание масс предметов;
  3. закрепить знания о величинах, полученные на предыдущих уроках, тренировать счёт в пределах 10;
  4. учить детей формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить правильное решение;
  5. формировать и развивать способность изучать и анализировать информацию, идеи, предложения с целью понимания и оценки.

Оборудование:

  1. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, 2011 [2];
  2. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч.2. - М.: Просвещение, 5-е издание, 2015 [3];
  3. чашечные весы, игрушки, фрукты, конфеты для измерения;
  4. мультимедийный проектор, компьютер с выходом в Internet;
  5. карточки для самостоятельной работы, карточки «Мое настроение».

Ход урока

Оргмомент

Долгожданный дан звонок - начинается урок!

  • С каким настроением Вы пришли сегодня? (показывают карточки «Мое настроение»).
  • Ребята, Вы готовы приступить к работе? (ответы детей)
Актуализация знаний. Подведение к теме урока

Устный счет в пределах 10. Посчитайте, сколько будет, если:

  1. увеличить на 5;
  2. уменьшить на 4;
  3. увеличить на 5.
  • Давайте вспомним, какие свойства предметов Вы знаете? (цвет, форма, величина и т.д.).
  • А что же такое величина? (Величина - это то, что может быть измерено и результат измерения выражен числом).
  • Какую величину Вы уже знаете? (Длина).
  • Почему длину можно назвать величиной? (Потому что ее можно измерить, записать числом).
Создание проблемной ситуации. Стадия вызова
  • Сейчас давайте просмотрим мультфильм и определим, какую величину мы будем изучать сегодня!

Просмотр мультфильма «Фиксики: весы» (с 0:37 до 1:55). (https://www.youtube.com/watch?v=O5ryKUylAmY&list=PL0C60546EB06D619A&index=77 ).

  • Ребята, какая задача стоит перед Дим Димычем и Фиксиками? (Взвесить Кусачку).
  • Что вы понимаете под понятием «взвесил»? (Измерил массу).
  • Значит, какая тема сегодняшнего урока? (Масса).
  • Итак, масса - это величина предмета, которую можно измерить.
  • А как Вы думаете, с помощью чего нужно взвесить Кусачку? (С помощью весов).
  • Давайте проверим Ваши ответы. (Продолжение мультфильма «Фиксики: весы» (1:56-4:15)).
  • А какие весы Вы видели? (Показать картинки весов и по необходимости рассказать для чего они предназначены).
  • Сегодня мы с Вами будем пользоваться чашечными весами. Вы хотите научиться взвешивать предметы? (Учитель кладет на весы два предмета разной массы).
  • Как Вы думаете, какой предмет легче? (Тот, который находится на верхней чашке весов).
  • Теперь попробуйте взвесить свои предметы и сделать вывод. (Работа в парах; каждый ученик берет по одному предмету).
  • Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И 218 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её килограмм.

Физкультминутка под весёлую музыку. Учитель стоит впереди класса и показывает упражнения.

Стадия осмысления
  1. Работа по учебнику. (Прием «Верные, неверные утверждения»).
  • Ребята, откройте учебник на странице 15. Прочитайте предложения в синей рамочке. Теперь ответьте на мои вопросы:
  1. Верно ли сокращать запись слова килограмм большими буквами с точкой (КГ.)?
  2. Верно ли сокращать запись слова килограмм маленькими буквами с точкой (кг.)?
  3. Верно ли сокращать запись слова килограмм маленькими буквами (кг)?
  • Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Найти массу)
  • Как определить массу огурцов? (Необходимо посмотреть на массу гирь, указанных на них, и посчитать их сумму).
  • Сколько килограммов весят огурцы? (3 кг).
  • Как вы пришли к этому ответу? (К 1кг прибавили 2 кг).

( так же поработать со 2 задачей)

  • Сейчас посмотрите на задание №4 на стр. 16. Обратите внимание, как записаны примеры. Запомните новое правило записи. Теперь давайте считать (задание выполняется у доски).

2. Работа в рабочих тетрадях (Задание 1 и 2 стр. 28)

3. Веселый отдых.

  • Индюк весит 10 килограммов. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (Ответы детей, объяснение).

4. Фронтальная работа (работа с задачей №5).

  1. Прочитайте про себя задачу.
  2. Один из учеников читает ее вслух.
  3. О чем говорится в задаче? (Мама сварила 3 кг малинового и 5 кг вишневого варенья).
  4. Что необходимо сделать? (Нужно узнать, сколько кг варенья сварила мама).
  5. Как мы это сделаем? (3кг+5кг=8 кг).
  6. Представьте, что Вы авторы этой задачи. Какие вопросы Вы бы составили к условию данной задачи?
  7. Закрепление. Самостоятельная работа (по карточкам).
  • Перед Вами лежат карточки с заданиями. Вам необходимо выполнить их в тетради.
  1. Вычисли:
    • 2 кг+4 кг=
    • 10 кг-2 кг=
    • 6 кг-3 кг=
    • 3 кг+5 кг=
  2. Петя купил 3 кг апельсинов, а его мама - 7 кг. Сколько кг апельсинов купили Петя и его мама?
Итог урока. Стадия рефлексии
  • С какой величиной мы познакомились сегодня на уроке? (Масса).

Давайте подведем итог урока с помощью написания стихотворения по методу «Синквейн»:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм).
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Например,

  • Масса.
  • Большая, малая.
  • Измерять, взвешивать, обозначать.
  • Величина, используемая в жизни и математике.
  • Величина.

Вам понравился урок и почему? (Ответы детей).

Домашнее задание: стр. 16 № 6.

Список литературы

  1. Вендина А.А. Применение технологии критического мышления при изучении математических дисциплин студентами педагогического образования // Universum: психология и образование. 2016. № 9 (27). С. 24-27.
  2. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, 2011.
  3. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч.2. - М.: Просвещение, 5-е издание, 2015.
  4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
  6. Киричек К.А. Медиаурок в современной школе // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2017 г. – № 58; URL: http://novainfo.ru/article/10527.