Медиаурок по математике на тему «Единица длины — километр»

№58-4,

педагогические науки

Медиаурок по математике на тему «Единица длины - километр» разработан по УМК «Перспектива» для учеников третьего класса. В разработке урока используются приемы технологии развития критического мышления, что способствует комплексному развитию личности ребенка.

Похожие материалы

21 век - эпоха информационного общества. Информационные и компьютерные технологии занимают важное место в нашей жизни. Образовательная сфера – не исключение. Чтобы поддерживать интерес детей на протяжении всего урока, учителю необходимо организовывать активную мыслительную деятельность школьников. В этом педагогу должны помочь информационно-компьютерные технологии, их применение актуально в современной начальной школе, и они станут хорошими помощником учителю в развитии мотивации детей к обучению [1].

Использование мультимедиа-технологий широко применяется на уроках в начальной, средней и старшей школе. Уроки с использованием таких технологий получили название «мультимедиауроки». Уроки, при проведении которых используются средства массовой коммуникации (СМК), позволяющие формировать не только предметные результаты обучения, но и «учить новое поколение понимать, интерпретировать и оценивать содержание информации передаваемой по каналам СМК», получили название медиауроки [3].

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения требует от учителя формировать универсальные учебные действия у школьников. В этом педагогу поможет использование приемов технологии развития критического мышления. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.) [4]. Применение данной технологии актуально ещё и потому, что она позволяет повысить уровень работоспособности, т.к. усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска информации.

Таким образом, использование медиауроков с применением технологии развития критического мышления поможет педагогу в создании интересных уроков, которые будут способствовать комплексному развитию личности ребенка [5]. В качестве примера медиаурока приведем конспект урока по математике в 3 классе по УМК «Перспектива» [6] на тему: «Единица длины - километр».

Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с новой единицей длины - километром.

Задачи

  1. подвести обучающихся к «открытию» новой для них единицы измерения длины километр, её соотношением с метром;
  2. продолжить формирование умений и навыков по чтению и записи трёхзначных чисел, по преобразованию именованных чисел с изученными единицами длины;
  3. способствовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, а также развитию личностных качеств обучающихся.

Оборудование: учебник «Математика» для 3 класса часть 2 авторы Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова [2], рабочая тетрадь к учебнику «Математика» часть 2, компьютер, проектор.

Ход урока

Дидактические задачи

Решение дидактических задач

Первая стадия – вызов

  1. Актуализация и систематизация знаний, необходимых для изучения темы.
  2. Выдвижение проблемы и формирование мотивации для работы по предложенной проблеме.

1. Просмотр видеоролика «Ералаш № 41 «Семь раз отмерь»https://www.youtube.com/watch?v=7XiIl_qxnNk
и его обсуждение:

  • Ребята, как вы думаете, какую ошибку допустил мальчик?
  • Что нужно было сделать иначе?
  • Какой единицей длины нужно измерять табурет мальчика?
  • Какие единицы длины мы уже знаем?

2. На доске расположены карточки с наименованием мер длины (см, дм, км, м, мм), расставьте их в порядке возрастания.

3. Единицу длины км мы знаем? Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Назовите тему урока.

Вторая стадия – «Осмысление»

  1. Организация работы по решению проблемного вопроса.

1. Прием ТРКМ «Корзина идей»:

Что вы можете сказать о километре? Поделитесь своими идеями. Все версии детей как правильные, так и неправильные записать на доске (например, это число состоит из тысячи метров; мера измерения длины и т.д.).

2. Прочитайте информацию в учебнике на с. 83 про себя, затем обсудим, что вы узнали.

Прием «верные, неверные утверждения»

Сейчас я буду вам зачитывать утверждения, а вы должны будете мне сказать верные они или нет.

  • км без точки обозначает сокращенную запись единицы измерения километр, например:1 км, 85 км, 600 км;
  • километр используют для измерения веса;
  • километр меньше метра;
  • километр используют для измерения длин автомобильных дорог, железнодорожных путей, расстояния между населенными пунктами.
  1. №1 уч. с. 83 (устно).
  2. №2 уч. с. 83 (в тетрадях и на доске работаем вместе).
  3. Теперь нам нужно научиться правильно читать числа с новой величиной №3 уч. с. 84.
  4. Если в 1 км 1000 м, давайте дополним эти величины (на доске) до 1 км (работают вместе на доске и в тетрадях):

999 м + ….. = 1 км;

800 м + ….. = 1 км;

750 м + ….. = 1 км;

980 м + ….. = 1 км;

200 м + ….. = 1 км.

7. Ребята, а знаете ли вы, как измеряли длину наши предки? Давайте посмотрим видео и ответим на вопросы. Просмотр видеоролика «Старинные меры длины» https://www.youtube.com/watch?v=N6VEiWp3ZcQ

  • Как называлась самая маленькая мера длины? (вершок).
  • Что такое аршин? (расстояние от плеча до кончиков пальцев или длина шага).

Что такое косая сажень? (расстояние от кончиков пальцев вытянутой правой руки до пальцев левой ноги).

Третья стадия – «Рефлексия»

  1. Рефлексия
  1. Ребята, давайте вернемся к нашей корзине идей. Какие предположения оказались верными? Какие ошибочными?
  2. Самооценка. Сейчас мы поработаем с памяткой-помощницей, вы должны продолжить предложения, которые записаны на доске.

Я не знал(а)…

Теперь знаю…

Мне было трудно…

Теперь я могу…

Мне было легко, потому что…

Мне захотелось…

Кто хочет озвучить свои результаты? Молодцы. Теперь запишем домашнее задание.

  1. Домашнее задание: стр. 85, №6, 7

Список литературы

  1. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  2. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2-х частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2016.
  3. Киричек К.А. Медиаурок в современной школе // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2017 г. – № 58; URL: http://novainfo.ru/article/10527.
  4. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. - Санкт-Петербург: КАРО, 2009.
  5. Нечитайлова Е.В. Медиа-урок на основе технологии развития критического мышления // Химия в школе. 2012. № 4. С. 17-21.
  6. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 3 класс. – М.: Вако, 2017.