Важнейшим принципом правового статуса человека является принцип равенства. Российское государство на конституционном уровне гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Однако, имеется категория граждан с ограниченными возможностями здоровья, которые в ряде сфер общественных отношений не воспринимаются в качестве полноправных субъектов. Одной из таковых сфер, влияющих на полноценное и гармоничное развитие личности, является сфера образования. [1]
Российская конституция, к сожалению, не содержит жестких указаний на недопустимость дискриминации инвалидов. Данный пробел был восполнен в конституциях (уставах) некоторых субъектов федерации и в нормах национального законодательства. [2]
Так, в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» гарантируется право каждого человека на образование. В п. 2 ст. 3 данный закон устанавливает, что государственная политика направлена на обеспечение права каждого человека на образование и на недопустимость дискриминации в сфере образования. [3]
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» раскрывает понятие «инвалид». Инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Группа инвалидности устанавливается в соответствии со степенью расстройства функций организма у человека. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается несовершеннолетним в возрасте до 18 лет.
В статье 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует создание инвалидам всех необходимых условий для получения образования и поддерживает политику, направленную на развитие личности. Обеспечивается получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования, которые осуществляют органы управления в сфере образования, также образовательные организации вместе с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения. [4]
В социальном подходе «инвалидность» раскрывается в «Конвенции о правах инвалидов» Принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей от 13 декабря 2006 года. Конвенция была ратифицирована принятием Государственной Думой 25 апреля 2012 года и одобрением Советом Федерации 27 апреля 2012 года Федерального закона «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. [5]
В настоящее время федеральными государственными органами власти, также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется деятельность по созданию необходимых условий для получения детьми-инвалидами качественного образования без дискриминации. Для получения образования соответствующего уровня и определенной направленности оказывают раннюю коррекционную помощь, которые основаны на специальных педагогических подходах, с наиболее подходящим языком, методами и способами общения для этих лиц. Также осуществляется деятельность по социальному развитию с помощью инклюзивного образования.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Целью инклюзивного образования является обеспечение доступа обучающимся с ограниченными возможностями здоровья к получению качественного образования. То есть инклюзивное образование представляет собой организационный процесс обучения, где все обучающиеся обучаются в общеобразовательной школе независимо от интеллектуальных, физических, психических и иных особенностей.
Задачами инклюзивного образования являются:
- Для максимальной коррекции психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья создание в образовательных организациях психолого-педагогического и медицинского сопровождения;
- Осуществление процесса обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- Формирование у остальных участников образовательного процесса толерантного отношения к данной категории обучающихся.
По инклюзивному образованию могут обучаться не только обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, но и талантливые дети, которые требует к себе особого подхода к обучению.
Переход на инклюзивное образование может быть осуществлен с подачи заявления законными представителями при наличии медико-социально-экспертной комиссии об установлении инвалидности.
В образовательных организациях создаются условия для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей обучающегося. Инклюзивное образование не направлено на замену коррекционных школ. Создаются равные условия для существования как инклюзивного образования в общеобразовательных школах, так и коррекционных школ. Выбор остается только за родителями, в какую именно образовательную организацию отдать ребенка.
В настоящий момент в образовательной системе происходят существенные перемены. Например, планируется осуществление мероприятий по решению ряда проблем в инклюзивном образовании, которые закреплены в Межведомственном комплексном плане по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 годы. [6]
- Минобрнауки России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования должны реализовать с 1 сентября 2016 года план действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС ОВЗ и ФГОС ОУО);
- Разработка, апробация и внедрение учебно-методических комплексов для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях реализации ФГОС ОВЗ Минобрнауки России к IV кварталу 2017 года;
- Предоставление ежегодно субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов на реализацию мероприятий по созданию в дошкольных общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий качественного образования Министерством труда России, органами государственной власти субъектов РФ в сфере образования. Ожидаемым результатом является проект распоряжения Правительства РФ;
- Разработка и апробация учебных пособий, мультимедийного сопровождения, по организации обучения инвалидов с нарушением слуха, а также их апробация с участием преподавателей -носителей русского жестового языка на IV квартал 2017 года Минобрнауки России, органами государственной власти субъектов РФ в сфере образования и Всероссийским обществом глухих. Ожидаемым результатом является экспериментальное внедрение русского жестового языка в рамках освоения адаптированной основной образовательной программы;
- Разработка учебного пособия и методических рекомендаций по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов на IV квартал 2017 года Минобрнауки России и заинтересованными Всероссийскими обществами инвалидов. Ожидаемым результатом являются учебное пособие и методические пособия;
- Разработка методических рекомендаций к серии «Уроков доброты» по пониманию инвалидности (формирование толерантных установок) на IV квартал 2017 года Минобрнауки России и заинтересованными Всероссийскими обществами инвалидов. Ожидаемым результатом являются методические пособия;
- Разработка примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ и внесение их реестр примерных основных образовательных программ на декабрь 2017 года Минобрнауки России. Ожидаемым результатом является внесение в реестр примерных основных образовательных программ примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования;
- Разработка и утверждение примерного перечня мероприятий для образовательных организаций по обеспечению физической и информационной доступности образовательных организаций для лиц с ОВЗ и детей-инвалидов на I квартал 2017 года Минобрнауки России. Ожидаемым результатом является внесение в Правительство РФ проекта федерального закона;
- Утверждение порядка и условий взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с общественными объединениями инвалидов по вопросам, регламентирующим образование лиц с ОВЗ и инвалидностью IV квартал 2017 года Минобрнауки России, Минтруда России, заинтересованные Всероссийские общества инвалидов. Ожидаемым результатом является приказ Минобрнауки России;
- Разработка проекта федерального закона «О внесение изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам, регламентирующим образование лиц с ОВЗ и инвалидностью» на I квартал 2017 года Минобрнауки России. Ожидаемым результатом является внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона и т.д.
17 июня 2015 года состоялось первое заседание Совета Министерства образования и науки России под руководством главы Министерства образования и науки России, касающихся вопросов образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В данном заседании обсуждались вопросы по реализации Межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования исоздания специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами на 2015 год.
В настоящее время в Российской Федерации обучается порядка 482 тыс. детей с ОВЗ, среди которых:
- 212 167 детей – в 1 660 отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам;
- 110 295 детей – в 13 443 отдельных классах, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, при общеобразовательных организациях;
- 159 125 детей – в инклюзивных классах общеобразовательных организаций.
В своем выступлении Дмитрий Ливанов привел такую статистику: «Только за последние 3 года количество детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся инклюзивно, увеличилось на 15,5% (с 137 673 детей в 2012/2013 учебном году до 159 125 в 2014/2015 учебном году)». Количество отдельных образовательных организаций, которые осуществляют деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, значительно уменьшились. Например, за 3 года на 4 %: с 1728 организаций в 2012 и 2013 учебные годы до 1660 образовательных организаций с 2014 по 2015 гг. В то же время наблюдается рост коррекционных классов при общеобразовательных школах. С 2012 по 2015 гг. увеличение на 3,5 %: с 12 985 до 13 443.Также Дмитрий Ливанов подчеркнул, что Министерство образования и науки в дальнейшем планирует сохранение и развитие коррекционных школ. [7]
Инклюзивный подход к образованию детей с ОВЗ вызван к жизни социальным заказом общества и государства и предполагает решения целого ряда вопросов, связанных, в частности, с подготовкой кадров, изменением отношения общества к проблеме, законодательным обеспечением адаптивности и вариативности услуг и условий общеобразовательного учреждения. Решение данных проблем во многом зависит от территориальной специфики каждого региона, обусловленной эволюционными процессами в общем и специальном образовании, а также от имеющихся ресурсов и опыта реализации инклюзивного подхода.
Правовая база в России по защите интересов детей с ОВЗ и детей-инвалидов в сфере образования достаточно грамотно разработана. Необходимо лишь полное обеспечение доступа к образованию данной категории лиц с учетом их индивидуальных особенностей. И именно инклюзивное образование является одной из форм реализации права на образование.
Еще одним немаловажным нормативно-правовым актом является Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». В данном подзаконном акте подчеркивается, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. «Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество». То есть данная стратегия предусматривает, что осуществление правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование) имеет законодательное закрепление. [8]
Так что же необходимо сделать, чтобы инклюзивное образование в нашей стране стало полноценной системой?
Большинство общеобразовательных организаций не готово к переменам, направленным на реализацию инклюзивного образования. Хорошо понимая, что массовая школа имеет границы допускаемых в ней изменений, предназначенных для различных детей, назову основные критерии соответствия:
- Наличие в школах психолого-педагогических консилиумов и специалистов сопровождения, то есть тьюторов;
- Методическая поддержка массового учителя со стороны коррекционных педагогов;
- Налаженная система ранней комплексной помощи;
- Системные преобразования учебно-воспитательного процесса, его организационных форм и ценностных установок;
- Наличие и исполнение в стране соответствующего законодательства, закрепляющего инклюзивное образование и обеспеченность его экономической основы;
- Наличие индивидуальной системы поддержки и специальных образовательных условий для нуждающихся детей;
- Инклюзивное образование сможет достичь своей цели только тогда, когда оно будет реализовано на всех ступенях образования - от детского сада до вуза.
Таким образом, на сегодняшний день инклюзивное образование представляет собой совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья со своими развивающимися сверстниками. Благодаря данному образованию дети смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, общаться и дружить с ними, в общем, жить, как живут все остальные дети. Для того чтобы получить качественное образование, детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо полноценное взаимодействие с другими детьми. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.