Воспитание учащихся на основе нравственных взглядов Алишера Навои

NovaInfo 58, с.346-349, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 21
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается нравственные взгляды великого поэта и мыслителя Узбекского народа Алишера Навои. Главными среди которых является призыв к учению, получению разносторонних знаний и применение их на практике, развитие ума, совершенствование нравственности с опорой на духовное учение и получение знаний.

Ключевые слова

УМ, РАЗВИТИЕ, ПРИЗЫВ К УЧЕНИЮ, МЫСЛИТЕЛЬ, ВЕЛИКИЙ ПОЭТ, ДУХОВНОСТЬ ЗНАНИЕ, НРАВСТВЕННОСТЬ

Текст научной работы

Алишер Навои высоко ценил человеческий разум и науку: «знания и мудрость – украшение человека».

В его произведении «Смятение праведных» поднято важные философские, общественно-политические и нравственные проблемы, где автор выражает свое отношение к ним. «Знание имеет пост как звезды на небесах, оно служит для освещения ненавистного мира. И означает «айн» в арабском алфавите солнце, «лом» луна и «мим» означает день».

Алишер Навоий подчеркивает что старание получения знания является самым необходимым достоинством при воспитании всесторонне развитого человека. Он определяет, что знание является фактором спасения человечества и народа от невежества и гнева. С помощью идей выдвинутых в своих произведениях, ученый призывает людей быть умными и образованными. Мыслитель утверждает, что получение знания каждого человека является обязанностью. Причиной всякого дискомфорта является не гармоничность, наиболее важная вещь, которую нужно сообщать сейчас при обучении это чувство гармонии.

Целью получения знания является формирование народа и общества, приобретение счастливой жизни, создание благоустроенной страны. Он верит, что каждый умный и мудрый человек в развитии государства и для пользы народа готов ко всему и всегда сможет оказать помощь на этой сфере. Мыслитель считает, что Мирзо Улугбек является одним из таких людей и его имя всегда остается в памяти узбекского народа и в истории. Всесторонне развитый человек, который мечтал Алишер Навои, не ограничивается только получением знания. Чтобы дать ему определение как человек, у него должен быть такие качества как: терпение, щедрость, правдивость, воспитание, верность и т.п.

Произведения Алишера Навои наполнены мудростью, гуманизмом, проницательностью, обращены к человеческим ценностям с изысканностью восточного колорита в передаче образов.

Главными среди которых является призыв к учению, получению разносторонних знаний и применение их на практике, развитие ума, совершенствование нравственности с опорой на духовное учение и получение знаний. Ученый на основе практик и наблюдений ,происходившие в течении всей своей жизни, создает произведение «Махбуб-ул-қулуб» («Возлюбленный сердец»). В этом произведении ученый использует и обогащает по смыслу те нравственные взгляды, которые были использованы в произведениях «Пятерицы» в «Смятение праведных» , и в «Жемчужных строф».

Мыслитель в вступлении произведения «Возлюбленный сердец» раскрывает основную цель создания этого произведения: «Я почувствовал и суть, и отраву добра и зла. Почувствовал всей душой страдание и облегчение, донесенное от злых и от добрых людей. Некоторые из людей собеседники и друзья, незнающие об этих ситуациях и сердца чисты от злобы и доброты.»

Произведение состоит из трех частей. Как говорит сам поэт, на первой части произведения раскрывается поведения людей разных слоев общества; на второй части раскрывается хорошие качества и плохие поведения людей; а на третьей части раскрывается взгляды формирования хороших поведений и качеств у людей.

Мыслитель в произведении разделяет достойных и недостойных людей на две группы. Он всегда призывает хороших людей к осторожностью при общении с плохими, и лучше совсем не общаться с ними, при этом можно использовать произведение «Возлюбленный сердец». Это говорит о том что мыслитель опираясь на жизненные опыты, призывает молодежи к всесторонней развитости.

Философско-аллегорический трактат «Возлюбленный сердец» посвященный наилучшему устройству общества. В книге обнаруживается влияние сочинений Юсуфа Баласагуни и «Гулистана» Саади. В книге осуждаются жестокие, невежественные и аморальные правители и утверждается идея централизации власти в руках справедливого просвещённого правителя.

Алишер Навоий всегда отразил вечные темы: жизни и смерти, любви, природы, красоты. Назначения поэзии, молодости, старости, бессмертия. Он всегда выступает против зла и насилия, клеймит междоусобные войны, разоблачает жестокость и косность правителей, алчность определенной части духовенства. В его произведениях вместе с этим излагается пути избавления от отрицательных недомоганий.

Поэт считает, что воспитанность является самым главным фактором нравственности. Воспитанность помогает человеку найти свое место в обществе, стать уважаемым и иметь более высокий чин среди других..

Значит, по мнению Алишера Навои, воспитание является главным суставом человеческих качеств. Он утверждает, что терпение, щедрость, храбрость, стремительность, целеустремленность, верность, и т.п. качества отражается только в лицах воспитанных и мудрых людей. Мыслитель дает четкое и конкретное определение каждому достоинству человека. По его словам «довольство»- родник- хотя берешь воду, она не вянет. Оно сокровищница- хотя рассыпаешь часть, она не убавляется. Оно засеянное поле – семя дает почтительный и славный плод. Оно дерево-ветви доставляют плод застенчивости и уважения.

Кто привыкает к довольству, освобождает себя от взаимных отношений между шахом и слугой. Довольство – крепость, когда заходишь туда освобождаешься от злобы страсти. Оно горы если туда поднимешься ,освобождаешься от зависимости друга и врага. Оно нужда –полезность плод осторожности в результате благополучие.

Алишер Навои утверждает что довольству наполняет такие человеческие достоинства как: терпение, щедрость, благородство и др. он считает, что эти достоинства служат для поднятия авторитета человека.

Он друг- скучный собеседник, но помогает достигать к цели.

В произведении и на человеческую качеству «щедрость» дает определение, что она является истинным критерием человечества. По мнению мыслителя, щедрость это помощь от бога для облегчения трудностей человечества. Он призывает людей к оказанию щедрости друг на другу. Великодушие и гуманность являются структурной частью щедрости.

Читайте также

Список литературы

  1. К.Хошимов, С.Нишонова. История педагогики. Т.:2005

Цитировать

Муминова, Д.А. Воспитание учащихся на основе нравственных взглядов Алишера Навои / Д.А. Муминова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 58. — С. 346-349. — URL: https://novainfo.ru/article/10831 (дата обращения: 07.10.2022).

Поделиться