В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта утверждена примерная учебная программа для высших учебных заведений по физической культуре.[4] Теоретический раздел этой программы предусматривает освоение системы научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умение их адаптивно, творчески использовать в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового стиля жизни.[5]
Учебная программа названа примерной потому, что отражает только требования стандарта, но в каждом вузе она может быть расширена и дополнена с учетом региональных, территориальных, климатических факторов, а также особенностей подготовки профессиональных кадров.
Чтобы достичь цели физического воспитания, т. е. сформировать здоровый образ жизни личности, важно решить следующие задачи:
- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохране- ние и укрепление здоровья, развитие и совершенствование физических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.[5]
Теоретический материал должен вырабатывать у молодежи умение использовать преобретённые знания для самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной и профессиональной деятельности. А практический раздел учебного материала должен обеспечить овладение методами и способами физкультурной и спортивной деятельности, чтобы правильно использовать все навыки для достижения учебных, а далее профессиональных и жизненных целей.
Примерная тематика занятий может включать:
- методику составления индивидуальных программ тренировок, занятий и т.п.;
- - методические основы занятий с оздоровительной, восстановительной направленностью;
- основы методики самомассажа;
- методику корригирующей гимнастики для глаз;
- методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и другие.[2]
Важное условие запоминания, совершенствования этих методов — повторение в учебных занятиях, во внеучебной спортивной деятельности, в быту.
Контроль преподавателя создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформированности физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки.[3]
Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке (не ниже оценки "удовлетворительно"), предусмотренные в течение последнего семестра обучения (табл. 1).[5]
Таблица 1. Обязательные тесты физической подготовленности студентов Примечание. Упражнения и тесты по профессионально-прикладной подготовке, а также для студентов специального учебного отделения определяет кафедра физического воспитания.[1]
№ |
Характеристика направленности тестов |
Оценка в баллах |
Оценка в баллах |
||||||||
Девушки |
юноши |
||||||||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||
1 |
Тест на скоростно-силовую подготовленность: Бег 100м (сек) |
15,7 |
16 |
17 |
17,9 |
18,7 |
13,2 |
13,8 |
14 |
14,3 |
14,6 |
2 |
Тест на силовую подготовленность. Поднимание (сед) и опускание туловища из положения лежа (кол-во раз) вес до 70кг, вес более 70кг |
60 50 |
50 40 |
40 30 |
30 20 |
20 10 |
|||||
Подтягивание на перекладине (кол-во раз) вес до 85кг вес более 85кг |
- 15 12 |
- 12 10 |
- 9 7 |
- 7 4 |
- 5 2 |
||||||
3 |
Тест на общую выносливость: Бег 2000м (мин,сек) вес до 70кг вес более 70кг |
- - 10,15 10,35 |
- - 10,5 11,2 |
- - 11,2 11,55 |
- - 11,5 12,4 |
- - 12,15 13,15 |
|||||
Бег 3000м (мин,сек) вес до 85кг вес более 85кг |
- 12 12,3 |
- 12,35 13,1 |
- 13,1 13,5 |
- 13,5 14,4 |
- 14 15,3 |
Аттестация должна проводиться в форме устного опроса по теоретическому и методико-практическому содержанию программы. Студент, завершающий обучение по дисциплине "Физическая культура", должен:
- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни.[6]
Таким образом для того, чтобы развивать и укреплять здоровье молодежи, правильно использовать средства физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха, в современной системе высшего образования создана учебная дисциплина «Физическая культура». Она формирует способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки студента к будущей профессиональной деятельности.