Основы организации физического воспитания студентов в вузе

№67-1,

Педагогические науки

В статье рассматриваются методические рекомендации для занятий студентов по программе общей физической подготовке. Даётся программный материал по дальнейшему обучению и совершенствованию зачетных нормативов для проверки физической подготовленности, а также цели и задачи физического воспитания студентов высшего учебного заведения.

Похожие материалы

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта утверждена примерная учебная программа для высших учебных заведений по физической культуре.[4] Теоретический раздел этой программы предусматривает освоение системы научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умение их адаптивно, творчески использовать в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового стиля жизни.[5]

Учебная программа названа примерной потому, что отражает только требования стандарта, но в каждом вузе она может быть расширена и дополнена с учетом региональных, территориальных, климатических факторов, а также особенностей подготовки профессиональных кадров.

Чтобы достичь цели физического воспитания, т. е. сформировать здоровый образ жизни личности, важно решить следующие задачи:

  • понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
  • знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
  • владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохране- ние и укрепление здоровья, развитие и совершенствование физических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
  • приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.[5]

Теоретический материал должен вырабатывать у молодежи умение использовать преобретённые знания для самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной и профессиональной деятельности. А практический раздел учебного материала должен обеспечить овладение методами и способами физкультурной и спортивной деятельности, чтобы правильно использовать все навыки для достижения учебных, а далее профессиональных и жизненных целей.

Примерная тематика занятий может включать:

  • методику составления индивидуальных программ тренировок, занятий и т.п.;
  • - методические основы занятий с оздоровительной, восстановительной направленностью;
  • основы методики самомассажа;
  • методику корригирующей гимнастики для глаз;
  • методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и другие.[2]

Важное условие запоминания, совершенствования этих методов — повторение в учебных занятиях, во внеучебной спортивной деятельности, в быту.

Контроль преподавателя создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформированности физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки.[3]

Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке (не ниже оценки "удовлетворительно"), предусмотренные в течение последнего семестра обучения (табл. 1).[5]

Таблица 1. Обязательные тесты физической подготовленности студентов Примечание. Упражнения и тесты по профессионально-прикладной подготовке, а также для студентов специального учебного отделения определяет кафедра физического воспитания.[1]

Характеристика направленности тестов

Оценка в баллах

Оценка в баллах

Девушки

юноши

5

4

3

2

1

5

4

3

2

1

1

Тест на скоростно-силовую подготовленность: Бег 100м (сек)

15,7

16

17

17,9

18,7

13,2

13,8

14

14,3

14,6

2

Тест на силовую подготовленность.

Поднимание (сед) и опускание туловища из положения лежа (кол-во раз) вес до 70кг, вес более 70кг

60

50

50

40

40

30

30

20

20

10

Подтягивание на перекладине (кол-во раз) вес до 85кг

вес более 85кг

-

15

12

-

12

10

-

9

7

-

7

4

-

5

2

3

Тест на общую выносливость:

Бег 2000м (мин,сек)

вес до 70кг

вес более 70кг

-

-

10,15

10,35

-

-

10,5

11,2

-

-

11,2

11,55

-

-

11,5

12,4

-

-

12,15

13,15

Бег 3000м (мин,сек)

вес до 85кг

вес более 85кг

-

12

12,3

-

12,35

13,1

-

13,1

13,5

-

13,5

14,4

-

14

15,3

Аттестация должна проводиться в форме устного опроса по теоретическому и методико-практическому содержанию программы. Студент, завершающий обучение по дисциплине "Физическая культура", должен:

  • понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
  • знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
  • иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни.[6]

Таким образом для того, чтобы развивать и укреплять здоровье молодежи, правильно использовать средства физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха, в современной системе высшего образования создана учебная дисциплина «Физическая культура». Она формирует способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки студента к будущей профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Анищенко B. C. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДН, 1999.
  2. Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь. - М.: АО «Аспект Пресс», 1995.
  3. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991.
  4. Приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего про- фессионального образования» от 01.12.99 № 1025.
  5. Примерная программа дисциплины «Физическая культура»/Авторы (составители): Ильинич В. И., Евсеев Ю. И.; рецензенты: Кислицын Ю. Л., Тучашвили И. А. - Москва, 2000
  6. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов./ Под общ. ред. В. И. Ильинича. - М.: Гардарики, 1999