Разработка учебной дисциплины «Математические методы и инструменты управлениями проектами» для системы дистанционного обучения

№58-6,

педагогические науки

В рамках данной статьи мы рассмотрим вопрос о разработке новой учебной дисциплины «Математические методы и инструменты управления проектами», относящейся к образовательной области «Прикладная математика (Методы моделирования и прогнозирования экономики)». Эта область имеет существенное значение для формирования ключевых и предметных компетенций будущих бакалавров экономики и менеджмента. Представленные материалы для организации учебно-познавательной деятельности студентов бакалавриата могут быть использованы в различных формах обучения, а том числе в системе дистанционного обучения.

Похожие материалы

Принимая во внимание современные тенденции, наблюдаемые в сфере управления [16, 17], необходимо отметить повышение требований к профессиональной компетентности менеджера в сфере проектной деятельности, к достижению поставленных целей в условиях ограничений на различные виды ресурсов. Отметим, что математические методы и модели управления различными проектами являются инструментальной основой оптимальной реализации экономических, финансовых, инвестиционных, административных, промышленных проектов.

В сложных социально-экономических условиях каждому эффективному менеджеру должно быть присуще профессионально значимое умение планировать деятельность подчиненных на основе реализуемого проекта. Математические методы [12, 15], позволяющие управлять проектами ориентированы на своевременную доставку менеджеру необходимой информации о возникновении и завершении различных управленческих операций, связанных с проектом.

Учебная дисциплина «Математические методы и инструменты управления проектами», специально созданная для системы подготовки бакалавров экономики и менеджмента является многофункциональной интегрированной учебной дисциплиной, в рамках которой представлены различные современные математические методы и модели теории принятия решений в условиях управления различными проектам, например, инновационными, исследовательскими, экономическими, инвестиционными, организационными и др.

Цель учебной дисциплины «Математические методы и инструменты управления проектами» — предоставление студентам бакалавриата информации базового уровня о математических моделях и методах исследования разнообразных социально-экономических проблем и ситуаций [2, 18], связанных с управленческой деятельностью, систем и процессов макроэкономики, а также демонстрация прикладных и исследовательских возможностей современной базы знаний и наборы вычислительных алгоритмов WolfrmaAlpha [9]. Среди возможностей специального инструмента WolfrmaAlpha следует выделить две наиболее часто используемые в контексте анализа социально-экономических проблем и ситуаций:

во-первых, возможность визуализации [3] социально-экономических проблем и ситуаций, связанных с принятием управленческих решений;

во-вторых, возможность реализации количественного метода исследования [14] с последующей содержательной интерпретацией полученного результата и выбора оптимального проекта.

Интегративный характер содержания учебной дисциплины «Математические методы и инструменты управления проектами»
Рисунок 1. Интегративный характер содержания учебной дисциплины «Математические методы и инструменты управления проектами»

Особое место занимают приемы, связанные с количественной оценкой различных стратегий в области макроэкономической политики, возможностью предсказать наиболее значимые последствия принимаемых управленческих решений при изменении социально-экономической ситуации и актуализации рисков различной природы (политические риски, экологические риски, социальные риски, финансовые риски, инновационные риски, производственные риски и др.) [1, 5, 11].

Следует отметить, что для успешной реализации содержания учебной дисциплины «Математические методы и инструменты управления проектами» для системы дистанционного обучения необходимо, чтобы студенты бакалавриата были знакомы с базовыми категориями и понятиями современной экономической теории, имели достаточные уровень фундаментальной математической подготовки [4], значимость которой в контексте усиления востребованности количественных методов и моделирования в социально-экономических исследованиях возрастает.

Перечислим системообразующие компоненты фундаментальной математической подготовки бакалавра, образующие базис последующего эффективного изучения математических и инструментальных методов управления проектами:

  • методы и типовые задачи теории множеств,
  • методы и типовые задачи линейной алгебры,
  • методы и типовые задачи аналитической геометрии,
  • методы и типовые задачи дифференцирования функций,
  • методы и типовые задачи интегрирования функций,
  • методы и типовые задачи решения обыкновенных дифференциальных уравнений [10],
  • методы и типовые задачи теории вероятностей [13],
  • методы и типовые задачи математической статистики,
  • методы и типовые задачи линейного программирования.

Для повышения качества прикладной математической подготовки бакалавра в системе дистанционного обучения желательны базовые навыки в области математического моделирования относительно простых социально-экономических ситуаций и проблем в электронной среде (в том числе профессиональных математических пакетах), необходим высокий уровень информационной культуры [8].

Отметим, что создаваемая нами на факультете дистанционного обучения Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова обучающая электронная среда, в основе которой теория педагогических технологий [6, 7], не претендует на полный охват всего множества разноуровневых количественных методов и моделей исследования социально-экономических ситуаций и проблем, макроэкономических систем и процессов, поскольку многие из них будут рассмотрены в рамках следующей ступени образования – магистратуры, а также рассматриваются в рамках других дисциплин прикладной математической подготовки бакалавра («Теория риска», «Исследование операций», «Методы оптимизации», «Методы принятия управленческих решений», «Теория игр» и др.).

Список литературы

  1. Власов Д. А. Модульный подход к проектированию содержания учебной дисциплины «Теория риска» // Успехи современной науки и образования. – 2016. – Т. 1. – № 9. – С. 122-124.
  2. Власов Д. А. Теоретико-игровая модель конкурентной борьбы за рынки сбыта продукции // Вопросы экономики и управления. – 2016. – № 5 (7). – С. 27-29.
  3. Власов Д. А. Технология визуализации проблем и ситуаций финансовой сферы // Педагогика высшей школы. – 2016. – № 2 (5). – С. 35-38.
  4. Власов Д. А. Целеполагание в системе математической подготовки бакалавра // Социосфера. – 2014. – № 2. – С. 165-169.
  5. Власов Д. А. Экономические риски: содержательный и методический аспекты // Инновационная наука. – 2016. – № 8-1. – С. 40-42.
  6. Монахов В. М. Введение в теорию педагогических технологий. – Волгоград: Перемена, 2006. – 318 с.
  7. Монахов В. М., Ярыгин А. Н., Коростелев А. А. Педагогические объекты. Педагогическое проектирование. Know How технологии. – Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева. – 38 с.
  8. Муханов С. А. Применение информационных технологий при преподавании математики студентам гуманитарных специальностей // Педагогическая информатика. – 2006. – № 1. – С. 60-62.
  9. Муханов С. А. Проектирование общедоступных интерактивных образовательных ресурсов с использованием технологий Wolfram CDF // Приволжский научный вестник. — 2015. — № 11 (51). — С. 112-115.
  10. Синчуков А. В. Анализ перспективных направлений модернизации математической подготовки бакалавра // Инновационная наука. – 2016. – № 10-1. – С. 118-119.
  11. Синчуков А. В. Дидактическая роль коммерческих и финансовых рисков в совершенствовании уровня прикладной математической подготовки бакалавра // Инновационная наука. – 2016. – № 8-2. – С. 182-184.
  12. Синчуков А. В. Методические особенности учебного модуля «Дифференциальные уравнения» в системе математической подготовки бакалавра экономики // Инновационная наука. – 2016. – № 8-2. – С. 181-182.
  13. Синчуков А. В. Особенности применения имитационного моделирования в системе подготовки бакалавров экономики // Инновационная наука. – 2016. –№ 11-1. – С. 175-176.
  14. Синчуков А. В. Проблемы реализации прикладной направленности обучения математике с использованием информационных технологий // Инновационная наука. – 2016. – № 10-1. – С. 116-118.
  15. Тихомиров Н. П., Тихомирова Т. М. Методы эконометрики и многомерного статистического анализа. – М.: Экономика, 2010. – 636 с.
  16. Тихомиров Н. П., Тихомирова Т. М. Риск-анализ в экономике. – М.: Экономика, 2010. — 317 с.
  17. Щукина Н. А. Некоторые подходы к решению задачи о назначениях // Проблемы экономики и менеджмента. – 2016. – № 5 (57). – С. 169-174.
  18. Щукина Н. А. Применение MS EXCEL в задачах минимизации затрат проекта // Перспективы развития информационных технологий. – 2015. – № 24. – С. 158-162.