Стратегический менеджмент является одной из функций управления, распространяющейся на долгосрочные действия и цели предприятия; это реализация, а также создание манёвров, которые ведут к увеличению уровня рентабельности и продуктивности деятельности компании по сравнению с уровнем развития данных показателей у конкурентов именно в долгосрочном периоде. Определение стратегии и её точных методов являются основой управления и необходимым элементом безупречного менеджмента для любого предприятия [4].
Более полным определением данного понятия будет следующее: стратегический менеджмент — деятельность управленца по подготовке и применению определённых действий по поводу эффективного и полного использования всех имеющихся ресурсов, направленных на реализацию целей и задач, которые поставлены перед организацией на перспективу [3].
Исходя из определений, мы выяснили, что целью стратегического управления на предприятии является обеспечение устойчивого развития компании на долгосрочную перспективу, разработка новых направлений и видов деятельности. Это действительно весьма важные задачи для любого стремящегося к успешному функционированию и получению максимальной прибыли предприятия, однако всё же вопрос значимости стратегического менеджмента в деятельности разного рода фирм подвергается сомнению. Некоторые люди считают, что для компании является вполне достаточным оперативное управление деятельностью, которое предполагает решение всех текущих вопросов, непосредственно связанных с деятельностью компании, управление всеми закупками, продажей, запасами, финансами, выработкой и т.д. Его задача заключается в гарантии ритмичного, бесперебойного и согласованного функционирования всякого без исключения отдела предприятия [2]. Приведём некоторые доводы противников управления предприятием с помощью стратегий: они считают, что предприятию не требуется такой отдельный элемент управления, как стратегический менеджмент, и исходят из следующих соображений:
- Во-первых, "Внешняя среда бизнеса меняется слишком быстро", довольно динамично. "В таких условиях планирование на сколько-нибудь долгий период теряет смысл. Жизнь просто уйдет вперед, пока мы будет думать о будущем";
- Во-вторых, "Сюда можно добавить пресловутую «российскую специфику». Политическая, экономическая, правовая ситуация в России меняется еще быстрее, чем в глобальном окружении. Так что тут не до стратегии…";
- В-третьих, "Стратегическое управление основывается на прогнозах рынка, на (построении) трендов.… При этом данные прогнозы (ничего) не стоят — за несколько месяцев до последнего кризиса аналитики бодро прогнозировали рост индексов ведущих бирж";
- В-четвёртых, наши менеджеры не настолько развиты, "чтобы всерьез заниматься стратегическим управлением";
- А порой бывает и такое: "попытки построить стратегию компании часто заканчиваются (конфликтами) среди собственников … и менеджеров;
- Многие предприятия привлекают внешних консультантов для планирования и разработки стратегии, (которые) её разрабатывают, уходят, и стратегия ложится на полку. Ведь (они) … не заинтересованы в реализации стратегии и не несут ответственности за результаты своего труда;
- Российский бизнес на данный момент времени "слишком молод … для того, чтобы всерьез заниматься стратегическим управлением";
- Можно привести немало примеров предприятий, "у которых нет никакой стратегии, а между тем (они) успешно развиваются";
- Существует достаточно большое количество книг, посвящённых изучению вопросов стратегического управления и планирования, "и все (они) очень толстые, а вот реальных примеров успешно реализованных стратегий практически нет…" [1].
Такие доводы приводят "противники" стратегического управления. Из их слов ясно, что стратегический менеджмент сам по себе является бессмысленным, так как современный мир слишком динамичен и изменчив, и нет никакого смысла прогнозировать на будущее.
Но это мнение лишь определённой части населения, чтобы больше разобраться в этом вопросе мы решили провести опрос в Ответы@mail.ru, в котором приняли участие более пятидесяти человек. Им был задан следующий вопрос «Что важнее для деятельности предприятия: оперативное или стратегическое управление?». Ниже представлены результаты данного опроса:

76% опрошенных считает, что для предприятия важным элементом является именно стратегический менеджмент, тогда как за оперативное управление проголосовало лишь 24% опрошенных.
Мы видим, что мнения разнятся. Давайте рассмотрим, чем отличаются стратегический менеджмент и оперативное управление:
- Миссией предприятия в стратегическом управлении является устойчивое функционирование компании в долгосрочной перспективе путём применения динамического баланса c окружением, а в оперативном менеджменте — производство товаров, работ и услуг c целью получения максимальной выручки;
- При стратегическом управлении внимание фиксируется именно на проблемах взаимосвязи с окружающим миром, на стремлении найти эффективные и оптимальные возможности для успешной борьбы с конкурентами, на приспособлении к всевозможным изменениям в окружении; в то время как в оперативном управлении рассматриваются проблемы, непосредственно возникающие внутри компании;
- Оперативное управление нацелено на краткосрочную и среднесрочную перспективу, а стратегическое — на долгосрочную;
- Основные причины организации системы управления для стратегического менеджмента — это люди, рынок и информационное обеспечение, а для оперативного менеджмента — различная технология, техника, а также организационные структуры;
- Когда предприятие рассматривает аспекты, касающиеся управления персоналом, то оперативный менеджмент расценивают работников как трудовые ресурсы предприятия, исполнителей работ; стратегический — как источник благополучия и процветания компании, как основу основ;
- Результативность в оперативном менеджменте выражается в рациональном использовании финансовых и трудовых ресурсов и максимизировании прибыли, в стратегическом — в своевременности и точности реагирования предприятия на новые запросы рынка и в возможности претерпеть определённые изменения в зависимости от динамики изменения окружения [5].
Именно такие отличия имеются между текущим управлением деятельностью предприятия и стратегическим менеджментом.
На наш взгляд, оперативный менеджмент является одной из составляющих стратегического менеджмента, и их нельзя отделять друг от друга. Также мы предполагаем, что для прибыльной, успешной и продуктивной деятельности предприятия два данных элемента управления необходимы в одинаковой степени.
Напоследок хотелось бы вспомнить слова создателя корпорации «Sony» Морита Акио: Несомненно, «мы должны получить прибыль, однако … не только сиюминутно, но и на протяжении долгого периода времени, поэтому нам следует продолжать вкладывать капитал в исследования, в расширение и в обслуживание».
Таким образом, каждый человек, каждый собственник и управленец предприятия сам решает, какую ценность представляет для него стратегический менеджмент в сфере профессиональной деятельности и чему на предприятии необходимо уделять большее внимание.