В настоящее время в условиях кризиса и санкций очень важно развивать отечественное производство, которое могло бы удовлетворить потребности россиян в ситуации отсутствия импортных товаров на рынке. Одним из направлений развития является повышение качества продукции отечественных производителей, которое возможно осуществить путём внедрения зарубежных методов управления качеством в отечественные компании. Поэтому в нашей работе мы рассмотрели принципы качества крупной успешной компании «Ikea» и оценили возможность конкурирования с ней отечественного аналога компании «Hoff».
Для этого нами был проведён анализ информации из официальных источников, который помог выявить основные отличительные принципы качества «Ikea»:
- Внедрение системы международных стандартов ИСО 9000, ИСО 14000, ИСО 16000;
- Соответствие требованиям государства, установленные в законодательстве;
- Сертификация продукции;
- Создание системы менеджмента качества;
- Высокий профессиональный уровень работников;
- Понимание содержания политики качества всеми сотрудниками компании;
- Конкуренция на рынке;
- Развитие стратегии ассортимента;
- Политика низких цен («демократичный» дизайн);
- Экологическая стратегия.
Альтернативой зарубежной компании выступает отечественная –«Hoff», которая появилась на рынке в сентябре 2011 года. Начало ей положил австрийский проект «Kika», работавший на первых порах в России по франшизе. Сейчас «Hoff» — это сеть магазинов, представленная в 13 городах России, посещаемость которой составляет около 5 миллионов человек в год.
Нами был проведён анализ информации с официальных сайтов «Hoff» и «Ikea», после чего мы сравнили компании по ряду критериев.
Для анализа конкурентоспособности компании «Hoff» мы выделили в качестве основных такие показатели, как:
Производство
Hoff: 100% ассортимента — закупки у поставщиков.
Ikea: Комбинация своего производства и закупок, что позволяет более тщательно отслеживать качество продукции, вносить поправки в производимый продукт.
Адаптация к российскому рынку
Hoff: Большая степень, обусловлено это тем, что «Hoff» — российская компания, закупающая продукцию только у российских поставщиков.
Ikea: Малая степень, т.к. это шведская компания, стремящаяся продвигать свою культуру, стиль.
Важно адаптироваться под российский рынок, так как россияне имеют свои особенности использования простых вещей, также есть предпочтения к стилю и оформлению товара, сложившиеся на основе культуры.
Цена
В условиях кризиса и санкций импортные товары начали расти в цене, на этом фоне российское производство начало улучшаться и завоёвывать авторитет на отечественном рынке. Поэтому, осуществляя закупки только у российских поставщиков, в данной ситуации «Hoff» выигрывает у «Ikea» по такому показателю, как цена.
Остальные пункты сравнения компаний представлены в виде таблицы. (рис. 1, рис. 2)


Был проведён опрос среди покупателей компании «Hoff» и «Ikea», результаты которого послужили основой для применения метода многоугольника, визуальной оценки конкурентоспособности компании. (рис. 3)

Данный метод позволил сделать следующие выводы:
- Уступая и лидируя в то же время по разным критериям, компании находятся на почти одинаковом уровне (площадь закрашенных частей, мы видим, равная). Соответственно, компания «Hoff» может конкурировать с «Ikea»;
- Hoff» продвигает компанию за счёт улучшения качественных характеристик товара, а «Ikea» создаёт положительный образ компании за счёт предоставление качественного сервиса.
Предложения для повышения конкурентоспособности компании «Hoff»:
- Создание собственной службы доставки товаров покупателям;
- Создавать ежесезонные товарные каталоги и распространять их населению;
- Сделать структуру магазина более удобной для покупателей: фирменные рестораны «Hoff», детские площадки;
- Открытие гипермаркетов в «ходовых» местах, расширение сети, обеспечение большей рекламы путём проведения акций, создание дополнительных отличительных условий для покупок.