Роли руководителя, как ключевое звено в формировании устойчивой деятельности организации

№62-2,

экономические науки

Влияние руководителя на формальные и неформальные группы определяются личностными и профессиональными качествами последнего и теми ролями, которые руководители играют в организации. В статье проведено исследование так называемой "ролевой теории личности", раскрыты роли руководителя в межличностных и информационных отношениях, в сфере принятия решений, которые имеют важное значение для обеспечения устойчивой деятельности организации.

Похожие материалы

Влияние руководителя, в том числе и руководителя низшего звена на формальные и неформальные группы определяются личностными и профессиональными качествами последнего и теми ролями, которые руководители играют в организации.

На протяжении целого рада лет в менеджменте разрабатывается так называемая «ролевая теория личности». Суть ее, если прибегнуть к обобщению, состоит в том, что жизнь — это театр, а люди актеры. И каждый человек играет в определенной социальной группе, в определенной ситуации какую-то роль. Причем, эти роли в зависимости от характера группы и ситуации, не одинаковы. Одну роль человек «играет» в семье, другую — среди друзей, третью — на работе и т.д.

Что касается ролей руководителя, независимо от места в иерархической управленческой структуре, то они достаточно полно систематизированы и описаны в специальной литературе.

Необходимо помнить, что руководитель занимает ведущее положение в организации в силу своей должности, и он наделяется соответствующими полномочиями для того, чтобы выполнять (играть) определенные роли. Эти роли проявляются, прежде всего, в межличностных и информационных отношениях, а также в сфере принятия решений.

Межличностные роли руководителя заключаются в том, что он выступает:

  1. в роли главного руководителя и именно ему принадлежит прерогатива устанавливать цели организации, прежде всего — основные; вырабатывать стратегию достижения этих целей; организовывать работу и «понуждать» работать других членов организации (мотивировать сотрудников); организовывать групповую деятельность и т.д.;
  2. в роли лидера, то есть человека, который не только «по должности» является руководителем, но и по своему социально-психологическому статусу может повести за собой коллектив;
  3. в роли «связующего» звена, то есть координатора этиx работ как по вертикали, то есть между соподчиненными подразделениями, так и по горизонтали, между функциональными подразделениями и отдельными сотрудниками.

Информационные роли руководителя проявляются в том, что он является:

  1. приемником информации, то есть человеком, который принимает всю информацию, которая поступает как «извне», так и «изнутри» организации;
  2. интерпретатором информации, то есть человеком, который рассматривает, сортирует и толкует (объясняет, воспринимает, интерпретирует) поступающую по многочисленным каналам внешнюю и внутреннюю информацию;
  3. распространителем информации, передавая ее по информационным каналам нижестоящим или другим подразделениям и сотрудникам;
  4. представителем информации, так как именно руководитель передает и представляет необходимую информацию об организации и ее особенностях в вышестоящие инстанции, а также во внешнюю среду.

Роли принятия решений являются одними из самых важных, так как при их помощи руководитель собственно и организует деятельность руководимой им группы или организации. Эти роли проявляются в том, что руководитель:

  1. выступает в роли предпринимателя, то есть человека, идущего на риск, впитывающего все новое, определяющего неизвестные, но, по его мнению, перспективные пути и формы развития;
  2. устраняет различного рода нарушения, отклонения, изменения и так далее, возникающие в процессе выполнения работ или в отношениях между людьми и подразделениями;
  3. распределяет ресурсы организации (финансовые, материальные, людские, временные и т.д.), которыми обладает организация и которые он задействует в соответствии с выработанной стратегией и тактикой достижения поставленных целей;
  4. представляет интересы организации во внешней среде и ведет многочисленные переговоры от ее имени и для ее блага.

Чтобы эффективно выполнять многочисленные роли по управлению организацией, руководитель должен обладать как определенными личностными, психологическими, социально-психологическими, так и профессиональными качествами. В наиболее общем виде совокупность профессиональных качеств, влияющих на эффективность и действенность управления, выражается категорией социально-профессиональный статус руководителя.

Основным компонентом, определяющим социально-профессиональный статус руководителя, является его общекультурный и интеллектуальный уровень. Именно он определяет способность руководителя мыслить, его кругозор, уровень мышления и аналитические способности, умение увидеть весь объект управления как систему. Не случайно, поэтому, формированию высокого культурного уровня, высокого уровня интеллекта уделяют внимание все ведущие зарубежные учебные заведения. Именно поэтому специалисты выделяют наиболее характерную тенденцию развития современного высшего образования — его гуманизацию и гуманитаризацию. Они дают тот необходимый базовый уровень мышления, который позволяет руководителю «быть на голову выше остальных сотрудников, и видеть дальше их».

Второй блок социально-профессионального статуса определяет и характеризует уровень общей теоретической подготовки. Для профессиональных руководителей этот компонент имеет наибольшее значение. Ведь в производственной сфере, как в никакой другой, тесно переплелись педагогические, психологические, социологические, философские и другие аспекты взаимоотношений с подчиненными членами коллектива. И на соответствующих этапах все они играют решающую роль, их необходимо учесть и задействовать в нужный момент. Кстати, и в других областях этому аспекту уделяют большое внимание. Поэтому еще одной тенденцией высшего образования является фундаментализация, призванная дать выпускаемым специалистам с высшим образованием глубокую подготовку. Общепризнанно, что специалист с широкой и фундаментальной теоретической подготовкой легко адаптируется на любом рабочем месте.

Но любая работа имеют свои, только ей присущие особенности. Поэтому следующий компонент, характеризующий профессиональный уровень руководителя, называется специальной теоретической подготовкой. Он включает в себя знания в конкретной предметной области, в которой специализируется управленец. Например, есть свои специфические особенности в теории и практике подготовки специалистов в различных отраслях хозяйствования. Эти специфические особенности «своих» видов деятельности и должен фундаментально знать руководитель, если он хочет быть успешным руководителем и реализовать в своей деятельности «школу научною управления».

Четвертый блок социально-профессионального статуса характеризует практические умения и навыки руководителя. Необходимо подчеркнуть, что речь идет не только, и не столько, о профессиональных умениях и навыках директора, хотя они и имеют определенное значение. Ни один самый высококлассный специалист не может работать (показывать результат) на уровне, например, мастера токарного цеха. Поэтому, чем выше квалификационный уровень подчиненных, тем менее пригоден в работе менеджера принцип «делай как я».

Когда мы говорим о практических умениях и навыках руководителя, мы имеем в виду управленческие умения и навыки. Они включают в себя:

  • умение организовать работу группы (команды) или отдельных сотрудников;
  • умение планировать и распределять работу в различных циклах и фазах производственной деятельности;
  • умение контролировать уровень профессиональных навыков сотрудников и уметь анализировать и интерпретировать полученную информацию;
  • навыки анализа и принятия на его основе адекватных и эффективных управленческих решений и т.д.

Другими словами, управленческие умения и навыки включают в себя все те аспекты, которые рассматривают современные управленческие технологии — менеджмент и маркетинг.

Руководитель, обладая определенными полномочиями, стремится в процессе управления, применяя соответствующие методы воздействия, перевести объект управления из одного (исходного) в другое (искомое, должное) состояние. При этом логика его управленческой деятельности начинается с определения целей деятельности, прогнозирования вероятности их достижения, планирования пути движения к цели, контроля правильности выбранного пути и анализа собранной информации, принятия управленческого решения, призванного изменить ход событий.

При этом объект управления всегда представляет собой сложную систему и для изменения состояний входящих в нее элементов (подсистем), руководитель выбирает соответствующие методы, разработанные в рамках множества наук.

Качество управления в значительной степени зависит от личностных особенностей руководителя, выполняемых им ролей социально-профессионального статуса, стиля руководства и способа организации групповой деятельности.

Список литературы

  1. Еншин М. М. Спортивный менеджмент и маркетинг / М.М. Еншин, В.Ю. Дятлов. – Новополоцк : ПГУ, 2008. – 252 с.
  2. Ланковская Е.К., Селиванов В.В. Исследование процесса организации культурно-массовых мероприятий как объекта управления в процессе формирования туристско-рекреационной отрасли Республики Крым / Е.К. Ланковская, В.В. Селиванов // НоваИнфо (электронный журнал): Экономические науки. – 2016.– №55-2. – С.256 –260. – [электронный ресурс]. – Режим доступа: 8899
  3. Ланковская Е.К., Селиванов В.В. Порядок составления плана проведения культурно-массовых мероприятий, как важного звена объекта управления в менеджменте / Е.К. Ланковская, В.В. Селиванов // НоваИнфо (электронный журнал): Экономические науки. – 2016.– №56-1. – С.187 –192 . – [электронный ресурс]. – Режим доступа: 9105
  4. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М: «Дело», 2007. – 704 с.
  5. Минцберг Г. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Г. Минцберг, Б. Альстранд, Ж. Лампель. – Альпина Паблишер, 2015. – 365 с.
  6. Селиванов В.В. Круизное судоходство на Черном море: от кризисной ситуации к устойчивому развитию/ В.В. Селиванов // Крымский научный вестник. – 2015. – № 5. – Том 1. «Экономические науки», с.66–73. – [электронный ресурс] – Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/ 2015/03/5KNV-1.pdf
  7. Селиванов В.В. Основы агентирования круизных судов [монография] / В.В. Селиванов. – LAP LAMBERT Academic Publishing (Германия), 2016. – 113 с.
  8. Селиванов В.В. Исследование особенностей морского туризма в пассажирском судоходстве [монография] / В.В. Селиванов. – LAP LAMBERT Academic Publishing (Германия), 2017. – 145 с.
  9. Селиванов В.В. Исследование проблем и анализ новых возможностей логистики Республики Крым/ В.В. Селиванов // НоваИнфо (электронный журнал): Экономические науки. – 2017.– №60-1. – С.83 –96 . – [электронный ресурс]. – Режим доступа:11091