Развитие законодательной базы в России. Социальное развитие

NovaInfo 59, с.359-366, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Россия прошла не легкий путь в формировании своей правовой системы, основными этапами являлись смена формы правления в государстве. По сути своей нормы права видоизменились, но по смыслу остались прежними. На мой взгляд, действительно право было демократическим, которое применялось в период правления, Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнего Леонида Ильича право в основе своей было «жестким», но социальные нормы для большинства граждан были приемлемы, не смотря на то, что присутствовал некий «дефицит» товаров широкого потребления. После Олимпиады - 80 году проходящей в Москве, увеличилось подпольных ИП (индивидуальных предпринимателей), которые заполняли свою «экономическую нишу» предоставляя товары определенного качества, в процентном содержании, по статистике представленной МУРом (Московским Уголовным Розыском) отдела ОБЭП (Отдел по Борьбе с Экономическими Преступлениями) по городу Москве, в России в разное время от 2 – 10% товаров собственного изготовления. После 1993 года, в России ставка стала ставиться на частное предпринимательство или совместное ведение государственно – частное, что напоминает некую «Крепостную зависимость». В последнее время просматривается некая экономическая нестабильность, множество граждан России теряют рабочие места и становятся безработными, стоит задуматься об этом.

Ключевые слова

ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, ЮРИДИЧЕСКИЙ БАЗИС, ПОДОТРАСЛЬ, КРЕПОСТНОЕ ПРАВО, ОТРАСЛЬ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ЖЕСТКОЕ ПРАВО, ИНСТИТУТ, НАПРАВЛЕНИЕ, ДИСКУССИЯ, БЕСПОРЯДОК, ЮРИДИЧЕСКИЕ НОРМЫ, СОВОКУПНОСТЬ НОРМ, ХАОС, КОДЕКСЫ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА, РАЗВИТИЕ, ТЕОРИЯ ПРАВА, ЗАКОНЫ, ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Текст научной работы

Рассматривая для чего нужны юридические нормы? – этот вопрос, на мой взгляд, остается дискуссионным. Доказано то, что без юридических норм, доказано философией, образуется хаос. Хаос – первичное состояние, бесформенная совокупность норм и правил, в противоположность порядку, понимают как беспорядок, неразбериху, смешение. Лишь в раннехристианские времена этому слову стали приписывать значение беспорядка. Для того чтобы в большей степени не понятного и не объяснимого в праве, теоретики права дали объяснение тем или иным понятиям, на которых строятся правовые нормы, законы, кодексы.

Введение в научный оборот категории «правовая система» вызывало много споров, ещё Алексеев С.С. задавался вопросом, каким же, понятием, возможно, охватить все нормативные и поднормативные элементы правовой действительности, чтобы в полной мере сохранить чёткость, «неразмытость» научной категории, выражающей объективное право, и пришёл к выводу, что им может служить понятие правовой системы. Однако существует и противоположная точка зрения: некоторые исследователи полагают, что понятие «правовая система» не должно входить в категориальный аппарат правовой теории, поскольку не обладает научным статусом и является условным и размытым. Например, с точки зрения Нерсесянца В.С. «трактовки правовой системы в качестве, какого – то нового правового понятия, охватывающие всё право, все правовые феномены и категории, по существу означают подмену общего понятия права неким довольно условным, и случайным, словосочетанием «правовая система»», и далее дополняет, что под правовой системой стали понимать совокупность всех правовых явлений и понятий, то есть фактически всё то, что в марксизме называется «юридической надстройкой», возвышающейся над «юридическим базисом». В целом можно сказать, что появление понятия «правовой системы» было своеобразным компромиссом между сторонниками широкого и нормативного понимания права, или, как точнее было указано Тихомировым Ю.А., «ещё одна грань в правопонимании — попытка углубить представление о праве как о едином и целом с помощью понятия «правовая система»». Рассмотрим, что стоит в основании права. Право основывается на системе права – это внутреннее строение структурных элементов права. Система права включает в себя пять основных компонентов: нормы права, институты права, отрасли права, субинституты и подотрасли. Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Её образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль — род общественных отношений. Для деления права на отрасли используются главным образом два критерия — предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой. Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке. Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались: устойчивостью и повторяемостью; заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.

Метод правового регулирования – это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения. Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами: порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений; средствами их обеспечения, санкциями; степенью самостоятельности, усмотрения действий субъектов. В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод, авторитарный, властный, основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений.

Диспозитивный метод, автономный устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.

Рассматривая применение права, следует отметить его не однородность применения. Нормативно – правовые нормы, по общему определению не должны противоречить действующей конституции Российской Федерации. Как получается, то, что нормы права, которые принимаются для разрешения тех или иных норм при применении, нормы права противоречат друг другу. В результате чего определенного решения не получается. На мой взгляд, Российская правовая школа в последнее время потеряла свою самобытность, есть мнение, что Российские юридические нормы подменяются правовыми нормами, которые вносят правоведы получившее дополнительное образование за рубежом.

Советское право было более «жестким» по отношении к правовым нормам, которые применяются на сегодняшний день. Следует отметить то, что Россия прошла не легкий путь к оптимизации норм права, связано это с тем, что Россия прошла несколько этапов смены режимов. С 1864 году отмена Крепостного права в России. В 1917 году Великая Октябрьская социалистическая революция. С 1941 по 1945 год Великая Отечественная война. С 1985 по 1991 год Перестройка в СССР. Все эти этапы Россия пережила, и соответственно изменялись нормы права.

Рассмотрим каждый этап в отдельности. В 1864 году произошла отмена Крепостного права. Социально – экономическое развитие Российской империи неизменно отставало от европейских государств, причиной чему была непроизводительная крепостная система. Отсутствие вольнонаёмного труда тормозило развитие капиталистической промышленности. Нищие крестьяне не могли потреблять промышленную продукцию, что также негативно влияло на развитие сектора. Кроме этого, кризис крепостнических хозяйств вёл к разорению помещиков. Поэтому главные причины, касающиеся необходимости упразднения крепостного права, выглядят однозначно, кризис имперской феодально – крепостнической системы: отсталость Российской империи почти во всех сферах жизнедеятельности; нарастающее волнение среди крепостных и нередкие крестьянские восстания.

Реформирование судебной системы России взял на себя Александр II. Реформа предусматривала изменение судопроизводства. В связи с чем, произошло изменение и созданием двух ветвей судопроизводства: мировых судебных установлений; общих судебных установлений. Каждая из них имела по две инстанции: мировые судьи, мировые съезды, окружные суды, судебные палаты. Суд третьей инстанции – Кассационный департамент Сената. Кроме непосредственно суда были реформированы судебное следствие, прокуратура, нотариат, создано сословие присяжных поверенных (адвокатура). Реформа сопровождалась заменой персонала судебных учреждений, приведшей к существенному повышению квалификации судебных чинов и искоренению коррупции. Основополагающими документами реформы были Судебные уставы 1864 года: Учреждение судебных мест; Устав уголовного судопроизводства; Устав гражданского судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

В 1917 году в России произошла Великая октябрьская революция. Реформированием законодательства на этот период взял на себя Государственная дума, которая в свою очередь сформировала Временное правительство России. Одни из первых законопроектов были приняты в виде Декретов: о Мире; о земле, о печати, об уничтожении сословий, о 8 – ми часовом рабочем дне; прав народов России; о полноте Власти Советов; о национализации банков; об отделении церкви от государства и школы и церкви. Переход в 1922 год к новой экономической политике (НЭПа), неотъемлемой чертой которой было воссоздание товарно – денежных отношений, потребовал принятия новых законов, учитывающих нужды развития этих отношений. С этой целью был принят Гражданский кодекс (ГК) РСФСР, в основу структуры и важнейших положений которого была положена пандектная система (принцип построения нормативно – правовых актов: кодексов, законов, ГОСТов, при котором общая и особенная части выделяются в отдельные разделы). Право рассматривалось как явление, подчиненное государству. Естественно, государственные органы не считали себя связанными нормами права, что создавало почву для роста произвола и ущемления прав человека. Право РСФСР характеризовалось декларативностью. В 1917 – 1918 годы в борьбе за поддержку народных масс большевики использовали декреты как средство агитации и пропаганды. Заведомо зная о не реалистичности тех или иных законообещаний, революционная власть использовала их как доказательство осуществления своих программных намерений. Но и в последующие десятилетия эта линия легко прослеживается в пятилетних планах, в Конституции, законодательстве гражданском и уголовном. Декларативность законодательства РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика) вызывалась не только внутри и внешнеполитическими соображениями, но и задачами чисто воспитательного характера. Государственная идеология использовала правовые нормы с целью разрушить в людях эгоистические и антиобщественные установки поведения. При этом ей удалось преуспеть в подавлении частной инициативы. Советское право отличала важная особенность – его федерализм. Поскольку союзные республики признавались суверенными субъектами советской федерации, в СССР (Союза Советских Социалистических Республик) с конца 50 – х годов формально насчитывалось не менее 16 правовых систем, а в каждой из республик должен был быть выражен дуализм правовых норм – союзных и местных. В 1918 – 1920 годы, когда советский федерализм формировался, действительно дуализм советского права имел место. Даже автономные образования могли иметь существенные различия в правовых нормах и институтах.

После окончания второй мировой войны в 1945 году относительно Уголовного права были отменены или признаны утратившими силу нормативно – правовые акты военного времени, устанавливавшие уголовную ответственность за деяния, имевшие общественно опасный характер только в условиях войны. 7 июня 1945 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией». От наказания освобождались лица, осужденные к лишению свободы на срок до трёх лет. Не отбытый срок лишения свободы сокращался наполовину. 26 мая 1947 года был принят Указ «Об отмене смертной казни». Было признано, что «применение смертной казни больше не вызывается необходимостью в условиях мирного времени». За преступления, наказывавшиеся смертной казнью, стали применять заключение в ИТЛ (Исправительно – трудовой лагерь) сроком на 25 лет. Однако уже 12 января 1950 года Президиум Верховного Совета CCCP (Союза Советских Социалистических Республик) восстановил применение смертной казни как высшей меры наказания к изменникам Родины, шпионам, подрывникам – диверсантам.

В целях упорядочения законодательства об уголовной ответственности за хищение социалистической и личной собственности 4 июня 1947 года Президиум Верховного Совета СССР издал указы «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» и «Об усилении охраны личной собственности граждан». В связи с этим утратил силу Закон от 7 августа 1932 года и внесены изменения в соответствующие статьи УК РСФСР (Уголовный кодекс Российской Социалистической Федеративной Социалистической Республики) и кодексов союзных республик. Кража, растрата или иное хищение государственного имущества наказывалась лишением свободы на срок от 7 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой. При квалифицирующих признаках (повторно, организованная группа, крупный размер) срок лишения свобода увеличивался до 25 лет. Преступление это «предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на советский общественный или государственный строй, социалистическую систему хозяйства, социалистическую собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан, а равно иное, посягающее на социалистический правопорядок, общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом». Основы исключили возможность применения аналогии в советском уголовном праве. Уголовный кодекс РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика) был утвержден 27 октября 1960 года Уголовное судопроизводство. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, были приняты 25 декабря 1958 года, где Основы состояли из 54 статей, объединенных в шесть разделов. Определялись задачи уголовного судопроизводства, которые состояли в обеспечении быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличении и наказании виновных, ограждении невиновных от уголовной ответственности. В последующем Основы подвергались 35 изменениям и дополнениям, которые коснулись 29 статей. Большая их часть была вызвана принятием Конституции 1977 года. И это естественно. Специальная глава Конституции посвящена правосудию в СССР. В ней по новому, более точно сформулированы основные положения об организации и деятельности суда: осуществление правосудия только судом; коллегиальность и участие народных заседателей, открытое разбирательство, презумпция невиновности. Так, Конституция СССР 1977 года установила, что «никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию, иначе как по приговору суда и в соответствии с законом». В 1961 году были приняты Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик. На их основе в республиках были приняты гражданские кодексы, в том числе в 1964 году был принят ГК (Гражданский Кодекс) РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика). Основной целью гражданского законодательства являлось укрепление экономической системы, рост социалистической собственности, поддержание и укрепление законности в области имущественных отношений и охраны прав юридических и физических лиц. На развитие гражданского права существенное влияние оказала Конституция СССР 1977 году, в которой закреплялось господство социалистической собственности и расширялись ее формы. Конституция устанавливала следующие формы социалистической собственности: государственная и колхозно – кооперативная, собственность профсоюзных и иных общественных организаций. В Конституции предусматривала право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей. Семейное право. 27 июня 1968 году были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик и браке и семье. В соответствии с Основами в 1969 – 1970 годы, были приняты брачно – семейные кодексы в союзных республиках, жилищное право. В 1981 году впервые в истории отечественного (советского) права были приняты Основы жилищного законодательства и жилищные кодексы союзных республик в 1983 году. Тем самым создана база для развития жилищного законодательства, которое регулировало жилищные отношения, содействовало обеспечению прав граждан на жилище.

Мною взяты три события, данные вехи, на мой взгляд, повлияли на становление нормативно – правовой базы и внесение изменений в кодексы России.

Рассмотрим Российское законодательство, которое принято Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации с момента принятия действующих кодексов Российской Федерации.

В Российской Федерации применяются следующие кодексы: Налоговый кодекс Российской Федерации (2 части), Гражданский кодекс Российской Федерации (4 части), Трудовой кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно – исполнительный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации (Таможенного союза), Бюджетный кодекс Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации.

Таки образом, развитие нормативно – правовой базы в России многократно изменялась. Внесение изменения было связано с изменением формы правления в России, которая в свою очередь требовала иные подходы для разрешения тех или иных возникающих проблем в государстве. Развитие права напрямую зависит от развития промышленности, и развития общества в целом. Если мы сейчас будем просматривать нормативно – правовые нормы применяемые до отмены крепостного, они не будут соответствовать сегодняшним нормам, так как будут описывать жизненный обиход того времени и на сегодняшний день могут вызвать – например смех. 23 февраля 1917 года началась Февральская революция 1917 года, Император Николай II отрёкся от престола. После того как его предполагаемый преемник, великий князь Михаил Александрович также отказался от престола, Государственная Дума взяла страну под свой контроль, образовав Временное правительство России. Следует принять во внимание, что анализ нормативных правовых актов советского периода в 1917 году это сложная задача. Сложность обусловлена особенностями влияния на процесс их создания государственной политики того времени, ощутимой разницей в части юридической техники, названий нормативных правовых актов, процедуры их принятия. В условиях создания советского права органами государственной власти не уделялось существенного внимания не только форме нормативных правовых актов, но и процедуре их принятия. Такой вывод можно сделать из Конституции РСФСР, принятой 10 июля 1918 года, в которой отражена лишь часть аспектов, имеющих отношение к процедуре принятия нормативных правовых актов. В пунктах 31 – 33 Конституции РСФСР 1918 года закреплены полномочия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов (ВЦИК) в области принятия нормативных актов, который являлся высшим законодательным органом РСФСР, рассматривал и утверждал проекты декретов и иные предложения, вносимые Советом Народных Комиссаров (СНК) или отдельными ведомствами, а также издавал собственные декреты и распоряжения. В пункте 38 Конституции указывается также о полномочии СНК издавать декреты, распоряжения, инструкции в целях правильного и быстрого течения государственной жизни. Правом законодательной инициативы в РСФСР обладали ВЦИК, СНК и отдельные ведомства; документы, приобретающие в последующем статус законов, в современном понимании, рассматривались и утверждались ВЦИК; акты, принимаемые СНК, которые по статусу ближе к подзаконным, подлежали обязательному их утверждению ВЦИК только в том случае, если на это была необходимость. Следующая Конституция СССР 1936 года уже более детально регламентирует нормотворчество государственных органов. Так, она установила, что Верховный Совет СССР принимает законы, Президиум Верховного Совета СССР указы, Совет Народных Комиссаров СССР ¾ постановления и распоряжения, отдельные наркоматы приказы и инструкции. Кроме того, Конституция 1936 года различала законы и подзаконные акты: постановления СНК принимались на основе и во исполнение действующих законов, а приказы наркоматов на основании и во исполнение действующих законов, а также постановлений и распоряжений СНК СССР. Обязательные реквизиты нормативных правовых актов, то на настоящий момент ими являются: наименование органа, принявшего акт; наименование вида документа; дата и регистрационный номер; место составления или издания; заголовок к тексту; подписи; гриф утверждения акты, требующие утверждения, должны быть включены в список документов, подлежащих утверждению. Советское социалистическое право в 1945 – 1953 годы не претерпело качественных изменений: значительная часть общественных отношений и сфер жизни общества регулировалась не законодательными актами, а положениями ведомственных подзаконных нормативно – правовых документов, постановлениями и решениями партийного руководства страны. 21 апреля 1949 года Совет Министров СССР принял постановление «О заключении хозяйственных договоров», в котором подчеркивалось, что договор, заключенный на основе плана развития, признается единственной законной формой отношений между хозяйственными субъектами. Предприятия обязывались переходить на хоздоговорные соглашения. Постановлением закреплялась двойная система договоров: генеральные заключались между хозяйственными системами и отраслями, а локальные – между предприятиями. Сразу после войны были отменены или признаны утратившими юридическую силу нормативно –правовые акты военного времени, устанавливавшие уголовную ответственность за деяния, имевшие общественно опасный характер лишь в условиях войны. Описанные мною вехи повлияли на развитие законодательной – базы в России. В данной статье ставились акценты на то, что бы показать как изменялось право, какие моменты на него повлияли.

Читайте также

Список литературы

  1. Бошно С.В. Правоведение: основы государства и права. Сер. Российское юридическое образование Учебное пособие. М., 2007; Бошно С.В. Теория права и государства. Сер. Российское юридическое образование (2-е изд., перераб. и доп.) Учебник. М., 2011.
  2. Алексеев С. С. Право и правовая система // Правоведение. — 1980. — № 1. С. 31.
  3. Нерсесянц В. С. Сравнительное правоведение в системе юриспруденции // Государство и право. — М.: Наука, 2001. — № 6. — С. 6.
  4. Тихомиров Ю. А. Закон и формирование гражданского общества // Советское государство и право. — 1990. — № 8. — С. 24; Бошно С.В. Правоведение. Сер. Российское юридическое образование Учебник. М., 2004.
  5. Марченко М. Н. Теория государства и права.
  6. Бошно С.В. Способы и методы правового регулирования // Право и современные государства. 2014. № 3. С. 52-60.

Цитировать

Фингергут, А.Г. Развитие законодательной базы в России. Социальное развитие / А.Г. Фингергут. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 59. — С. 359-366. — URL: https://novainfo.ru/article/11095 (дата обращения: 01.12.2022).

Поделиться