Правовой статус и полномочия правительства РФ

№61-1,

Юридические науки

Правительство Российской Федерации является важнейшим органом государственной власти. Структура и задачи данного органа характеризуют его общественную направленность, показывают всю важность деятельности Правительства для развития самостоятельного процветающего государства и для функционирования развитого гражданского общества.

Похожие материалы

Полномочия Председателя Правительства определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», возглавляет Правительство в Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу. Председатель Правительства Российской Федерации возглавляет Правительство Российской Федерации, определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу. Председатель Правительства Российской Федерации: представляет Правительство Российской Федерации в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации; ведет заседания Правительства Российской Федерации, обладая правом решающего голоса; подписывает акты Правительства Российской Федерации; представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении; распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации систематически информирует Президента Российской Федерации о работе Правительства Российской Федерации. Следует отметить то, что до вступления новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года должность председателя правительства называлась Председатель Совета Министров — Правительства Российской Федерации. Часто в неформальной обстановке должность Председателя Правительства называют Премьер — министр, это является не правильным, так как это следует из действующей Конституции Российской Федерации. В статье 111 Конституции Российской Федерации определяется назначение на должность Председатель Правительства Российской Федерации, назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и назначает новые выборы. Согласно статье 94 действующей Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации, состоит из двух палат — Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя, один представитель от законодательного (представительного) органа власти, другой из исполнительного органа власти. Данные представители назначаются действующим Президентом Российской Федерации. Члены Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются сроком на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, устанавливаются федеральными законами. В Послании Президента Российской Федерации, Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию Совета Федерации Российской Федерации от 5 ноября 2008 года изложены важные меры, направленные на совершенствование порядка выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 117 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации. В пункте 4 статьи 117 Конституции Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и назначении новых выборов. Согласно пункту 4 статьи 117 Конституции Российской Федерации, Председатель Правительства имеет право самостоятельно поставить перед Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. В случае если Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в доверии отказывает, Президент Российской Федерации в течение семи дней должен принять решение об отставке Правительства Российской Федерации, либо о роспуске Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и назначении новых выборов. Действующий Президент Российской Федерации не может распустить Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на этом основании в течение года после её избрания. Правительство Российской Федерации участвую в законодательном процессе в Государственной Думе посредством внесения проектов федеральных законов. Имеются и другие формы взаимодействия, например, предоставление заключений по определенным видам законопроектов в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции РФ.

Таким образом, в соответствии с Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года в Российской Федерации установлена организованная система государственной власти, базирующаяся на принципе разделения властей, федерализма, разграничении полномочий и компетенций между различными ветвями власти, их взаимодействии. Эффективность работы данной конституционной модели на практике очень важна, ведь при эффективной работе государственной власти во многом обеспечивается удовлетворение интересов ее граждан, реализация их прав, поддержание общественного порядка и режима законности. Огромная роль при этом отводится исполнительной власти, ведь именно она осуществляет реализацию законов, программ развития, поддержание порядка на практике. Правительство Российской Федерации — высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Основными нормативно-правовыми актами регламентирующими деятельность Правительства Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон от 17 декабря 1997 года № 2 — ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации, Постановление Правительства от 1 июля 2004 года № 260 «О регламенте Правительства Российской Федерации и положении об аппарате Правительства Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, как высшего органа исполнительной власти в осуществлении государственной власти в Российской Федерации. Правительство РФ осуществляет свои полномочия посредством издания нормативных правовых актов.

Естественно с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года статус Правительства Российской Федерации существенно вырос, по сравнению каким он раньше был. По существу руководство Правительством Российской Федерации и соответственно исполнительной властью осуществляется Президентом Российской Федерации, поскольку Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства Российской Федерации, а также оказывает влияние на подбор кандидатур других членом Правительства Российской Федерации. Правительство эффективно проводит различные социальные программы, решает множество вопросов, направленных на повышение благосостояния граждан Российской Федерации.

Список литературы

  1. Бошно С.В. Нормативный правовой акт в условиях современной российской теории и практики // Ваш налоговый адвокат. Консультации, рекомендации. 2008. № 11 (65). С. 11-26.
  2. Бошно С.В. Правоведение. Учебник. Сер. Российское юридическое образование. М., 2004.
  3. Баранов В.А., Гущин В.В., Долгих И.С., Лапин А.В., Лапина М.А., Петюкова О.Н., Райлян А.И., Трунцевский Ю.В. Ведомственное нормотворчество // (теория и практика применения) / М., 2014.
  4. Алати Н.Б., Голючков В.И., Ильичев В.В., Пузанов Ю.П., Ширяев Ю.Е., Щербаковский Г.З. Роль Правительства Российской Федерации в инициировании федерального законодательного процесса // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 2. С. 112-118.
  5. Веснин Р.М. Особенности взаимодействия Государственной Думы и Правительства Российской Федерации в законодательном процессе Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / М., 2006