Анализ применения инструментов маркетинга на современном этапе развития рынка банковских услуг

NovaInfo 59, с.267-271, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 3

Аннотация

В статье рассматриваются анализ инструментов банковского маркетинга и их применение коммерческими банками. Приведены сведения деятельности крупнейших российских банков.

Ключевые слова

БАНКОВСКИЙ МАРКЕТИНГ, ИНТЕРНЕТ, БАНКОВСКАЯ УСЛУГА, МАРКЕТИНГ

Текст научной работы

Банковский маркетинг это сложная и многогранная наука, которая требует особого внимания в современных условиях. Поэтому эта тема весьма актуальна в наши дни. С переходом к рыночной экономике изменилось содержание и деятельности банков, которые стали оказывать различные услуги юридическим и физическим лицам.

Дадим краткую характеристику банковскому маркетингу.

Банковский маркетинг – это система взаимодействующих между собой бизнес – структур банковской сферы и потребителями банковских услуг и различных банковских продуктов. Под банковским маркетингом понимается такая система управления, которая направлена на изучение, учет и формирование спроса и потребностей клиентуры для обоснованной ориентации деятельности банка на предоставление конкурентоспособного набора операций и услуг, с тем, чтобы обеспечить получение намеченного уровня рентабельности.

Основными целями маркетинга банковских услуг является: изучение рынка кредитных ресурсов; определение финансового состояния клиентов; привлечение вкладов в банки; модернизация деятельности банков.

Эксперты насчитывают около 300 услуг, которые могут осуществить банки. Перечень предоставляемых услуг банков России значительно меньше. К их числу относится: осуществление платежей, кредитование, сбережение денежных средств и многое другое. Экономика нашей страны отличается от экономики других развитых стран, поэтому приходится заимствовать у европейских банков их методы и технологии на банковском рынке. Заимствованные приемы управления банковским маркетингом способствуют существенному повышению его эффективности.

Отношения между клиентом и банком меняются с каждым годом. Банки заинтересованы в привлечение новых клиентов, поэтому они должны предоставлять не только набор традиционных услуг, но и вводить новые для полного удовлетворения клиентов.

Как показывают результаты опросов, россияне не слишком активны в финансовом отношении. Культура использования пластиковых карт достигла высокого уровня, но она все еще остается развивающейся. Аналитический центр НАФИ с 2008 года отслеживает динами использования «пластика». Наиболее часто используемыми являются зарплатные карты. Если в 2015 году картами пользовалось только 53% россиян, то в 2016 показатель вырос на 10 %.

Так же из опроса НАФИ известно, что большая часть населения (69%) пользуются только одной картой, менее четверти населения (23%) имеет две карты. Три и четыре карты имеют только 6 и 2% соответственно.

Один из примеров зарубежной практики привлечения клиентов является запуск интернет - инструмента. Среди банков на 03.02.2017 лидером по числу подписчиков считает Сбербанк России. Наибольший рост аудитории за весь год отмечается у Тинькофф Банк, ВТБ 24, а также и у Сберегательного банка России.

Таблица 1. Лидеры по количеству подписчиков в социальных сетях на 03,02,2017, тыс. чел.

Банк

Количество подписчиков

Социальная сеть

ВКонтакте

Facebook

Twitter

Сбербанк России

1660,0

1660,0

394,9

744,0

ВТБ 24

199,9

17,8

199,9

20,6

Тинькофф Банк

123,6

123,6

75,9

77,3

Альфа-Банк

92,6

92,6

22,2

48,9

Россельхоз Банк

21,5

21,5

4,6

1,3

Этот финансовый инструмент считается эффективным для привлечения новых клиентов и взаимодействия с существующими. Многие маркетологи относятся к социальным сетям как к недорогому и простому способу поддержания связи с клиентами. На своих сайтах банки выкладывают подробную информацию о финансовом рынке страны. Задача максимум на данный момент - сделать информацию максимально доступной для понимания. На сайте любого банка вы найдете курс валют. Эти услуги давно уже не являются новыми на финансовом рынке России. И возможность общения с банком посредством SMS-сообщений нас уже не удивит.

Количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях юридическими и физическими лицами с использованием сети Интернет, растет в России с каждым годом.

Таблица 2. Количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях за 2012-2016 гг., тыс.

Показатель

2012

2013

2014

2015

2016

Счета, открытые юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, всего

2404,2

2798,5

3042,0

3460,5

4026,4

В том числе:

− с доступом через Интернет

1801,2

2345,7

2665,1

3122,1

3764,9

Счета, открытые физическим лицам, не являющимся кредитными организациями, всего

76 857,7

97 087,0

108 837,5

122 315,8

158 806,8

В том числе:

− с доступом через Интернет

19 554,4

28 377,8

42 337,8

80 916,9

136 149,3

− с доступом посредством сообщений с использованием абонентских устройств мобильной связи

17 796,7

25 629,9

30 906,9

64 597,8

117 390,3

Общее количество счетов

118414,2

156238,9

187789,3

274413,1

420137,7

С 2012 по 2016 наблюдается положительная динамика роста, что показывает наличие большого потенциала в использовании мобильных интернет – приложений для реализации конкурентной стратегии коммерческого банка.

В таблице 3 представлен рейтинг эффективности интернет - банков для частных лиц. Основная часть исследования проведена в период с марта по апрель 2016 года. Исследование фиксирует два основных параметра эффективности:

Функциональность — возможности управления собственными финансами клиента.

Удобство пользования — простота и понятность совершения операций в интернет - банке.

Таблица 3. Рейтинг эффективности интернет - банков для частных лиц

Позиция в рейтинге

Банк

Оценка

1

Промсвязьбанк

79,8

2

Тинькофф Банк

79,5

3

Альфа-Банк

78,3

4

Запсибкомбанк

72,5

12

Сбербанк России

62,5

15

ВТБ 24

56,8

31

Россельхозбанк

46,6

34

Газпромбанк

39,5

Самыми эффективными интернет - банками за счет удобства интерфейсов согласно итогам опросов были признаны интернет - банки Промсвязьбанка, Тинькофф Банка, Альфа-Банка, Запсибкомбанка и МДМ банка. Лучшие отечественные интернет - банки предоставляют пользователям широкие возможности оплаты различных услуг и штрафов, внутрибанковских и внебанковских переводов, открытия вкладов, заказа карт и иных банковских продуктов онлайн, возможности для анализа персональных расходов и удобный интерфейс для совершения разовых и повторяющихся операций.

В заключение следует добавить, что банковский маркетинг, особенно в условиях современного экономического кризиса, становится еще необходимее. Маркетинг это один из тех «спасительных» элементов, которые могут помощь коммерческому банку «оставаться на плаву», сохранить свою независимость.

Читайте также

Список литературы

  1. Васильев М.Г., Лапина Е.Н. Современные тенденции развития российской банковской системы. В сборнике: Финансово-экономические проблемы региональной экономики Сборник трудов Международной научно-практической конференции "Взаимодействие финансового и реального секторов экономики" по материалам научного семинара преподавателей и магистрантов. 2013. С. 86-93.
  2. Лапина Е.Н., Остапенко Е.А., Шамрина С.Ю. Риск – менеджмент и финансовая устойчивость коммерческих банков. Вестник АПК Ставрополья. 2015. № 3 (19). С. 223-228.
  3. Лисова О.М., Дебелый Р.В., Костюкова Е.И., Склярова Ю.М., Скляров И.Ю., Гурнович Т.Г., Агаркова Л.В., Лапина Е.Н., Остапенко Е.А., Латышева Л.А., Глотова И.И., Гладилин А.А., Томилина Е.П., Углицких О.Н., Кулешова Л.В., Собченко Н.В., Клишина Ю.Е., Леднева Ю.А. Венчурное финансирование инновационных проектов. Ставрополь, 2013.
  4. Михайленко В.Н., Бойко С.В., Шамрина С.Ю., Назаренко Ю.В., Лапина Е.Н., Карасев Р.Ю., Латышева Л.А., Ярыгина Н.А., Ярыгина Н.А., Луценко Д.В., Федоров А.В., Федорова К.Ю., Склярова Ю.М., Скляров И.Ю., Левина Н.С., Трофимов Р.П., Куксов Г.В., Арутюнян М.Ю., Гурнович Т.Г., Рудь П.С. и др. Особенности регионального развития банковской системы: краудсорсинг и инновационных аспект. Ставрополь, 2012.
  5. Новиков С.Ю., Лапина Е.Н. Оценка кредитных рисков в банковской системе российской федерации. В сборнике: Финансово-экономические проблемы региональной экономики Сборник трудов Международной научно-практической конференции "Взаимодействие финансового и реального секторов экономики" по материалам научного семинара преподавателей и магистрантов. 2013. С. 170-178.

Цитировать

Подлесная, А.М. Анализ применения инструментов маркетинга на современном этапе развития рынка банковских услуг / А.М. Подлесная. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 59. — С. 267-271. — URL: https://novainfo.ru/article/11111 (дата обращения: 30.05.2023).

Поделиться