Банковский маркетинг это сложная и многогранная наука, которая требует особого внимания в современных условиях. Поэтому эта тема весьма актуальна в наши дни. С переходом к рыночной экономике изменилось содержание и деятельности банков, которые стали оказывать различные услуги юридическим и физическим лицам.
Дадим краткую характеристику банковскому маркетингу.
Банковский маркетинг – это система взаимодействующих между собой бизнес – структур банковской сферы и потребителями банковских услуг и различных банковских продуктов. Под банковским маркетингом понимается такая система управления, которая направлена на изучение, учет и формирование спроса и потребностей клиентуры для обоснованной ориентации деятельности банка на предоставление конкурентоспособного набора операций и услуг, с тем, чтобы обеспечить получение намеченного уровня рентабельности.
Основными целями маркетинга банковских услуг является: изучение рынка кредитных ресурсов; определение финансового состояния клиентов; привлечение вкладов в банки; модернизация деятельности банков.
Эксперты насчитывают около 300 услуг, которые могут осуществить банки. Перечень предоставляемых услуг банков России значительно меньше. К их числу относится: осуществление платежей, кредитование, сбережение денежных средств и многое другое. Экономика нашей страны отличается от экономики других развитых стран, поэтому приходится заимствовать у европейских банков их методы и технологии на банковском рынке. Заимствованные приемы управления банковским маркетингом способствуют существенному повышению его эффективности.
Отношения между клиентом и банком меняются с каждым годом. Банки заинтересованы в привлечение новых клиентов, поэтому они должны предоставлять не только набор традиционных услуг, но и вводить новые для полного удовлетворения клиентов.
Как показывают результаты опросов, россияне не слишком активны в финансовом отношении. Культура использования пластиковых карт достигла высокого уровня, но она все еще остается развивающейся. Аналитический центр НАФИ с 2008 года отслеживает динами использования «пластика». Наиболее часто используемыми являются зарплатные карты. Если в 2015 году картами пользовалось только 53% россиян, то в 2016 показатель вырос на 10 %.
Так же из опроса НАФИ известно, что большая часть населения (69%) пользуются только одной картой, менее четверти населения (23%) имеет две карты. Три и четыре карты имеют только 6 и 2% соответственно.
Один из примеров зарубежной практики привлечения клиентов является запуск интернет - инструмента. Среди банков на 03.02.2017 лидером по числу подписчиков считает Сбербанк России. Наибольший рост аудитории за весь год отмечается у Тинькофф Банк, ВТБ 24, а также и у Сберегательного банка России.
Таблица 1. Лидеры по количеству подписчиков в социальных сетях на 03,02,2017, тыс. чел.
Банк |
Количество подписчиков |
Социальная сеть |
||
ВКонтакте |
||||
Сбербанк России |
1660,0 |
1660,0 |
394,9 |
744,0 |
ВТБ 24 |
199,9 |
17,8 |
199,9 |
20,6 |
Тинькофф Банк |
123,6 |
123,6 |
75,9 |
77,3 |
Альфа-Банк |
92,6 |
92,6 |
22,2 |
48,9 |
Россельхоз Банк |
21,5 |
21,5 |
4,6 |
1,3 |
Этот финансовый инструмент считается эффективным для привлечения новых клиентов и взаимодействия с существующими. Многие маркетологи относятся к социальным сетям как к недорогому и простому способу поддержания связи с клиентами. На своих сайтах банки выкладывают подробную информацию о финансовом рынке страны. Задача максимум на данный момент - сделать информацию максимально доступной для понимания. На сайте любого банка вы найдете курс валют. Эти услуги давно уже не являются новыми на финансовом рынке России. И возможность общения с банком посредством SMS-сообщений нас уже не удивит.
Количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях юридическими и физическими лицами с использованием сети Интернет, растет в России с каждым годом.
Таблица 2. Количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях за 2012-2016 гг., тыс.
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Счета, открытые юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, всего |
2404,2 |
2798,5 |
3042,0 |
3460,5 |
4026,4 |
В том числе: |
|||||
− с доступом через Интернет |
1801,2 |
2345,7 |
2665,1 |
3122,1 |
3764,9 |
Счета, открытые физическим лицам, не являющимся кредитными организациями, всего |
76 857,7 |
97 087,0 |
108 837,5 |
122 315,8 |
158 806,8 |
В том числе: |
|||||
− с доступом через Интернет |
19 554,4 |
28 377,8 |
42 337,8 |
80 916,9 |
136 149,3 |
− с доступом посредством сообщений с использованием абонентских устройств мобильной связи |
17 796,7 |
25 629,9 |
30 906,9 |
64 597,8 |
117 390,3 |
Общее количество счетов |
118414,2 |
156238,9 |
187789,3 |
274413,1 |
420137,7 |
С 2012 по 2016 наблюдается положительная динамика роста, что показывает наличие большого потенциала в использовании мобильных интернет – приложений для реализации конкурентной стратегии коммерческого банка.
В таблице 3 представлен рейтинг эффективности интернет - банков для частных лиц. Основная часть исследования проведена в период с марта по апрель 2016 года. Исследование фиксирует два основных параметра эффективности:
Функциональность — возможности управления собственными финансами клиента.
Удобство пользования — простота и понятность совершения операций в интернет - банке.
Таблица 3. Рейтинг эффективности интернет - банков для частных лиц
Позиция в рейтинге |
Банк |
Оценка |
1 |
Промсвязьбанк |
79,8 |
2 |
Тинькофф Банк |
79,5 |
3 |
Альфа-Банк |
78,3 |
4 |
Запсибкомбанк |
72,5 |
12 |
Сбербанк России |
62,5 |
15 |
ВТБ 24 |
56,8 |
31 |
Россельхозбанк |
46,6 |
34 |
Газпромбанк |
39,5 |
Самыми эффективными интернет - банками за счет удобства интерфейсов согласно итогам опросов были признаны интернет - банки Промсвязьбанка, Тинькофф Банка, Альфа-Банка, Запсибкомбанка и МДМ банка. Лучшие отечественные интернет - банки предоставляют пользователям широкие возможности оплаты различных услуг и штрафов, внутрибанковских и внебанковских переводов, открытия вкладов, заказа карт и иных банковских продуктов онлайн, возможности для анализа персональных расходов и удобный интерфейс для совершения разовых и повторяющихся операций.
В заключение следует добавить, что банковский маркетинг, особенно в условиях современного экономического кризиса, становится еще необходимее. Маркетинг это один из тех «спасительных» элементов, которые могут помощь коммерческому банку «оставаться на плаву», сохранить свою независимость.