О реализации прикладной направленности математической подготовки будущего бакалавра экономики и менеджмента

№59-2,

педагогические науки

В данной статье рассмотрены практические аспекты реализации прикладной направленности математической подготовки будущего бакалавра экономики и менеджмента, связанные с использованием в учебном процессе новых педагогических и информационных технологий.

Похожие материалы

В современных социально-экономических условиях в результате актуализации рисков различной природы [14], существенного роста объема социально-экономических данных вследствие развития научно-технического прогресса, меняется содержание и значение проблемы математического образования будущих бакалавров экономики и менеджмента в сторону усиления прикладной профессиональной направленности обучения [3], реализации идеи интеграции математических, информационных и социально-экономических дисциплин образовательной программы.

С точки зрения педагогической теории приобретает значимость поиск новых парадигмальных подходов к усилению прикладной направленности математической подготовки, концептуальными характеристиками которых должны стать целостность, фундаментальность, акцент на культурно-исторические аспекты содержания обучения, направленность на проектирование развития инновационных компонентов профессиональной компетентности будущего бакалавра экономики и менеджмента [11].

Отметим, что за последние десятилетия мы наблюдаем существенные изменения потребностей социума в фундаментально и прикладной математической подготовке граждан. Нарастающий тренд прикладной направленности математического знания (математические модели, математические методы, математический язык, математическая символика) мы связываем с широкой востребованность количественных, математических методов в различных областях деятельности (в том числе гуманитарных науках, например экономики [2]), большинство из которых оказывает существенное влияние на качество жизни и уровень социализации личности в современном динамично меняющемся мире.

Имеющийся опыт преподавательской деятельности позволяет утверждать, что содержание прикладной математической подготовки будущего бакалавра экономики и менеджмента, инструментальная реализация современных информационных технологий [8, 9] и педагогический технологий [13] позволяет приблизить характеристики учебного процесса к характеристикам будущей профессиональной деятельности. Специально созданное технологическое целеполагание [4] в области прикладной математической подготовки бакалавра экономики и менеджмента стало залогом успешности и повышения качества профессиональной подготовки будущего бакалавра экономики и менеджмента, что в свою очередь определяет ориентиры эффективной профессиональной деятельности.

В работах [1, 6, 7] выделена педагогическая сущность и дидактико-технологические функции усиления прикладной направленности математической подготовки, исследованы специальные методические вопросы, связанные с определением оптимальной логической структуры программного материала.

Возможности современных педагогический технологий раскрыты на конкретном материале учебных дисциплин «Теория игр», «Теория риска», «Эконометрика: базовый уровень», продемонстрированы пути реализации прикладной направленности математической подготовки, затронуты вопросы интеграции технологий двух различных классов - педагогических технологий и информационных технологий.

На факультете дистанционного обучения российского экономического университета им. Г. В. Плеханова нами получены конкретные методические результаты по реализации прикладной направленности математической подготовки будущих бакалавров экономики и менеджмента.

Во-первых, в традиционный инвариантный курс высшей математики системной включены наиболее значимые прикладные разделы, особое место среди которых занимают убедительные примеры практического использования математической теории, математических методов, математический моделей в процессах управления рисками различной природы [5], анализе социально-экономических проблем и ситуаций.

Среди наиболее интересных задач отметим:

  • задача анализа рисков проекта;
  • задача о выборе оптимального плана производства;
  • задача о выборе оптимальной инвестиционной стратегии;
  • задача о выборе оптимальной стратегии замены оборудования;
  • задача о выборе оптимальной стратегии захвата (удержания) рынка сбыта продукции;
  • задача о формировании минимальной потребительской корзины;
  • задача об использовании мощностей оборудования;
  • задача о назначениях [15];
  • задача об оптимальном выборе технологий производства;
  • задача об оптимизации рекламной компании;
  • задача об оценке вероятности наступления неблагоприятного события [10];
  • задача определения оптимального плана реализации проекта;
  • задача поиска оптимального плана транспортировки груза;
  • задача формирования оптимального портфеля ценных бумаг.

Для рассмотрения представленных выше задач потребовалась актуализация ключевых понятий математического анализа: «Функция», «График», «Предел», «Производная», «Интеграл», линейной алгебры: «Вектор», «Матрица», «Система», «Линейная зависимость», «Линейная независимость», «Пространство», теории вероятностей: «Вероятность», «Событие», «Закон распределения», исследования операций: «Модель» [12], «Критерий», «Целевая функция», «Система ограничении», «Задача линейного программирования», «Симплекс-метод», «Линия уровня», «Область допустимых решений», «Оптимальное решение» и др.

Во-вторых, нам удалось адаптировать возможности программно-методического обеспечения - базы знаний и набора вычислительных алгоритмов WolframAlpha под педагогические требования методической системы прикладной математической подготовки будущего бакалавра экономики и менеджмента в условиях дистанционного обучения. Основными компонентами методической системы стали:

  • Цели обучения,
  • Содержание обучения,
  • Методы обучения,
  • Организационные формы обучения и др.

В третьих, продолжена методическая и организационная работа над совершенствованием специально созданного компьютерного практикума, поддерживающего различные математические модели и метода, позволяющего проводить дистанционные интегрированные занятия в условиях реализации прикладной направленности обучения математике.

Список литературы

  1. Власов Д. А. Модульный подход к проектированию содержания учебной дисциплины «Теория риска» // Успехи современной науки и образования. – 2016. – Т. 1. - № 9. – С. 122-124.
  2. Власов Д. А. Построение и анализ теоретико-игровой модели конкурентной борьбы интернет-магазинов за рынки сбыта продукции // Вестник магистратуры. – 2016. - № 10-1 (61). – С. 66-68.
  3. Власов Д. А. Проблемы проектирования содержания прикладной математической подготовки будущего специалиста // Сибирский педагогический журнал. – 2009. - № 8. – С. 33-42.
  4. Власов Д. А. Целеполагание в системе математической подготовки бакалавра // Социосфера. – 2014. - № 2. – С. 165-169.
  5. Власов Д. А. Экономические риски: содержательный и методический аспекты // Инновационная наука. – 2016. - № 8-1. – С 40-42.
  6. Власов Д. А., Синчуков А. В. Технологии Wolframalpha в преподавании учебной дисциплины «Эконометрика: базовый уровень» для студентов экономического бакалавриата // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2016. - № 4. – С. 37-47.
  7. Власов Д. А., Синчуков А. В. Технологии Wolframalpha в системе подготовки бакалавра экономики (на примере задачи о вероятности попадания случайной величины в заданный интервал) // Молодой ученый. – 2015. - № 11. – С. 1298-1301.
  8. Муханов С. А. Применение информационных технологий при преподавании математики студентам гуманитарных специальностей // Педагогическая информатика. -2006. - № 1. - С. 60-62.
  9. Муханов С. А. Проектирование общедоступных интерактивных образовательных ресурсов с использованием технологий Wolfram CDF // Приволжский научный вестник. - 2015. - № 11 (51). - С. 112-115.
  10. Синчуков А. В. Дидактическая роль коммерческих и финансовых рисков в совершенствовании уровня прикладной математической подготовки бакалавра // Инновационная наука. - 2016. - № 8-2. – С. 182-184.
  11. Синчуков А. В. Проблемы реализации прикладной направленности обучения математике с использованием информационных технологий // Инновационная наука. – 2016. - № 10-1. – С. 116-118.
  12. Синчуков А. В. Современная классификация математических моделей // Инновационная наука. – 2016. – № 3-1. – С. 214-215.
  13. Смирнов Е. И. Фундирование в профессиональной подготовке и инновационной деятельности педагога. Монография. Ярославль: Изд-во «Канцлер». - 2012. - 646 с.
  14. Тихомиров Н. П., Тихомирова Т. М. Риск - анализ в экономике. М.: Экономика, 2010 – 318 с.
  15. Щукина Н. А. Некоторые подходы к решению задачи о назначениях // Проблемы экономики и менеджмента. - 2016. - № 5 (57). - С. 169-174.