Развитие речи у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости средствами сказкотерапии

№97-1,

педагогические науки

Представлены рекомендации по использованию сказкотерапии как универсального метода развития речи у обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Описана система применения метода на учебных занятиях.

Похожие материалы

У обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями часто наблюдается несформированность речи: диапазон варьируется от практически полного отсутствия звучащего слова до фразовой речи [2].

У умственно отсталых детей не сформированы в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Отмечаются также слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий [1]. Произносительная сторона речи дефектна, речь почти лишена модуляций, имеются выраженное косноязычие, нарушения структуры многих слов и аграмматизмы. Используя наиболее употребительные предлоги, дети путают, заменяют их [там же].

Вследствие целого ряда причин нарушаются реализация речевой программы и контроль над речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом. Нередко дети с интеллектуальной недостаточностью стараются избежать коммуникации, в частности речевого обращения [3].

Неполноценное речевое общение продиктовано рядом причин: истощаемостью побуждений к высказыванию, отсутствием запаса представлений и бедным словарным запасом, необходимых для поддержания диалога, непониманием собеседника [2]. У умственно отсталого ребёнка развитие речи обусловлено обогащением его жизненного опыта и общением с окружающими, но в силу общего недоразвития психики процесс расширения опыта протекает у него медленно и не может служить достаточной основой для быстрого накопления большого количества разнообразных представлений, не способствует в должной мере появлению у ребёнка новых потребностей и интересов [5].

Накопление социального опыта у детей происходит в процессе игровой деятельности, и в частности, наиболее успешно это осуществляется в процессе организованных сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности. Восприятие художественного слова, улавливание интонации, особенности речевых оборотов, умение представить героя и его переживания, конкретную обстановку, — все это обогащает личный опыт, чувства, способность мыслить ребенка, ребенок учится владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, жестами, более выразительно речью) [4].

На наш взгляд, работа по развитию речи не должна ограничиваться уроками по развитию речи, и может проводиться на уроках по всем предметам, в том числе на уроках: «Математические представления», «Окружающий социальный мир», «Окружающий природный мир», и, даже на уроке «Изобразительная деятельность». Таким универсальным методом по развитию речи может выступить сказкотерапия, актуальность использования которой обусловлена лёгкостью восприятия сказок обучающимися с указанными интеллектуальными нарушениями.

Сказка помогает в формировании личностных черт, например:

  1. автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
  2. активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров;
  3. социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
    • мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
    • когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
    • поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодейтвия с другими детьми [6].

Таким образом, мы можем говорить о том, что сказка мотивирует на то, чтоб активно пользоваться вербальными и невербальными средствами коммуникации. На уроках возможно использование следующих приемов.

Учитель сам может проиграть сказку, используя перчаточные куклы, пальчиковый театр или пластмассовые и мягкие игрушки. Театрализованный показ вызывает эмоциональный отклик у обучающихся, поэтому они более охотно запоминают материал. После проигрывания следует задавать вопросы по сказке. Для обучающихся, владеющих речевыми навыками, можно просить отвечать на вопросы по сказке, например: кто главный герой сказки? Что главный герой сказки сделал? Обучающихся, не владеющих речевыми навыками, можно просить показать того или иного персонажа, указать на какие-либо элементы декорации: покажи мне Курочку Рябу; покажи мне, кто разбил яйцо?

Театрализацию можно использовать на уроках «Речь и альтернативная коммуникация», а также любых уроках по развитию речи, кроме того, можно проводить занятия во внеурочной деятельности.

Вводить знакомого сказочного персонажа можно практически на любом уроке. Так, например, на уроке «Математические представления» можно ввести персонажа «Курочка Ряба», и считать вместе с ней количество яиц, которые она снесла. На уроке «Окружающий природный мир», вводя персонажа «Колобок», можно изучать животных, живущих в лесу, вспоминая, кого колобок встретил в лесу.

Для развития речи важно научить обучающегося рассказывать по картинкам. Для начала просим рассмотреть картинки. Речевые дети описывают каждую картинку. Для обучающихся, не владеющих речью, картинку может описать учитель, а обучающийся может составить последовательность, в которой происходят события. После того, как последовательность была восстановлена, ребенок рассказывает сказку по картинкам. Ученики, не владеющие речью, могут указывать на картинки в ходе чтения педагогом сказки. Данный вид деятельности можно использовать на уроках по развитию речи, «Речь и альтернативная коммуникация» и во внеурочной деятельности.

На уроках по изобразительной деятельности или технологии также можно ввести элементы сказкотерапии. Например, можно лепить персонажа из пластилина, раскрашивать его. Изучая прием наращивания массы на уроке по изобразительной деятельности, мы можем предложить ученику раскрасить колобка приемом наращивания массы, попутно обсуждая характеристики героев. Изучая прием размазывания пластилина внутри контура, мы можем размазывать пластилин внутри контура изображения Курочки Рябы. Кроме того, мы можем делать объемные и плоские аппликации, развивая речь с помощью раскрытия характеристик героев сказки.

Можно использовать игры по сказкам, таким образом мы можем на любой урок или занятие. Так, например, изучать звукоподражание посредством персонажа Курочка Ряба, подражая курице. Можно вспомнить сказку «Колобок» и ввести в урок такого персонажа, как волк, подражая звуку [У]. Также можно ввести игру «Что лишнее?», «Найди тень персонажа», игры по типу «Волшебный мешочек». За счет аргументации своего выбора (ответа) или за счет описания тактильных ощущений, и будет происходить развитие речи. Изучая пространственную ориентацию, можно дать задание наклеить персонажей сказки: вверху, внизу листа, слева или справа, между одним героем и другим. Изучая животных, можно дать задание показать изобразить того или иного животного из уже знакомой сказки.

Итоговым заданием на уроке по развитию речи или «Речь и альтернативная коммуникация» может стать театральная постановка сказки. Для обучающихся, владеющих речью, можно подготовить полную театрализацию сказки. Обучающиеся, не владеющие речью, могут просто водить фигуркой нужного персонажа под текст, который будет зачитывать педагог. Конечно, данный вид деятельности предполагает дополнительную подготовку на занятиях по внеурочной деятельности.

Мы считаем нужным сделать следующие уточнения:

  1. для того чтоб ученик показал высокую динамику развития речи, лучше брать одну сказку и «проводить» ее сквозь все уроки;
  2. на каждом уроке, где присутствуют элементы сказкотерапии, необходимо отводить время для обсуждения персонажа или сюжета сказки;
  3. нужно следить за тем, чтоб элементы сказкотерапии были лишь вспомогательными элементами в уроке, а не становились главной целью;
  4. возможно достижение наибольшего результата, если использовать данный метод как систему.

Резюмируя, отметим, что сказкотерапия — универсальный метод, который понятен детям. Сказки находят эмоциональный отклик у каждого, поэтому средствами этого метода мы и предлагаем развивать речевые и коммуникативные навыки у учеников с разной степенью умственной отсталости. Добавление элементов сказкотерапии на уроках помогает не только заинтересовать ученика, но и повышает качество обучения.

Список литературы

  1. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. СПб.: Речь, 2003, 306 с.
  2. Корниенко Н.В., Проскурякова Е.П., Шумова С.П. Развитие устной речи у учащихся с умеренной, глубокой, тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. С. 43–46.
  3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн.для логопеда. М.: ВЛАДОС, 1998. 224 с.
  4. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 208 с.
  5. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж.И. Шиф. М.: Просвещение, 1965. 343 с.
  6. Практика сказкотерапии / Под ред. Н.А. Сакович. СПб.: Речь, 2004. 224 c.