Функциональная характеристика и оценка энергопотенциала студентов с разным уровнем физического здоровья

NovaInfo 83, с.148-151, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена оценке состояния физического здоровья студентов, обучающихся в Иркутском национальном исследовательском техническом университете. Проведены исследования функциональных показателей и индекса Робинсона у 288 юношей. Все обучающиеся имеют разный уровень физического здоровья. Оценка физического здоровья получена при расчёте по методике Г.Л. Апанасенко.

Ключевые слова

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ЭНЕРГОПОТЕНЦИАЛ, СТУДЕНТЫ, ЗДОРОВЬЕ

Текст научной работы

Актуальность

Многими научными исследователями, отмечается ухудшение состояния здоровья у студенческой молодежи России в последние десятилетия [2]. Причинами этого являются наследственность, многочисленные отрицательные факторы внутренней и внешней среды, низкий уровень двигательной активности, хронические и наследственные заболевания, вредные привычки и т.д. [4]. Доказано, что ведущим из них является нарушение человеком основ здорового образа жизни [3].

Важнейшая задача современных научных исследований является изучение физического здоровья и физической и функциональной подготовленности студентов вузов для разработки рекомендаций по улучшению их физической кондиции.

Цель – дать оценку функциональных показателей и энергопотенциала студентов технического вуза Прибайкалья, имеющих разный уровень физического здоровья.

Материал и методы исследования

В Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИРНИТУ) было проведено комплексное обследование студентов в количестве 288 человек (юноши). Возраст обследуемых юношей колебался от 17 лет до 21 года. В работе проанализированы значения нескольких показателей, используемых для оценки энергопотенциала, так и функциональное состояния организма жизненная емкость легких (ЖЕЛ, л); частота сердечных сокращений (ЧСС) до нагрузки и после 20 приседаний уд/мин; время восстановления мин.; систолическое и диастолическое артериальное давление, мм. рт. ст.)).

Расчёт индекса Робинсона проводился с помощью формулы «Двойного произведения», которая имеет следующий вид:

ДП = ЧСС • АДс / 100

где ЧСС — частота сердечных сокращений, уд/мин; АДС — систолическое артериальное давление, мм.рт.ст. характеризует систолическую работу сердца. Критерии оценки по индексу Робинсона следующее: отличное (69 и менее), хорошее (70 — 84), среднее (85 — 94), плохое (95 — 110) и очень плохое (111 и больше).

По методике Г.Л. Апанасенко [1] дана оценка уровням физического здоровья наблюдаемых студентов.

Результаты исследования

Результаты наблюдения представлены в табл.1.

Таблица 1. Значения функциональных показателей и индекса Робинсона студентов, имеющих разный уровень здоровья (М±m)

Показатель

Уровни здоровья

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

I

II

III

IV

V

ЖЕЛ, л

3,85±0,49

3,87 ± 0,42

3,91 ± 0,54

4,14 ± 0,25

4,02± 0,30

ЧСС до нагрузки, уд/мин.

90± 25,46

73,15 ± 4,33

71,28 ± 4,51

72,43 ± 4,56

69,60 ± 5,80

ЧСС после 20 приседаний, уд/мин.

129,0 ± 4,24

114,69 ± 10,77

114,55±10,09

116,68 ± 11,21

107,40 ± 12,15

Время восстановления, мин.

1,15± 0,21

1,02 ± 0,26

0,91 ± 0,22

0,92 ± 0,20

0,65 ± 0,24

Систолическое давление (СД), мм.рт.ст.

120± 0,00

115,86 ± 8,55

114,23 ± 6,11

112,38 ± 9,07

102,6 ± 12,39

Индекс Робинсона

108,0 ± 30,55

84,75 ± 7,78

81,41 ± 6,38

81,38 ± 8,26

71,02 ± 7,0

ЖЕЛ составляет в среднем у женщин 2,5 — 4 л, а у мужчин — 3,5 — 5 л. Из табл.1 видно, что наибольшие результаты по данному показателю отмечаются у студентов с уровнем здоровья выше среднего (4,14 ± 0,25 л, Р<0,05) и высоким уровнем здоровья (4,02± 0,30 л, Р<0,05).

Наименьший результат ЖЕЛ отмечен у студентов с низким уровнем здоровья (3,85±0,49 л, Р<0,05).

Наибольшее значение показателя ЧСС (в покое) и ЧСС после 20 приседаний, принадлежит студентам с низким уровнем здоровья (90 ± 25,46 уд/мин. и 129,0 ± 4,24 уд/мин. соответственно, Р>0,05). Наименьшая ЧСС отмечена у студентов высокого уровня (69,60 ± 5,80 уд/мин. и 107,40 ± 12,15 уд/мин. соответственно, Р<0,05 ). По показателю «время восстановления» (т.е. после 20 приседаний, до исходного ЧСС в покое) результат разделился аналогичным образом: у студентов высокого уровня здоровья лучший показатель (0,65 ± 0,24 мин., т.е. 39 ± 14,4 с, Р<0,05), у студентов низкого уровня — худший (1,15 ± 0,21 мин., т.е. 69 ± 12,6 с, Р>0,05).

Эти данные свидетельствуют о больших функциональных резервах кардиоресператорной системы у юношей с высоким и выше среднего уровнями здоровья. У представителей среднего и выше среднего уровней здоровья результат примерно одинаковый (0,91 ± 0,22 и 0,92 ± 0,20 мин. соответственно).

В норме систолическое давление (СД) у человека от 100 мм. рт. ст. до 140 мм. рт. ст. При СД ниже, чем 100 мм. рт. ст., у человека развивается гипотония, при СД выше, чем 140 мм. рт. ст., у человека возникает гипертоническая болезнь. Также существуют пределы для диастолического давления ( от 60 до 90 мм. рт. ст.)

Из табл.1, видно, что систолическое давление у студентов всех уровней здоровья лежит в пределах нормы. Однако, достоверно низкий результат показали студенты, имеющие высокий уровень здоровья (102,6 ± 12,39 мм. рт. ст., Р<0,05).

Все студенты, за исключением представителей низкого уровня здоровья, имеют хорошие результаты по индексу Робинсона (в пределах от 70 до 80 уд. мин.× мм.рт.ст.), т.к. систолическое давление у большинства студентов в норме. Студенты с низким уровнем здоровья имеют плохой результат (108,0 ± 30,55 уд. мин.× мм.рт.ст., Р>0,05).

Выводы

Установлены наилучшие показатели в функциональной характеристике и энергопотенциале организма у юношей, имеющих высокий и выше среднего уровни здоровья по сравнению со студентами с низким и ниже средним уровнями здоровья.

Полученные результаты обследования организма студентов технического вуза Прибайкалья, необходимо учитывать при организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура».

Читайте также

Список литературы

  1. Апанасенко Г.Л. Здоровье спортсмена: критерии оценки и прогнозирование. Спортивный врач. 2011; 1: 29—33.
  2. Колокольцев М.М. Характеристика образа жизни студентов технического университета Прибайкалья / М.М. Колокольцев // В сборнике: Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты VIII Международная научно-практическая интернет-конференция. 2017. С. 618-626.
  3. Колокольцев М.М. Динамика характеристик сердечно-сосудистой системы у иностранных и российских студенток при занятиях физической культурой / М.М. Колокольцев, Р.А. Амбарцумян // В сборнике: Перспективы развития современного студенческого спорта. Итоги выступлений российских спортсменов на Универсиаде-2013 в Казани материалы Всероссийской научно-практической конференции. редколлегия: Ф.Р. Зотова, Н.Х. Давлетова, М.Н. Савосина, Т.В. Заячук. 2013. С. 124-126.
  4. Тит А.И. Характеристика заболеваемости взрослого населения в Красноярском крае и Иркутской области / А.И. Тит, М.М. Колокольцев // В сборнике: Совершенствование методологии познания в целях развития науки сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 211-213.

Цитировать

Носов, А.В. Функциональная характеристика и оценка энергопотенциала студентов с разным уровнем физического здоровья / А.В. Носов, М.М. Колокольцев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2018. — № 83. — С. 148-151. — URL: https://novainfo.ru/article/14934 (дата обращения: 20.05.2022).

Поделиться