Изучение функциональных особенностей кардио-респираторной и вегетативной нервной систем у детей дошкольного возраста с нарушением осанки

№60-2,

Биологические науки

Представленные в статье данные указывают на то, что нарушение осанки у детей дошкольного возраста негативно влияет на функциональное состояние кардио-респираторной и вегетативной нервной систем.

Похожие материалы

Актуальность

Около 80% детей младшего и старшего дошкольного возраста имеют нарушения осанки различной степени тяжести. Например, по сравнению с прошлым столетием число детей, имеющих те или иные нарушения осанки, увеличилось в несколько раз. Статистические данные говорят о том, что уже 86% дошкольников имеют нарушения осанки, которые сочетаются с изменениями в различных органах и системах органов, например в сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других системах [17, с. 5].

Осанка формируется в процессе роста и развития ребенка. Неправильная осанка, которая формируется в раннем возрасте, является одной из причин развития нарушений сердечно-сосудистой системы (инсульты, инфаркты, гипертоническая болезнь) и дыхательной (бронхиты, бронхиальная астма, воспаление легких). Важным проявлением состояния здоровья является хорошая и красивая осанка [16, с. 24-25]. Распространенность этой патологии среди данного контингента детей в большинстве случаев связана с влиянием на их организм множества неблагоприятных факторов, а также с уменьшением объема профилактических работ в здравоохранении [23, с. 43]. Проблема разработки новых подходов в современной профилактике нарушения осанки является наиболее актуальной.

В связи с вышеизложенным, целью нашего исследования явилось изучение функциональных особенностей кардио-респираторной и вегетативной нервной систем у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение осанки.

Литературный обзор по теме работы

Характеристика правильной осанки и ее разновидности

Осанкой обычно называют привычное положение тела непринужденно стоящего человека, которое он принимает без лишнего мышечного напряжения. Выделяют основную осанку, которая выражается позой прямостояния, и оперативную осанку, которая характеризуется проявлением осанки в условиях бытовой или спортивной деятельности. Особенности осанки можно определить по положению головы и пояса верхних конечностей, по изгибам позвоночника, по форме грудной клетки и живота, по наклону таза и положению нижних конечностей [1, с. 17-21]. Осанка поддерживается за счет тонуса и статического напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, таза и мышц ног, эластических свойств межпозвонковых дисков, хрящевых и соединительнотканных образований суставов и полусуставов позвоночника, таза и нижних конечностей [6, c 35].

Правильная осанка характеризуется перпендикулярным положением туловища и головы. В норме нижние конечности разогнуты в тазобедренных и коленных суставах и слегка отведены кзади. При этом угол наклона таза колеблется в пределах от 35 до 55°. В профиль позвоночник должен образовывать волнообразную линию с незначительными, равномерно выраженными изгибами в шейном, грудном и поясничном отделах: шейный изгиб кпереди (шейный лордоз) переходит в грудной изгиб кзади (грудной кифоз), а он в свою очередь переходит в поясничный лордоз и последний - в крестцовокопчиковый кифоз. Грудная клетка за счет положения ребер и грудины должна иметь форму усеченного конуса умеренно расширенного книзу, живот при этом незначительно выстоит. Плечи слегка опущены и поданы вперед. Лопатки прижаты к ребрам и находятся практически на уровне [16, 67-68].

Менее благоприятным вариантом физиологических изгибов при хорошей осанке является увеличенный поясничный лордоз при сглаженных грудном кифозе и шейном лордозе. При этом наблюдается значительная конусообразность грудной клетки, выстояние живота и опущение плеч. Оптимальная осанка обеспечивает полноценную топографию и функцию органов грудной клетки и брюшной полости [27, c. 30].

Осанка начинает формироваться еще тогда, когда ребенок делает первые попытки садиться, вставать и удерживать равновесие в этих положениях. Определяют правильную осанку в основном физиологические изгибы позвоночника:

  • шейный лордоз образуется в 6-7 недель, когда ребенок пытается поднять голову. Закрепляется он по мере развития шейных мышц;
  • грудной кифоз возникает в 6-7 месяцев, когда ребенок начинает сидеть;
  • поясничный лордоз и крестцово-копчиковый кифоз формируются в то время, когда ребенок становится на ноги и совершает первые попытки ходьбы, т.е. в 12-13 месяцев. К 6-7 годам изгибы позвоночника становятся уже четко выраженными, к 14-15 – постоянными, а к 20-25 годам формируются окончательно [18, c. 50-52].

Выраженность и соотношение физиологических изгибов в большей мере зависят и от угла наклона таза. Когда угол наклона таза увеличивается, позвоночник наклоняется вперед, когда уменьшается - назад. Вертикальное положение туловища в этом случае сохраняется за счет увеличивающегося поясничного лордоза. При этом компенсацию обеспечивает несколько увеличенный или уменьшенный грудной кифоз и шейный лордоз. Когда же угол наклона таза уменьшается, то уменьшаются и изгибы позвоночника, такие как поясничный лордоз, грудной кифоз и шейный лордоз. Изменения в соотношении физиологических изгибов иногда компенсируются за счет положения нижних конечностей: стояние на слегка согнутых ногах компенсирует недостаточный поясничный лордоз, а переразгибание в коленных суставах признак недостаточного грудного кифоза [30, c.49-53].

Нарушение осанки происходит под влиянием различных факторов (неблагоприятные рабочие позы, гиподинамия и др.).

Известны классические схемы Штаффеля, которые иллюстрируют различные типы осанки:

  1. Первый или основной тип характеризует нарушение осанки во фронтальной плоскости. При этом физиологические изгибы позвоночника выражены хорошо, имеют равномерный вид волны. Вертикальная ось в данном случае выходит из средины черепа, далее идет у заднего края нижней челюсти, затем по касательной к вершине шейного изгиба, затем опускается, слегка срезая поясничный изгиб, проходит через средину линии, соединяющей центры головок бедер, проходит спереди от коленных суставов и заканчивается немного дальше от линии, соединяющей шопаровы суставы [34, c. 36-37]. Остальные типы осанки по Штаффелю включают нарушение осанки в сагиттальной плоскости.
  2. Для второго типа осанки характерна плоская или плоско-вогнутая спина. Изгибы позвоночника плохо видны. Вертикальная ось пронизывает позвоночный столб по всей его длине и проходит через линию, соединяющую шопаровы суставы. Грудь имеет плоский вид, лопатки крыловидно отстоят от грудной клетки, живот втянут. Рессорные свойства позвоночника при этом снижены. Он легко повреждается при механических воздействиях и очень склонен к боковым искривлениям или сколиозам [34, c. 36-37].
  3. Третий тип осанки характеризует круглая спина. При этом увеличивается физиологический кифоз грудного отдела и усиливаются шейный и поясничный лордозы. Эластичность позвоночника в данном случае повышена. Боковые искривления бывают редко. Некоторые авторы описывают другие типы круглой спины с включением в нее кифотическую деформацию поясничного отдела и исчезновение поясничного лордоза [34, c. 36-37].
  4. Четвёртый тип осанки по Штаффелю характеризует сутулая спина. При этом доминирует грудной кифоз, а остальные кривизны намечены очень слабо. Вертикальная ось проходит кзади от линии, соединяющей центры головок бедренных костей. Кроме того, нарушения осанки могут отмечаться и во фронтальной плоскости. Это характеризует сколиотическую осанку [34, c. 36-37].

Нарушения осанки можно встретить во всех возрастных группах, достигая тридцати и более процентов [26, c. 4].

Нарушения осанки (понятие, виды, этиология, эпидемиология)

Отклонение от нормальной осанки называют нарушением или дефектом осанки. Нарушение осанки не является заболеванием [14, c. 367]. Позвоночник человека начинает развиваться уже в первые дни жизни зародыша, а завершается его формирование к тридцати годам. В естественном положении позвоночник удерживают мышцы, связки, сухожилия и хрящи. Так формируется осанка, которая с течением времени изменяется. Позвоночник у новорожденных и детей до шести месяцев не имеет изгибов, у старших детей он тоже довольно прямой, а уже на третьем году жизни он приобретает S-образную форму. Часто позвоночник может искривляться и приобретать другую форму; подобные отклонения от нормы называются нарушениями осанки. Например, бывают недостаточно или наоборот слишком резко выраженные изгибы позвоночника в грудном отделе. В первом случае у человека расслабленная походка, уплощенная грудь, ноги полусогнуты; во втором случае наблюдается сутулая спина, голова и плечи значительно опущены [17, c. 56-57]. Функциональной единицей позвоночника является двигательный сегмент, который включает два смежных позвонка, межпозвоночный диск, суставы и связки. Таких сегментов у человека насчитывается 23-24. Изменения одного сегмента могут привести к разрушению всей биомеханической системы позвоночника и, как следствие, это приводит к нарушению осанки и искривлению позвоночника [18, c. 50].

В норме позвоночник имеет несколько умеренных изгибов для обеспечения лучшей амортизации. Это так называемые физиологические изгибы. К ним относятся шейный и поясничный лордозы и грудной кифоз. Кифоз - это изгиб позвоночника направленный кзади, в норме он встречается в грудном отделе, и если превышает существующие нормальные величины, то его считают патологическим. Лордоз - прогибание позвоночного столба вперед, существует физиологический шейный и поясничный лордоз, если они сильно выражены, то это считается так же патологией [28, c. 65-66]

Различают 3 степени нарушения осанки.

  1. Первая степень характеризуется небольшими изменениями осанки, которые можно устранить целенаправленным вниманием ребенка;
  2. Вторая степень характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, от которых можно избавиться разгрузив позвоночник;
  3. Третья степень характеризуется нарушениями осанки, которые нельзя устранить даже при разгрузке позвоночника [33, c. 67-68].

Для детей дошкольного возраста наиболее характерны первая и вторая степени нарушения осанки.

В зависимости от искривления в той или иной плоскости (сагиттальная, фронтальная или смешанные), а также от типа (патологический лордоз, кифоз и сколиоз), различают отдельные виды нарушения осанки [25, c. 47-48].

Основные типы нарушения осанки формируются сочетанием указанных выше искривлений в различной степени выраженности. Различают следующие виды нарушения осанки:

  1. Сутулость - в основе находится углубление грудного кифоза и уплощение поясничного лордоза. Симптомы сутулости: приведение плечевых суставов, крыловидные лопатки, согнутая голова.
  2. Круглая спина - можно сказать, что это крайне выраженная сутулость (отсутствие лордоза поясницы и значительное увеличение кифоза грудного отдела), которая встречается часто. При таком искривление перемещается центр тяжести и, чтобы не упасть, человек ходит на полусогнутых ногах. Среди прочих признаков - наклон таза меньший, голова согнута, плечи приведены, крыловидные лопатки, руки свисают, живот выпучен [24, c. 94-95].
  3. Кругловогнутая спина - увеличиваются все физиологические позвоночные изгибы. Ноги могут быть, как полусогнутыми, так и переразогнутыми в коленных суставах, лопатки крыловидные, голова выдвинута вперед, плечи приведены, живот выпучен.
  4. Плоская спина - развивается при уплощении всех физиологических изгибов позвоночника. Грудная полость смещается вперед, живот выпирает. Основная опасность плоской спины заключается в том, что при движениях толчки не амортизируются (нет изгибов) и передаются прямиком на основание черепа и головной мозг, повышая при этом риск повреждения [24, c. 94-95].
  5. Плосковогнутая спина - уплощается кифоз грудного отдела при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Таз смещается кзади, ноги либо полусогнутые, либо отмечается переразгибание в коленях, лопатки крыловидные.
  6. Сколиотическая осанка - это нарушение осанки во фронтальном направлении (все предыдущие - это искривления в сагиттальной плоскости). Характеризируется боковым искривлением позвоночника, все симметрические линии тела нарушены. Отличие, которое отличает сколиотическую осанку от сколиоза - это отсутствие поворотов позвонков вокруг своей оси [24, c. 94-95].
Эпидемиология

Нарушение осанки является одним из самых распространенных нарушений у детей дошкольного возраста [11, с. 25]. Частота возникновения таких нарушений в дошкольном возрасте колеблется в больших пределах: от 27% до 96% [4, с.12]. Причиной такого разброса является отсутствие стандартной методики, которая оценивает нарушение осанки. По данным М. А. Григорьева [11, с. 25], который провел обследование около 19 тысяч детей в возрасте от одного года до четырнадцати лет и отметил нарушение осанки у 36% детей. Автор сделал вывод, что частота нарушений осанки может носить скрытый характер и появляется значительно чаще - в 50% случаев [11, с. 25].

Этиология

Причины нарушения осанки у ребенка дошкольного возраста: анатомические особенности строения позвоночника; нарушение зрения [15, с. 28-30]; болезни носоглотки и уха; инфекционные заболевания; отсутствие навыка правильной осанки [32, с. 96]; гипотония мышц туловища; плохое питание [7, с. 99-100]; здоровье родителей; течение беременности, роды [19, с. 44]; неправильно подобранная мебель [2, с. 77]; профессиональная деятельность [5, с. 31-48].

Причины искривления позвоночника бывают врождёнными и приобретёнными [12, с. 13]. К врождённым относятся нарушения во внутриутробном развитии [12, с. 14]. Приобретёнными причинами искривления позвоночника могут быть соматические и инфекционные заболевания (рахит, полиомиелит, туберкулез, плеврит, радикулит), а так же травмы (переломы позвоночника) [12, с. 14].

Физиологические особенности организма детей дошкольного возраста и патологические сдвиги в функционировании органов и систем у детей под влиянием нарушений осанки

Нарушение осанки - это состояние, которое при своевременной профилактике не прогрессирует и является обратимым процессом. Нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, и это негативно влияет на деятельность ЦНС, ССС и дыхательной систем. Вместе с нарушением осанки появляются хронические заболевания, которые появляются из-за общей функциональной слабости, дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка [13, с. 6].

Нарушение осанки могут проявиться даже у детей раннего возраста в ясельном периоде у 2,1% , в 4 года у 15-17 %, а в 7 лет у каждого третьего ребенка и продолжает расти [29, с. 11]. В дошкольном возрасте начинает формироваться психическое и физическое развитие, при этом развитие опорно-двигательного аппарата еще продолжается. Скелет детей в большей мере представлен хрящевой тканью, кости хрупкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели еще развиваются, поэтому осанка у них неустойчива. Воспитание правильной осанки у детей очевидно, ведь заболевания позвоночника являются причиной потери работоспособности. [22, с. 9-10].

К 4-6 годам заканчивается созревание головного мозга, а именно его нервных клеток, но при этом нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения [20, с. 46]. Нервная регуляция сердечной деятельности у детей дошкольного возраста еще несовершенна, в покое наблюдается неравномерность частоты и силы сердечных сокращений. При любой работе сердечная мышца быстро утомляется, поэтому важно, чтобы упражнения во время занятий были разнообразными [20, с. 47-48].

Центральная нервная система (ЦНС). В детском возрасте ЦНС очень пластична, что способствует легкому усвоению новых форм движений, но при этом у детей дошкольного возраста несовершенна координация движений, что в свою очередь приводит к быстрому утомлению [31, с. 47-48]. У детей дошкольного возраста характерна высокая возбудимость нервной системы и слабость тормозных процессов, что приводит к плохой координации движений. При организации занятий с дошкольниками важно избегать долгих объяснений, долгих и монотонных заданий. Очень важно дозировать нагрузку, так как дети дошкольного возраста плохо ощущают усталость. [9, с. 76-77]. При слабости корковых процессов у детей преобладают подкорковые процессы возбуждения. У детей в дошкольном возрасте наблюдается нестабильность внимания и оно приобретает непроизвольный характер. Произвольное же внимание очень кратковременно: дети 4-6 лет способны сосредотачивать внимание лишь на 15-20 минут [9, с. 76-77]. Нарушения осанки приводят к ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь вызывает при движении постоянный микротравматизм головного мозга, отмечается повышенная утомляемость и головные боли [10, с. 59].

Опорно-двигательный аппарат. У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Например, к 4-6 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, длина рук - более чем в 2,5 раза, а длина ног - более чем в 3 раза. Максимальное увеличение длины тела (более 7 см) за год приходится на возраст 11,5 лет. После 12 лет рост тела значительно замедляется и после 16 лет практически прекращается [8, с. 26-27]. Рост мышечной ткани происходит за счет утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 4-6лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается мышечная сила. Но из-за быстрой утомляемости мышц и слабости костно-связосного аппарата дошкольники не могут долго выдерживать мышечное напряжение [10, с. 60-61]. В костях и скелетных мышцах у детей дошкольного возраста мало минеральных веществ и много органических веществ и воды. Кости легко изгибаются при неправильных позах и неравномерных нагрузках. Легкая растяжимость мышечно-связачного аппарата обеспечивает ребенку хорошо выраженную гибкость, и не создает того прочного «мышечного корсета», который нужен для сохранения нормального расположения костей.

В результате возможны деформации скелета, дистрофические деформации в суставах тела, межпозвонковых дисков, развитие ассиметричности тела и конечностей, возникновение плоскостопия. [10, с. 62-64]

Мышечная система. Мышечные волокна ребенка тонкие и слабые, и они менее возбудимы, чем у взрослых. С быстрым ростом мышечных волокон происходит уменьшение ядерной массы на единицу площади скелетных мышц - по сравнению с новорожденными их масса снижается к возрасту 6 лет в 4-5 раз. В это время иннервационный аппарат мышц перестраивается [21, с. 109]. Мышечная масса у детей небольшая. Мышцы ног и рук относительно слабее, чем мышцы тела. Недоразвитие мышечно-связочного аппарата брюшного пресса может вызвать образование отвисшего живота и появление грыжи при поднятии тяжестей. Сила мышц мальчиков в дошкольном возрасте равна силе мышц девочек [21, с. 109-110]. При нарушениях осанки у детей резко ограничиваются ротационные движения, боковые сгибания и разгибания позвоночника, при уменьшении шейного и поясничного лордоза ограничиваются наклоны туловища кпереди, кзади (в меньшей степени), боковые наклоны, общая и силовая выносливость мышц снижена, прогрессирует ослабление мышц [21, с. 110].

Сердечно-сосудистая система. В дошкольном возрасте кровь по количеству и составу отличается от взрослого организма. По мере роста детей в их крови повышается количество эритроцитов и гемоглобина, а количество лейкоцитов уменьшается. У дошкольников в составе крови лейкоцитов сравнительно больше лимфоцитов, но мало нейтрофилов. Следовательно, у них снижена фагоцитарная функция, и наблюдается высокая восприимчивость к инфекционным заболеваниям. В дальнейшем количество нейтрофилов повышается, а лимфоцитов снижается. Количество тромбоцитов с возрастом практически не изменяется [18, с. 115]. Минутный объем крови у 4-11-летних детей в 2 раза меньше, чем у взрослых. Небольшие размеры сердца и слабость сердечной мышцы определяют малый систолический (ударный) объем крови (20-30 мл), а в сочетании с высокой эластичностью и широким просветом сосудов - низкий уровень артериального давления. В этом возрасте преобладает симпатическое влияние на сердце, что обуславливает высокую частоту сердечных сокращений в состоянии покоя. Показатель частоты сердечных сокращений (ЧСС) очень подвижен, легко изменяется при любых внешних раздражениях (при испуге, различных эмоциях, физических и умственных нагрузках и пр). Величина ЧСС у дошкольников - порядка 100 уд./мин. Противоположные влияния парасимпатического (блуждающего) нерва на сердце постепенно нарастают в первые годы жизни и заметно усиливаются к младшему школьному возрасту, вызывая дальнейшее снижение ЧСС в состоянии покоя [27, с. 201]. При нарушении осанки у детей дошкольного возраста наблюдается несколько учащенный пульс, малая тренированность сердечно-сосудистой системы [27, с. 201].

Дыхательная система. Дыхание у детей дошкольного возраста частое и поверхностное. Легочная ткань мало растяжима. Бронхиальное древо недостаточно сформировано. Грудная клетка сохраняет еще конусовидную форму и имеет малую экскурсию, а дыхательные мышцы слабы. Все это затрудняет внешнее дыхание, повышает энергозатраты на выполнение вдоха и уменьшает глубину дыхания. Дыхательный объем дошкольника в 3-5 раз меньше, чем у взрослого человека. Из-за поверхностного дыхания и сравнительно большого объема «мертвого пространства» эффективность дыхания у детей невысока. Из альвеолярного воздуха в кровь переходит мало кислорода и много кислорода оказывается в выдыхаемом воздухе. Кислородная емкость крови в результате мала - 13-15 об.% (у взрослых - 19-20 об.%) [28, с. 149]. Частота дыхания у детей повышена. Она постепенно снижается с взрослением. Из-за возбудимости детей частота дыхания чрезвычайно легко нарастает при умственных и физических нагрузкам, эмоциональных вспышках, повышении температуры и других воздействиях. Дыхание часто оказывается неритмичным, появляются задержки дыхания. Вплоть до 11-летнего возраста отмечается недостаточность произвольной регуляции дыхания. Особенно это отражается на речевой функции дошкольников [28, с. 150]. При нарушении осанки у детей дошкольного возраста изменяется положение грудной клетки, соответствующее фазе выдоха, уменьшается сила дыхательных мышц, наблюдается ограниченность экскурсии грудной клетки, снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, низкие спирометрические данные.

Ранее отмечалось, что нарушение осанки не является заболеванием. Это такое состояние, которое при своевременных оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Если своевременно не принять соответствующие меры, то в будущем это чревато серьезными нарушениями со стороны здоровья [28, с. 150].

Организация и методы исследования

Исследование проведено на базе МДОУ №19 комбинированного вида г. Великие Луки с участием 10 детей дошкольного возраста от 4 до 6 лет, у 5 из которых наблюдалось нарушение осанки I-II степени. Дети с нарушением осанки составили экспериментальную группу, а здоровые дети - контрольную.

Оценка функционального состояния кардио-респираторной системы

Для исследования функциональных показателей кардио-респираторной системы проводилась проба Мартинэ-Кушелевского.

Методика

У обследуемого, перед началом пробы определяется исходный уровень систолического давления (СД), диастолического давления (ДД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыхания (ЧД), жизненной емкости легких (ЖЕЛ) в положении сидя. Результаты исходных данных записывают в протокол исследования. Затем, исследуемому предлагают выполнить 20 приседаний за 30 с (во время приседания руки должны быть вытянуты вперед, а при выпрямлении опускаются вниз). После нагрузки исследуемый садится. На 1-ой минуте восстановительного периода у него в течение первых 10 с регистрируют данные показатели. В последние 10 с первой минуты и на протяжении второй, третьей и четвертой минуты восстановительного периода по десятисекундным интервалам времени опять измеряют показатели СД, ДД, ЧСС, ЧД, ЖЕЛ [3, с. 213-221].

Измерение ЧСС, величин СД и ДД производились с помощью полуавтоматического прибора UA – 703. Правила определения (накачать на 30мм рт ст больше ожидаемого уровня, вентиль со скоростью не более 20 мм рт ст в секунду). Запись АД в виде дроби. Полученные данные использовались для расчета состояния показателей ССС и вегетативной нервной системы (ВНС). В норме у детей 4-6 лет СД колеблется в пределах 100-114, ДД – 60-74 мм. рт. ст., ЧСС – 86-126 уд/мин. [3, с. 213-221].

При исследовании ЧД испытуемого не информируют о подсчете у него дыхательных движений, так как при этом он начнет контролировать свое дыхание. В положении пациента лежа берем его руку как для подсчета пульса и вместе со своей рукой кладем ее на переднюю поверхность грудной клетки пациента. По экскурсиям грудной клетки или брюшной стенки подсчитываем число дыхательных движений за 1 минуту, при этом считаем либо вдохи, либо выдохи. Для детей 4-6 лет нормой считается 25 дыхательных движений в минуту [3, с. 213-221].

ЖЕЛ измеряется в положении стоя - после максимально глубокого вдоха делается максимальный выдох в спирометр, при этом нос зажат. Измеряется 2-3 раза, после чего выбирается максимальная величина. Показатель выражается в мл (или в л). Норма ЖЕЛ у детей 4-6 лет 1,4-1,5 л. [3, с. 213-221].

После проведения пробы рассчитывались такие показатели как: пульсовое давление, среднединамическое давление, внешняя работа сердца. Эти показатели позволяют оценить функциональную работоспособность сердечно-сосудистой системы [13, с. 10-15].

Пульсовое АД – это разница между минимальным и максимальным давлением. Чем больше пульсовое АД, тем выше ударный объём крови. Оно рассчитывается по формуле (1)

ПД = СД – ДД (1),

где СД-систолическое давление; ДД-диастолическое давление [13, с. 10-15].

Среднединамическое давление является показателем согласованности регуляции сердечного выброса и периферического сопротивления. Показатель нормы: 75-85 мм. рт. ст. Оно рассчитывается по формуле (2)

СрД = 0,5×ПД+ДД (2),

где ДД-диастолическое давление; ПД-пульсовое давление [13, с. 10-15].

Внешняя работа сердца - показатель, рекомендованный для оценки сократительной способности миокарда. При оптимальном двигательном режиме выявляется тенденция к снижению его числовых значений. Она рассчитывается по формуле (3)

ВР = П×СД (3),

где СД-систолическое давление; П-пульс [13, с. 10-15].

Показатели ЧД и ЖЕЛ позволяют оценить функциональное состояние дыхательной системы. Все показатели, которые получены в ходе эксперимента записывались в протокол исследования.

Оценка функционального состояния вегетативной нервной системы

Вегетативный индекс J. Kerdo (1957) дает количественную информацию о регуляторных особенностях сердечной деятельности и позволяет оценить колебания вегетативной настройки у людей во время работы и состояния покоя. Он рассчитывается в единицах по формуле (4)

ВИК=(1-ДД:p)х100 (4),

где ДД-диастолическое давление; П-частота пульса.

Полученное (в единицах) положительное число указывает на сдвиг вегетативного равновесия в сторону преобладания тонуса симпатического отдела, а отрицательное – парасимпатического [13, с. 10-15].

Математико-статистическая обработка полученных данных

Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась на персональном компьютере с операционной системой Windows XP Professional при помощи пакетов программ Microsoft Excel 2007 и Statistical 6.0. Вычисляли следующие статистические параметры: среднее арифметическое (M), ошибка среднего (m), достоверность изменений рассчитывалась по критерию Стьюдента, а также корреляционный анализ с использованием критерия Пирсена. Для сравнения исследуемых параметров в некоторых случаях изменения этих величин рассчитывалось в процентах.

Результаты исследования и их обсуждение

После математической и статистической обработки материалов исследования мы получили среднегрупповые изменение таких показателей ССС как систолическое и диастолическое артериальное давление и ЧСС у здоровых детей и детей дошкольного возраста с нарушением осанки (Таб. 1).

Таблица 1. Показатели, отображающие функциональное состояние сердечно – сосудистой системы у здоровых детей и детей с нарушением осанки

Параметры

Группы

Дети с нарушением осанки (n=5)

Здоровые дети (n=5)

До

Сразу после нагрузки

Восстановительный период

До

Сразу после нагрузки

Восстановительный период

2 мин

3 мин

4 мин

2 мин

3 мин

4 мин

ЧСС

87,0±3,0

99,2±3,51

91,2± 2,43

86,0± 2,94

85,4± 3,53

70,4± 3,47

84,8± 3,63

80,2±4,14

73,2± 3,47

70,4± 3,85

р<0,05

р<0,05

р<0,05

р<0,05

р<0,05

р>0,05

р>0,05

р>0,05

СД

98,0±2,2

111,0±3,71

105,0±2,34

100,0±2,34

98,0± 2,24

96,0±2,74

106,0± 2,74

98,0± 2,74

97,0± 2,74

96,0± 2,74

р<0,05

р>0,05

р>0,05

р>0,05

р<,05

р>0,05

р>0,05

р>0,05

ДД

64,0±2,7

78,0±4,20

72,2± 3,17

65,6± 4,16

63,8± 2,84

62,0±2,24

73,0±2,24

68,0± 2,74

66,0± 2,24

64,0± 2,24

р<0,05

р<0,05

р<0,05

р<0,05

р<0,05

р>0,05

р>0,05

р>0,05

Из таблицы видно, что ЧСС у детей с нарушением осанки выше, чем у здоровых детей, как до проведения пробы, так и после нее в восстановительном периоде. Так как показатель ЧСС в этом возрасте подвижен и меняется под воздействием любых факторов, можно предположить, что нарушение осанки негативно сказалось на данном показателе. Достоверно значимые изменения наблюдаются при сравнении показателя ЧСС до пробы и сразу после нее в обеих группах. В восстановительном периоде по группам не наблюдалось достоверных различий. Среднегрупповые показатели СД и ДД у детей с нарушением осанки выше, чем у здоровых сверстников, как до проведения пробы, так и после нее. Это говорит о том, что ССС таких детей нестабильна. При изменении СД достоверно значимые изменения наблюдались только в группе здоровых детей при сравнении показателя до пробы и сразу после нее, а достоверно значимые изменения показателя ДД выявлены у детей с нарушением осанки в этих же условиях.

Процентный прирост показателя ЧСС у детей с нарушением осанки сразу после нагрузки составляет 14%, на 2 минуте восстановительного периода 4%, на 3 минуте – 2% и на 4 минуте -4% соответственно; процентный прирост показателя СД сразу после нагрузки составляет 13,2%, на 2 минуте восстановительного периода 7,2%, на 3 минуте 2% и на 4 минуте 0% соответственно; процентный прирост показателя ДД сразу после нагрузки составляет 21,8%, на 2 минуте восстановительного периода 12,8%, на 3 минуте 2,5% и на 4 минуте -0,4% соответственно (Рис. 1).

Процентный прирост показателей сердечно-сосудистой системы у детей с нарушением осанки при проведении пробы Мартинэ-Кушелевского (%)
Рисунок 1. Процентный прирост показателей сердечно-сосудистой системы у детей с нарушением осанки при проведении пробы Мартинэ-Кушелевского (%)

Процентный прирост показателя ЧСС у здоровых детей сразу после нагрузки составляет 20%, на 2 минуте восстановительного периода 13,9%, на 3 минуте 3,9% и на 4 минуте 0% соответственно; процентный прирост показателя СД сразу после нагрузки составляет 10%, на 2 минуте восстановительного периода 2%, на 3 минуте 1% и на 4 минуте 0% соответственно; процентный прирост показателя ДД сразу после нагрузки составляет 17,7%, на 2 минуте восстановительного периода 9,6%, на 3 минуте 6,4% и на 4 минуте 3% соответственно (Рис. 2).

Процентный прирост показателей сердечно-сосудистой системы у здоровых детей при проведении пробы Мартинэ-Кушелевского (%)
Рисунок 2. Процентный прирост показателей сердечно-сосудистой системы у здоровых детей при проведении пробы Мартинэ-Кушелевского (%)

После измерения артериального давления и ЧСС проводился расчет дополнительных параметров отображающих функциональное состояние ССС: ПД - пульсовое давление, Срд – среднединамическая работа и ВР – временная работа сердца. ПД у детей с нарушением осанки выше, чем у здоровых детей, как до проведения пробы, так и после нее в восстановительном периоде. Достоверно значимые изменения наблюдаются при сравнении показателя ПД до пробы и сразу после нее у детей с нарушением осанки. В восстановительном периоде по группе детей с нарушением осанки не наблюдалось достоверных различий. Так же достоверно значимых изменений не наблюдалось в группе здоровых детей при изучении данного показателя (Таб 2).

Таблица 2. Показатели, отображающие функциональное состояние сердечно – сосудистой системы у здоровых детей и детей с нарушением осанки

Параметры

Группы

Дети с нарушением осанки (n=5)

Здоровые дети (n=5)

До

Сразу после нагрузки

Восстановительный период

До

Сразу после нагрузки

Восстановительный период

2 мин

3 мин

4 мин

2 мин

3 мин

4 мин

ПД

34,0± 2,7

43,0± 3,35

36,2± 2,84

35,0± 2,74

34,0± 2,74

34,0± 2,74

39,0± 2,74

36,00±2,74

35,0± 2,74

34,0± 2,74

р<0,05

р<0,05

р<0,05

р<0,05

р>0,05

р>0,05

р>0,05

р>0,05

СрД

49,0± 1,12

55,5± 1,85

52,0± 1,12

50,0± 1,12

49,0± 1,12

45,0±4,33

51,0± 3,26

49,0± 4,33

48,0± 4,33

45,0± 4,33

р<0,05

р>0,05

р>0,05

р>0,05

р>0,05

р>0,05

р>0,05

р>0,05

ВР

8546,0±464,6

11036,0±660,24

8954,0±422,8

8446,0±450,0

8392,0±507,2

6714,0±231,2

8964,0± 244,56

7682,0±360,8

6970,0±345,3

6714,0±231,29

р<0,05

р>0,05

р>0,05

р>0,05

р<0,05

р<0,05

р>0,05

р>0,05

Среднегрупповые показатели СрД и ВР у детей с нарушением осанки выше, чем у здоровых сверстников, как до проведения пробы, так и после нее. При изучении показателя СрД достоверно значимых различий не выявлено ни в одной из групп детей, при изучении показателя ВР достоверно значимые изменения наблюдались только в группе здоровых детей при сравнении показателя до пробы и на 2 минуте восстановительного периода.

Процентный прирост показателя ПД у детей с нарушением осанки сразу после нагрузки составляет 26,4%, на 2 минуте восстановительного периода 6,4%, на 3 минуте 2,9% и на 4 минуте 0% соответственно; процентный прирост показателя СрД сразу после нагрузки составляет 13,2%, на 2 минуте восстановительного периода 6,1%, на 3 минуте 2% и на 4 минуте 0% соответственно; процентный прирост показателя ВР сразу после нагрузки составляет 29%, на 2 минуте восстановительного периода 4,7%, на 3 минуте -1,2% и на 4 минуте -1,8% соответственно (Рис. 3).

Процентный прирост показателей сердечно-сосудистой системы у детей с нарушением осанки при проведении пробы Мартинэ-Кушелевского (%)
Рисунок 3. Процентный прирост показателей сердечно-сосудистой системы у детей с нарушением осанки при проведении пробы Мартинэ-Кушелевского (%)

Процентный прирост показателя ПД у здоровых детей сразу после нагрузки составляет 14,7%, на 2 минуте восстановительного периода 5,8%, на 3 минуте 2,9% и на 4 минуте 0% соответственно; процентный прирост показателя СрД сразу после нагрузки составляет 13,3%, на 2 минуте восстановительного периода 8,8%, на 3 минуте 6,6% и на 4 минуте 0% соответственно; процентный прирост показателя ВР сразу после нагрузки составляет 33,5%, на 2 минуте восстановительного периода 14,4%, на 3 минуте 1,1% и на 4 минуте 0% соответственно (Рис. 4).

Процентный прирост показателей сердечно-сосудистой системы у здоровых детей при проведении пробы Мартинэ-Кушелевского (%)
Рисунок 4. Процентный прирост показателей сердечно-сосудистой системы у здоровых детей при проведении пробы Мартинэ-Кушелевского (%)

После исследования функционального состояния ССС мы изучили показатели дыхательной системы: ЖЕЛ – жизненная емкость легких, ЧД (Таб. 3).

Таблица 3. Показатели, отображающие функциональное состояние дыхательной системы у здоровых детей и детей с нарушением осанки

Параметры

Группы

Дети с нарушением осанки (n=5)

Здоровые дети (n=5)

До

Сразу после нагрузки

Восстановительный период

До

Сразу после нагрузки

Восстановительный период

2 мин

3 мин

4 мин

2 мин

3 мин

4 мин

ЧД

27,0±0,79

32,40± 1,25

30,40±0,91

29,0± 1,06

27,40±0,91

26,0±0,61

31,80 ±0,08

28,80± 0,06

27,20± 0,04

26,60± 0,02

р<0,05

р<0,05

р>0,05

р>0,05

р<0,05

р<0,05

р<0,05

р>0,05

ЖЕЛ

0,79±0,13

0,65±0,08

0,76± 0,08

0,79± 0,08

0,8± 0,10

1,48±0,04

1,14± 1,56

1,26± 0,96

1,34 ±1,19

1,42 ±0,76

р>0,05

р>0,05

р>0,05

р>0,05

р<0,05

р<0,05

р>0,05

р>0,05

Из таблицы видно, что среднегрупповой показатель ЧД у детей с нарушением осанки выше как до проведения пробы, так и в восстановительном периоде. У детей с нарушением осанки наблюдаются неблагоприятные изменения в дыхательной системе, поэтому у них показатель ЧД выше, чем у здоровых детей. Достоверно значимые изменения наблюдаются у детей с нарушением осанки на второй минуте восстановительного периода, а у здоровых детей на третьей минуте восстановительного периода. Показатель ЖЕЛ у детей с нарушением осанки наоборот ниже, чем у здоровых детей. Достоверно значимые изменения наблюдались только в группе здоровых детей на второй минуте восстановительного периода.

Процентный прирост показателя ЧД у детей с нарушением осанки сразу после нагрузки составляет 20%, на 2 минуте восстановительного периода 12,5%, на 3 минуте 7,4% и на 4 минуте 1,4% соответственно; процентный прирост показателя ЖЕЛ сразу после нагрузки уменьшился на 17,7 %, на 2 минуте восстановительного периода уменьшился на 3,7%, на 3 минуте составляет 0% и на 4 минуте увеличился на 1,2% соответственно (Рис. 5).

Рисунок 5. Процентный прирост показателей дыхательной системы у детей с нарушением осанки при проведении пробы Мартинэ-Кушелевского (%)

Процентный прирост показателя ЧД у здоровых детей сразу после нагрузки составляет 22,3%, на 2 минуте восстановительного периода 10,7%, на 3 минуте 4,6% и на 4 минуте 2,3% соответственно; процентный прирост показателя ЖЕЛ сразу после нагрузки уменьшился на 22,9 %, на 2 минуте восстановительного периода уменьшился на 14,8%, на 3 минуте уменьшился на 9,5% и на 4 минуте уменьшился на 4% соответственно (Рис. 6).

Процентный прирост показателей дыхательной системы у здоровых детей при проведении пробы Мартинэ-Кушелевского (%)
Рисунок 6. Процентный прирост показателей дыхательной системы у здоровых детей при проведении пробы Мартинэ-Кушелевского (%)

После исследования показателей дыхательной системы, мы изучили показатель вегетативной нервной системы (вегетативний индекс Кердо -ВИК)у здоровых детей и детей с нарушением осанки (Таб. 4).

Таблица 4. Показатели, отображающие функциональное состояние вегетативной нервной системы у здоровых детей и детей с нарушением осанки

Параметры

Группы

Дети с нарушением осанки (n=5)

Здоровые дети (n=5)

До

Сразу после нагрузки

Восстановительный период

До

Сразу после нагрузки

Восстановительный период

2 мин

3 мин

4 мин

2 мин

3 мин

4 мин

ВИК

25,8±3,6

31,0±2,03

29,4± 5,94

25,0± 3,92

24,4± 4,12

11,0± 5,67

17,85± 5,27

21,80±4,89

18,20± 4,67

11,02± 5,67

р>0,05

р>0,05

р>0,05

р>0,05

р>0,05

р>0,05

р>0,05

р>0,05

Среднегрупповой показатель ВИК у детей с нарушением осанки выше, чем у здоровых детей. Это говорит о том, что у них адаптация нервной системы к физической нагрузке снижена. Достоверно значимых изменений не наблюдалось ни в одной из групп.

Процентный прирост показателя ВИК у здоровых детей сразу после нагрузки составляет 62%, на 2 минуте восстановительного периода 98%, на 3 минуте 65% и на 4 минуте 0,2% соответственно; процентный прирост показателя ВИК у детей с нарушением осанки сразу после нагрузки составляет 20%, на 2 минуте восстановительного периода 13,9%, на 3 минуте уменьшился на 3,1% и на 4 минуте уменьшился на 5,4% соответственно (Рис.7).

Процентный прирост показателя вегетативной нервной системы у здоровых детей и детей с нарушением осанки при проведении пробы Мартинэ-Кушелевского (%)
Рисунок 7. Процентный прирост показателя вегетативной нервной системы у здоровых детей и детей с нарушением осанки при проведении пробы Мартинэ-Кушелевского (%)

Корреляционный (взаимосвязанный) метод является одним из экономико-математических методов исследования, позволяющим определить количественную взаимосвязь между несколькими параметрами исследуемой системы. Численное значение коэффициента корреляции варьирует от -1 (полностью отрицательная, или обратная связь) через 0 (отсутствие связи) до +1 (полностью положительная, или прямая зависимость). Анализируя функциональные показатели исследуемых систем у детей с нарушением осанки можно определить, что наблюдается отрицательная взаимосвязь между ПД и ЖЕЛ, СрД и ЧД, ВР и ЖЕЛ; положительная взаимосвязь между ПД и ВИК, СрД и ВР, СрД и ЖЕЛ, СрД и ВИК, ВР и ЧД, ЧД и ЖЕЛ. Анализируя функциональные показатели исследуемых систем у здоровых детей можно определить, что наблюдается отрицательная взаимосвязь между ПД и ЧД, ЖЕЛ и ЧД; положительная взаимосвязь между ПД и ЧД, ПД и ЖЕЛ, СрД и ЖЕЛ, СрД и ЧД. Между остальными показателями не наблюдается значимых взаимосвязей.

В целом полученные результаты исследования позволяют резюмировать, что нарушение осанки у детей дошкольного возраста оказывает негативное влияние на функциональное состояние кардио-респираторной и вегетативной нервной систем.

Выводы

  1. При нарушении осанки у детей дошкольного возраста в отличие от здоровых сверстников наблюдается несколько учащенный пульс и малая тренированность сердечно-сосудистой системы, так как при нарушении осанки у детей дошкольного возраста изменяется положение грудной клетки, соответствующее фазе выдоха, уменьшается сила дыхательных мышц, наблюдается ограниченность экскурсии грудной клетки, снижена подвижности грудной клетки, диафрагмы, наблюдаются низкие спирометрические данные.
  2. При исследовании функционального состояния вегетативной нервной системы у детей с нарушением осанки отмечены более высокие показатели ВИК по сравнению со здоровыми детьми, так как у них несовершенна координация движений, что в свою очередь приводит к быстрому утомлению.
  3. Показатели сердечно-сосудистой системы у детей с нарушением осанки выше, чем у здоровых детей, как до проведения пробы, так и после нее в восстановительном периоде. Это говорит о том, что ССС таких детей нестабильна. Среднегрупповой показатель ЧД у детей с нарушением осанки высокий, в связи с чем, показатель ЖЕЛ ниже по сравнению со здоровыми сверстниками. Среднегрупповой показатель ВИК у детей с нарушением осанки выше, чем у здоровых детей. Такие данные свидетельствуют о том, что у них снижена адаптация нервной системы к физической нагрузке.
  4. Анализируя функциональные показатели исследуемых систем у детей с нарушением осанки можно определить, что наблюдается отрицательная взаимосвязь между показателями кардио-респираторной системы; положительная взаимосвязь между показателями кардио-респираторной и вегетативной нервной систем. Это говорит о том, что негативные изменения в кардио-респираторной системе негативно отражаются на вегетативной нервной системе из-за вероятности того, что происходит постоянный микротравматизм головного мозга и недостаточное поступление кислорода. Анализируя функциональные показатели исследуемых систем у здоровых детей, можно определить, что между показателями кардио-респираторной системы наблюдается как отрицательная, так и положительная взаимосвязь, а связь с вегетативной нервной системой не выявлена.

Список литературы

  1. Алиев М.В. Формирование правильной осанки // Дошкольное воспитание. -2010. № 2. - С. 17-21.
  2. Андрианов В.Х, Сидорьева В.И., Райе Р.Э. Заболевания и повреждения позвоночника у детей и подростков -Л.Медицина ,2009-С. 256
  3. Андриянова Е.Ю. Спортивная медицина: учебное пособие для студентов образовательных организаций высшего образования. – Великие Луки, 2014. – С 213-221.
  4. Анисимова В.В. К вопросу о профилактике и коррекции нарушений осанки и аномалии позвоночника у школьников. Автореф. к.м.н. М., 1954.-12с
  5. Анисимова ВВ., Леонова Л.А., Терентьева Г.В. Задачи, организация и методика работы по профилактике и коррекции нарушений осанки у детей // Вопросы профилактики нарушений осанки у детей. М., 2011. - с .31-48
  6. Баландина В.П., Вавилова Е.К. Формирование правильной осанки // Дошкольное воспитание. -2004. -№ 2. С.35-38.
  7. Бахмат. Е.И., Буровых А.Н. Электромиографическая характеристика некоторых мышц туловища при нарушении осанки // Теоретические и практические аспекты управления процессом спортивного совершенствования. Омск, 1980. С. 99 - 100.
  8. Блюменталь О.Н., Андреева А.А. Реабилитационно- восстановительные мероприятия у детей с нарушением осанки // Биоуправление в медицине и спорте: Материалы I Всерос. конф. (26-27 апреля 1999 г., г. Омск). -Омск: СибГАФК, 1999. С. 26.
  9. Ваганова Н.3., Никитина В.В. Лечение форм сколиоза в стационарных условиях//Профилактика и лечение травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Некоторые вопросы нейро-хирургии. –Казань, 2013,- С. 163.
  10. Вайнбаум Я.С. Физические упражнения и здоровье школьников // Физическая культура в школе. 1993. - № 2. - С.59-64.
  11. Григорьев М.А Этиопатогенез раннее доклиническое прогнозирование сколиоза: Автореф. Канд. Мед. наук. Казань.1996 С.25.
  12. Дзахов С.Д. Профилактика деформаций осанки и сколиоза у детей. -Оржоникидзе, 2012. 73 с.
  13. Егоркин Г. В. Функциональная диагностика нарушений осанки у детей. Методически е рекомендации.: Иювск., 1996. 27 с.
  14. Елисеев А.Г. «Большая медицинская энциклопедия» // Эксмо, 2010. - с 864
  15. Еремеев И.Н., Буровых А.Н. Изменение функций внешнего дыхания у детей с нарушениями осанки и сколиозами// Теоретические и практические аспекты управления процессом спортивного совершенствования. — Омск, 2011 С. 28 – 30
  16. Ермолаева Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособ. для студентов. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 444с., стр. 286-287
  17. Зыкова Б.К., Барман Г.В. Анатомические основы формирования правильной осанки детей 4-6 летнего возраста // Проблемы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. - Волгоград, 2012. С. 84- 86
  18. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник для институтов физической культуры. – Изд. 10-е. / Под ред. Б.А. Никитюка, А.А.Гладышевой, Ф.В.Судзиловского. – М.: Человек, 2015. – 624 с., стр.50-52
  19. Икова В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников. Л.,1963. - 62 с.
  20. Кашуба В.А. Биомеханика осанки / В.А.Кашуба. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 280с., стр. 46-48
  21. Клюев М.Е., Буровых А.Н. Гибкость и мышечная сила у детей с нарушениями осанки // Совершенствования форм и методов управления процессом физического воспитания. Омск, 2010. С. 109-110.
  22. Ковалькова З.П. Методические указания для определения осанки детей дошкольного возраста измерительным способом и основные принципы методики лечебной физической культуры для восстановления правильной осанки при ее отклонениях. - Харьков, 2009. 14с.
  23. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата): Пособие для инструкторов лечеб. физкультуры, воспитателей и родителей/О. В. Козырева.-М.: Просвещение, 2003,- 112 с.
  24. Коршунов О.И., Смирнов Ю.А., Макаренко Т.М. Диагностика сколиоза у детей дошкольного возраста // Проблемы физического воспитания детей школьного и дошкольного возраста: Материалы науч.-метод. конф. -Волгоград: ВГАФК, 1994. С. 94-95.
  25. Косова Т.А. Осанка как один из показателей, физического развития детей 3 - 6 лет. // Дети и олимпийское движение. Новосибирск, 20011. - С. 47-48 ,
  26. Ловейко. И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. - Л.: Медицина, 2007. - 144 с.
  27. Лысова Н.Ф. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учеб. пособие / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман, Я.Л.Завьялова и др.- Новосибирск : АРТА, 2011. – 335 с., стр.30
  28. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. / Под ред. М.В. Антроповой, М.М.Кольцовой. М.: Педагогика, 1983. -160 с.
  29. Новотикян А. О. Принципы определения отклонений от нормы показателей функции внешнего дыхания и их измерений во времени // Врач. дело. - 2014. - № 5. - с.133.
  30. Овсепян В. А. Особенности анатомо-функционального состояния позвоночника при нарушении осанки во фронтальной плоскости и начальных форм сколиоза: Автореф. канд. Мед наук-Л.,1988 С.49-53
  31. Потапова, Н. А. Системная коррекция последствий сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физической культуры [Текст] : програм.-метод. комплекс / [Н. А. Потапова, Л. М. Кротова, Р. Р. Гатиатулин]. - М. : НЦ ЭНАС, 2006. - 216 с. : ил. - (Коррекционная школа). - Библиогр.: с. 213-214.
  32. Прогнозирование риска перинатального сколиоза и нарушения осанки //Казан.мед.ж.-1992.-№ 2- С.96-99.
  33. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков : учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г.Брыксина. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 432 с., стр.67-68
  34. Шарманова С.Б., Федоров А.И., Калугина Г.К. Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. - Челябинск: УралГАФК, 2005. - 208 с.