Сюжетная математическая игра в работе с дошкольниками

№67-2,

физико-математические науки

В статье описана актуальность использования сюжетных математических игр для формирования математических способностей дошкольников. Выделены этапы по организации сюжетных математических игр. Выявлены педагогические задачи, разрешаемые в сюжетных математических играх.

Похожие материалы

Концепция по дошкольному образованию и условиям к обновлению содержания, очерчивают ряд довольно основательных условий к познавательному воспитанию дошкольников, с которыми представляются частично математические представления. Появляется во взаимосвязи с этим следующий вопрос об обеспечении математического развития воспитанников, соответствующих прогрессивным условиям ФГОС ДО.

Следует заметить, что довольно существенную значимость для результативности новообразований дошкольного учреждения содержит математика, ведь без математической подготовленности неосуществимы такие качественные перемены, которые дозволяют ребёнку переключиться к систематическому развитию. Это проявляется тем, что основание аналогичных проблем, представляется потерей заинтересованности к предмету математики у детей дошкольников [1]. Главной значимой задачей педагогов является развитие у дошкольников заинтересованности к дисциплине, а также вырабатывание логико-математической компетентности. Для более глубокого изучения математики в данном возрастном периоде необходимо использовать сюжетные математические игры в процессе обучения.

Сюжетно математическая игра — это такой вид деятельности с применением сюжетных игр, при помощи которых у детей формируются математические представления.

Главной и важной формой в обучении дошкольников при прямом исследовании познаний и последовательности, является умственное воспитание. Ежедневным трудом педагога является необходимость показа детям героичности, вводя в нее математическое содержание. Позитивные эмоции и отпечатки в памяти, являются основой сюжетных игр по предмету «Математика».

В дошкольном возрасте у ребят формируется воображение, которое в собственную очередность формирует мышление. Тем не менее, бездумное применение сюжетных математических игр имеет возможность послужить причиной к тому, что вырастут не думающие подростки, которые отдают предпочтения впечатлениям [4]. Для детей сюжетные игры имеют огромные и развивающие значения — обучающие, трудовые, ответственные формы воспитания. Для них сюжетная игра считается нечто особенным, где может зажечься огонек любознательности, как средство постижения мира вокруг нас. Дети ставят игру на первое место, и представляют ее в качестве воспитания, при условии, если она будет присоединяться в педагогический процесс. Организуя игру и управление деятельностью детей, педагог воздействует на особенности личности детей, а именно на такие как эмоции, понимание, свободу и поведение в целом [2].

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что внедрение результативных сюжетных математических игр в практику, формируют у ребят способы разрешения проблемы в новейшей форме развития логического и математического мышления (изменение в обучении детей, ознакомление с трудными, конкретными, математическими суждениями в легкодоступной им форме) [1].

Игра значима только лишь в том случае, если она способствует наилучшему пониманию точной сути проблемы, уточнению и развитию математических знаний ребят, а сюжетные математические игры активизируют взаимодействие, поскольку в процессе выполнения этих игр связи между детьми и воспитателем, несут довольно эмоциональный нрав.

Можно полагать, что для дошкольников не стоит проводить организационную работу перед проведением сюжетной математической игры, ведь стоит ребенку только начать играть и сразу довольно крепко он осваивает счет, который в последующем может применить. Для разработки сюжетных игр, таких как «Магазин», «Школа», (в которых ребята применяли бы счет или измерения), нужно наполнять свежим материалом. С существующим трудом взрослых, разрешаются задачи, такие как показ, что результативность и качественность данной деятельности взаимозависим от использования измерения, а также самого счета. Чтобы это было эффективно следует создавать для дошкольников игровые ситуации и условия, где у них возникало бы усвоение практической работы в математических процессах [2].

При организации процесса обучения математике, в сюжетно-ролевых играх необходимо применять всевозможный наглядный материал, но нужно выбирать его так, чтобы детям было легко переходить от применения его определенных форм к наиболее абстрактным. В играх подобного рода должны использоваться только существующие предметы, после — их заменители, затем числовые фигуры и потом уже цифровые карточки.

Так, при непосредственно образовательной деятельности (НОД) используются разнообразные этапы по организации сюжетных математических игр, которые мы и рассмотрим более подробно:

1-ый этап. Игра носит сюжетно-дидактический нрав (педагог-ведущий, направляет сюжет и следит за изменением героев, а также прослеживает за измерительными и счетными процессами детей);
2-ой этап. Математическо-дидактический сюжет переходит в ролевую игру (организуется самими дошкольниками, которые овладели счетом и измерением). На данном этапе педагог второстепенен.
3-ий этап. Появление самостоятельных сюжетно-ролевых игр при выборе детей (дети сами с огромным желанием и радостью выполняют процесс счета и измерения). Педагог в данном случае является наблюдателем, в игру внедряется очень редко [5].

Рассмотрев и проанализировав НОД по использованию сюжетных математических игр, можно выявить роль воспитателя в целях введения заинтересованности детей при последующих нескольких этапах:

  1. Где педагог сразу включается в игру и является неотъемлемой частью в данной деятельности, после чего подключает измерение, счет, контролирование в задачах, помощь, индивидуальность с учетом потенциала знаний детей, поощряет интерес и успех дошкольников.
  2. Сюжетная математическая игра меняется при усвоении измерения и счета, соответственно роль воспитателя также изменяется. Дети начинают игру самостоятельно. Роль обсуждается на этом этапе коллективно, распределяется кто из детей кем будет в игре, главные роли даются тем детям, которые не ошибаются в измерении и счете [3]. Педагогу нужно организовывать новые роли, которые должны вызвать интерес у ребят и требуют осознания к знаниям в математике. Дети в процессе игры вызывают потребность в общении и анализе над проделанной деятельностью, которая и требуется им на данном возрастном периоде. Обширно оговариваются действия счета и измерения, проводится обобщение суждений.
  3. Развертывание сюжетно-ролевых игр, инициаторами которых являются сами дети. На этом этапе воспитанники детского сада знают свою роль, осваивают обязанности и правила игры. Активными являются те, которые могут умело посчитать и измерить в игре. Педагог здесь, находится в центре внимания и обогащает сюжет и организацию игры, при этом он пользуется различными приемами и способами, которые приводят дидактические игры в сюжетно-ролевые [4].

Таким образом, специфика сюжетных математических игр направлена на исполнение роли воспитателя, а дети в это время должны соблюдать правила игры в согласии с их ролью (выполняют профессиональную деятельность старших в их профессиях, где имеется работа с числами). Рассмотрим задачи в подобных играх:

  • формирование и закрепление количественных, геометрических, временных, пространственных и величинных представлений;
  • расширение представлений об окружающей действительности;
  • формирование умения ориентироваться на предложенную ситуацию (математическое содержание игры, образ игрока, временные рамки);
  • обучение умению планировать и регулировать свою деятельность во времени в зависимости от действий партнера по игре;
  • развитие личностных качеств, эмоциональной сферы и прочих.

Таким образом, проблема использования сюжетных математических игр в математическом обучении НОД детей дошкольного возраста является одним из самых эффективных способов в развитии элементарных математических представлений у детей.

Список литературы

  1. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 2014. – 223 с.
  2. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. - Кемерово: «Алеф» Гуманитарный Центр, 2012. – 215 с.
  3. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.И. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 112 с.
  4. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. - 2002. – № 4. – с. 2 -7.
  5. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. - 1965. - № 10.