Сказка как средство обогащения логико-математического опыта дошкольника

№66-2,

Физико-математические науки

В статье рассматривается вопрос о логико-математическом развитии детей дошкольного возраста через чтение сказок. Исследуется психолого-педагогическая литература, в которой сказка рассматривается как неотъемлемая составляющая формирования математических представлений детей.

Похожие материалы

Проблема формирования математических представлений детей дошкольного возраста через сказку, является достаточно актуальной, так как математика играет большую роль в жизни человека, а сказка — в жизни детей.

Следует отметить, что знакомить детей необходимо с математикой уже в раннем детстве, так как без математики невозможно что-либо правильно изучать и познавать. При помощи математических знаний ребенок осознает многочисленные явления окружающей среды. Основой для формирования математических представлений дошкольника является его собственная многообразная деятельность и беседы со старшими [7]. Следует признать, что для полноценности формирования математических представлений, а также для увеличения познавательного интереса у воспитанников необходимо применять различные методы и способы, в том числе математическую сказку.

Сказка — это один из главных видов народного творчества, которая предназначается для детей, где прозаическое произведение имеет волшебный либо героических нрав.

Математическая сказка — это сказка с математическим содержанием, где персонажами являются цифры, формы, геометрические фигуры, а также и простые герои сказки.

Сюжет математической сказки разрешает объединить в самом ребенке сказку и проблемные условия, а жанр и волшебные персонажи притягивают воспитанников [7]. В педагогической литературе достаточно подробно описано то, что погружаясь в сказку, ребенок становится ее функционирующим лицом. При данном обстоятельстве увеличивается познавательная инициативность: ребенок стремится вторгнуться в суть сказки и оказать какое-либо действие.

Следует отметить, что понятие математическая сказка интерпретируется, как стандартное и универсальное средство. Она включает в себя педагогическую и общеобразовательную возможность и весьма значима для педагогов. Объектом повествования в ней служат необыкновенные, загадочные и ужасные события они влияют на сюжетный нрав. Он различается большой эпизодностью, завершенностью и драматической напряженностью, где добрый персонаж, одолевая сложные преграды, постоянно постигает собственные задачи [6]. Сказке присуще удачное заключение и, как правило, все внимание сконцентрировано на главного героя и его судьбу.

По мнению научных исследователей, таких как Н.И. Кравцов и С.Г. Лазутин, математические сказки систематизируются согласно жанровым видам — сказки о животных, волшебные и общественно-бытовые сказки. Любая из наречённых выше видов содержит собственные сюжеты, собственных героев, поэтику и повадку. Старших дошкольников притягивают волшебные и фантастические сказки [2].

Исходя из вышесказанного, логико-математическое развитие дошкольников является деятельностью, которая обогащается через сказку, проблемные ситуации, а также играми, игровыми заданиями, творческими задачами и прочей различной деятельностью ребенка-дошкольника.

В статье О.А. Грицук, говорится о развитии логико-математического мышления ребенка, которое предполагает развитие логических методов мыслительной деятельности при помощи математических сказок, а кроме того умения сознавать и отслеживать причинно-следственные взаимосвязи явлений и умения создавать простые умозаключения на базе причинно-следственной взаимосвязи [5].

Одной из основных предпосылок такого утверждения является применение сказок в ходе непосредственно образовательной деятельности (НОД) по математике, ведь в деятельности с дошкольниками, в особенности со старшим возрастом, возможно, начинать процесс развития логико-математических приемов мышления с наиболее раннего возраста — с 4 — 5 лет [5].

Проанализировав педагогические труды Н.Я. Большуновой, мы выявили, что исследования научного работника, наиболее полно отражают цикл сказок и ситуаций для формирования математических представлений детей. По данному вопросу следует отметить, что сказка, применяемая на математике в дошкольном учреждении, не должна сжиматься вплотную до степени логико-математического средства, а обязана быть полным логическим средством [1].

В методической разработке В.В. Глушко обнаружилось, что целесообразность и законность детских логико-математических заданий в виде сказки, многозначительно повышают потенциал и эффективность памяти, мышления, воображения. Подобным способом, выявлено, что проблемы, предназначающиеся детям 5-7 лет напрямую как когнитивные задания, не обретают итогов [4].

Структура сказки, как средства логико-математического опыта в исследовании В.Ф. Любичева и Р.Р. Мухамедьянова:

  1. Введение в сказочную страну, где живут волшебные математические предметы.
  2. Восстановление данных отношений и связей.
  3. Разгром благополучия, т.е. нарушение отношений, связей со сказочными математическими предметами.

Итак, перечисленные исследования внесли важнейший вклад в разработку сказок математического характера, что выражается не только лишь в специализированных методах и способах композиции, повествования и манеры, однако и потребности одоления персонажем ряда преград.

Имеется ряд сказок, которые направленны на формирование логического мышления в дошкольном возрасте, применяемые на НОД. К примеру, в сказках «В гостях у гнома-часовщика», либо «История как не опоздать в школу» в интересной форме, говорит о многих типах часов (данная сказка знакомит ребят с определением времени согласно часам, необходимо напоминать дошкольникам какие типы часов могут встречаться). Сказку разумно читать в 2-3 приема, после чего нужно предложить нарисовать разные типы часов: напольные, настенные, песочные, башенные и т.д., таким образом можно изготовить музей часов. Сказка «Топ обучался математике» дает возможность углубить понимание детей о количественном и порядковом счете, о закономерностях концепции числового ряда, вследствие чего последующее число отличается от предшествующего на единицу [6].

Таким образом, сказка представляется успешным средством развития логико-математических представлений дошкольников, так как дети любят сказки, они им ясны, которым они стремятся подражать. В математических сказках логико-математических исход находится на поверхности, поэтому дети их воспринимают и усваивают незаметно, непосредственно и легко.

Список литературы

  1. Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. - 372 с.
  2. Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское народное творчество. М.: Высшая школа, 2013. - 447 с.
  3. Любичева Р.Ф., Мухамедьянова Р.Р. Дидактические сказки в процессе обучения математике // Педагогика. – 2012. - № 6. – С. 32-36.
  4. Глушко В.В. Развивающие сказки – как средство обогащения математического развития детей дошкольного возраста. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/04/27/razvivayushchie-skazki-kak-sredstvo-obogashcheniya (Дата посещения 26.04.2017)
  5. Грицук О.А. Использование сказки как средство формирования математических представлений ребенка-дошкольника. URL: https://infourok.ru/opit-dou-ispolzovanie-skazki-kak-sredstvo-formirovaniya-matematicheskih-predstavleniy-rebenkadoshkolnika-1362079.html (Дата посещения 26.04.2017)
  6. Математика в сказках: изучаем основы предмета по детским произведениям. URL: http://vytvoryandia.ru/matematika-v-skazkax-izuchaem-osnovy-predmeta-po-detskim-proizvedeniyam/ (Дата посещения 27.04.2017)
  7. Позина В. Формирование элементарных математических представлений. URL: http://iknigi.net/avtor-vera-pozina/72042-formirovanie-elementarnyh-matematicheskih-predstavleniy-sistema-raboty-v-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppe-detskogo-sada-vera-pozina/read/page-1.html (Дата посещения 25.04.2017)