Тьютор как педагогическая специальность в системе профессионального образования

NovaInfo 61, с.474-477, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

В статье на основе анализа научной литературы ставится задача рассмотреть особый вид деятельности – тьюторство. Дается характеристика понятия «тьютор», рассматривается история происхождения этого феномена, делаются выводы о необходимости этого вида деятельности в системе современного образования.

Ключевые слова

ТЬЮТОР, ТЬЮТОРСТВО, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Текст научной работы

В современном мире одним из наиболее распространенных направлений реформирования общества являются образовательные технологии. Все чаще появляются новые профессии и образовательные системы. Людям необходимо индивидуальное саморазвитие. Основным источником информации в наше время является интернет. Люди направили все свои возможности на получения знания ПК и владения компьютером.

Современный студент показывает оригинальность в способах приобретения навыков, умений и знаний. С одной стороны он является обучающимся с большими интеллектуальными способностями, а с другой стороны это человек бесполезно получающий информацию и не проявляющий тяги к знаниям. В систему образования России начали внедрять в учебный план такую специальность как тьютор. Тьютор — особый вид педагогической деятельности, задача которой состоит в разработке индивидуальных образовательных программ для обучающихся — студентов, школьников.

Тьюторство зародилось в старейших университетах, таких как Оксфорд и Кембридж. Тьютор — это учитель, наставник. Студенты, не справлявшиеся с большим объемом информации обращались к нему за помощью. Тьютор помогал выявить, какие лекции и практические занятия студентам нужно посетить, составлял для них индивидуальный план учебной работы, контролировал готовность учеников к экзаменам и выполнение требований преподавателей. Целью тьютора являлось, не сколько изложить информацию студентам, всему научить, что известно, сколько развить их тягу и любовь к знаниям.

На современном этапе, в Англии тьюторская система обучения является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса не только в сфере университетского образования, но и в других учебных заведениях. В школьное обучение, частное, домашнее и даже дистанционное образование проникает тьютерство. Круг обучающихся расширяется. В него входят молодежь, взрослые, а также обучающиеся с ограниченными возможностями. Выполнение роли тьютора становится возможным не только для работников сферы образования или опытных преподавателей, но и для обучающихся, указывая преимущества данной системы обучения.

Наиболее эффективным средством повышения качества образования в Англии является тьюторство, представленное в системе образования большим спектром форм и видов. Наиболее перспективными видами являются онлайн-тьюторство, в основе которого лежат компьютерные и интернет-технологии и является одним из направлений развития науки и общества в настоящее время; студенческое тьюторство, основой эффективности которого в образовательном процессе выступает взаимодействие сверстников.

В 2007 году в России была организована межрегиональную тьютерская ассоциация. Данная специальность внесена в «единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» и утверждена приказом минздравсоцразвития Российской Федерации (5 мая 2008 года № 216).

В образовательной системе Российской Федерации основные цели и задачи тьюторства сформулированы следующим образом:

  1. Способствовать реализации политики Министерства ОиН РФ по инновационному развитию сферы образования и создать необходимые условия для индивидуализации образования.
  2. Создать реальные условия для выхода каждого субъекта в процесс образования как в процессе управления своей собственности образовательной траекторией.
  3. Обеспечить реальный высокий уровень качества знаний, умений и навыков учащихся, особенно умений и навыков применения знаний в практической деятельности.
  4. Тьюторство выполняет одновременно несколько функций:
    • культурно-предметную (ориентация в науках и знаниях);
    • социальную (правовое и организационное обеспечение педагогического процесса);
    • антропологическую (развитие воспитанников по индивидуальной программе профориентации).

В одних случаях тьютор работает с людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности, в других — сопровождает процесс дистанционного обучения, в-третьих — особое внимание уделяет сопровождению учащегося во вне учебной деятельности.

В общеобразовательных учреждениях все больше растет доля учащихся, чей путь в образовании по тем или иным причинам для родителей ребенка, самих педагогических работников, психологов или медиков выглядит как требующий специального отношения. Выделение этих «особых» детей происходит по разным основаниям: в эту категорию попадают дети с проблемами в общении, одаренные дети, дети с разными нарушениями здоровья, дети с задержками и отклонениями в развитии, и другие. Задача тьютора состоит в том, чтобы создать для них индивидуальное сопровождение в обычной школе.

Введение в образовательную программу учреждения таких ценностей, как детская активность, работа с пониманием, формирование образовательного опыта, учебной самостоятельности учащихся, актуальны и для инклюзивной практики. Таким образом, в инклюзивном образовании позиция тьютора сохраняет свою основу, но приобретает и новые, особые составляющие.

В инклюзивном образовании тьютор — это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.

Перед тьютором в инклюзивном образовании стоит важная задача: помочь детям с ОВЗ стать успешными в обществе. А это значит, что объектом сопровождения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ОВЗ, но и его семью, сформировать вокруг ребенка толерантную к нему социокультурную среду. Кроме того, тьютор в инклюзивном образовании может учитывать потребности всех участников, стать платформой для приобретения ими представлений в области регулирования человеческих отношений, формирования качества толерантности, что позволит более успешно решать вопросы адаптации детей с ОВЗ в современном мире.

Сегодня наше общество нуждается в инициативных, креативных, усердных, самостоятельных, обладающих широким и полным набором профессиональных компетенций специалистов. Возможно, система тьюторства поможет решить данную задачу.

Читайте также

Список литературы

  1. Аминова, Л. Я. Генезис женского образования в Башкирии (вторая половина XIX – начало XX века): дис. … к.пед. наук. Уфа, 2005.
  2. Аминова, Л. Я. Женское педагогическое образование в Башкирии во второй половине XIX – начале XX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. №5-1(43). С.19-22.
  3. Аминова Л.Я. Педагогическая техника как основа мастерства воспитателя // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы. 2013. Т.28. № 2. С. 42-48.
  4. Кокамбо, Ю.Д. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса // Вестник Амурского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2016. Вып. 60. С. 110-115.
  5. Сидоров С. В. Теоретические предпосылки проектирования рефлексивной компетентности. 2016. № 1. С. 253-256.

Цитировать

Гайнутдинова, Э.Р. Тьютор как педагогическая специальность в системе профессионального образования / Э.Р. Гайнутдинова, А.Ф. Ситдикова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 61. — С. 474-477. — URL: https://novainfo.ru/article/11676 (дата обращения: 02.04.2023).

Поделиться