К вопросу о необходимости совершенствования регулирования процессов межрегиональной миграции в РФ

NovaInfo 61, с.229-233
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье анализируются процессы межрегиональной миграции, показатели миграционной убыли населения Алтайского края. Рассмотрены некоторые аспекты регулирования миграции в Алтайском крае. Авторами предлагается ряд мероприятий по совершенствованию регулирования межрегиональной миграции в РФ.

Ключевые слова

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ, МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Текст научной работы

Миграция населения является важным фактором демографического и социально-экономического развития региона, воздействуя на изменение численности и социальные характеристики населения. В условиях усиления конкурентной борьбы за кадровые ресурсы между регионами при сохранении существенных территориальных различий в уровне жизни наблюдается приток населения в наиболее привлекательные регионы, где имеются природно-ресурсные предпосылки, развитая транспортная инфраструктура, близость к рынкам сбыта, выгоды географического положения, и отток из других регионов.

Численность населения Алтайского края за период с 2000 по 2016 г. сократилась на 274,8 тыс. чел., что составляет 10,36% к численности населения в 2000 году. Причинами снижения численности населения в крае являются как естественная убыль населения, так и превышение миграционного оттока над притоком населения (миграционная убыль).

Сокращение численности населения Алтайского края в результате естественной убыли составило 136,513 тыс. человек (5,15% к общей численности населения края в 2000 г.). Сальдо миграции за 2000-2016 года составило (-138,287) тыс. чел. [10]. С 2005 года в регионе наблюдается снижение показателей естественной и миграционной убыли населения [2].

Особого внимания заслуживают вопросы межрегиональной миграции. Миграционный прирост (убыль) по межрегиональной миграции в Алтайском крае составил в 2014 г. (-32,2) на 10 тыс. чел., в 2015 г. (-34,7), а в 2016 г. (-33,5) на 10 тыс. чел. [10].

Следует отметить, что отмеченные тенденции являются характерными не только для Алтайского края, подобная ситуация в последние десятилетия отмечается во многих регионах Сибири и Дальнего востока. Традиционно привлекательным для мигрантов был и остается Центральный федеральный округ [6,7,8]. Указанные направления межрегиональных внутренних миграций усиливают дисбаланс в распределении населения по территории Российской Федерации [11].

В перспективе эти негативные тенденции могут сказываться на снижении темпов экономического роста регионов, в которых наблюдается миграционная убыль населения, не будет обеспечиваться соответствующее его потребностям предложение рабочей силы [8,9].

Органы государственной власти края уделяют большое внимание демографическим проблемам, в том числе регулированию миграции. Распоряжением Губернатора Алтайского края была утверждена Концепция демографического развития Алтайского края на период до 2025 года, в которой ставятся цели повышения миграционной привлекательности края. По итогам реализации первого этапа предполагается к 2020 году добиться прекращения миграционной убыли населения [4].

С нашей точки зрения, для того чтобы достигнуть поставленной цели нужна разработка и реализация масштабных целевых программ не только на региональном, но и на федеральном уровнях власти, так как бюджеты субъектов РФ в большинстве своем являются дотационными и испытывают нехватку финансовых средств.

В Алтайском крае в рамках миграционной политики реализовывались краевая целевая программа «Демографическое развитие Алтайского края» на период 2010-2015 гг. и программа «Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом» [2,3]. Краевая программа «Демографическое развитие Алтайского края» включала в качестве ориентира эффективное управление миграционными процессами для устойчивого социально-экономического и демографического развития Алтайского края. Одно из ее направлений включало прием, размещение прибывающих в край семей, обеспечение их работой, жильем, медицинским обслуживанием, организация учебы и отдыха их детей [2].

В настоящих условиях ориентиром миграционной политики в РФ является создание механизма сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путем сбалансированного территориального развития страны, совершенствования национальной системы расселения и системы размещения производительных сил на территории Российской Федерации. Следует отметить, что в качестве основного направления, указанного в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» является обеспечение сбалансированного, комплексного и системного развития регионов РФ [1].

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года включает ряд целей, которые направленны на повышение инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока и Сибири; разработку программ и мероприятий на основе особенностей регионального развития; формирование ориентиров государственной миграционной политики Российской Федерации для различных типов регионов на основе миграционной ситуации в них; включение задач и мероприятий по реализации государственной миграционной политики Российской Федерации в государственные, федеральные и региональные программы; учет задач государственной миграционной политики Российской Федерации при формировании федерального и региональных бюджетов, концентрацию финансовых и материальных ресурсов на реализации приоритетных направлений и задач государственной миграционной политики Российской Федерации [8].

Методами для решения проблем, обусловленных межрегиональными различиями в социально-экономическом развитии территорий РФ, является повышение конкурентоспособности регионов, путем создания условий для взаимодействия бизнеса и государства, привлечение инвестиций [5].

Миграционная политика является частью социальной политики и решение проблем обусловленных межрегиональной миграцией в РФ должно носить комплексный характер и включать ряд мероприятий по обеспечению качества жизни населения регионов, не только центральных, но и периферийных районов, включая: стимулирование роста количества рабочих мест с достойным уровнем оплаты труда; дальнейшее развитие социальной, транспортной и инженерной инфраструктур; повышение доступности жилья; стимулирование хозяйственной деятельности; создание положительного имиджа региона; сохранение сети учебных заведений высшего и среднего профессионального образования; введение губернаторской стипендии для выпускников школ — медалистов или набравших высокий балл по результатам ЕГЭ, выбравших для получения образования государственные вузы региона; выплату социальных стипендий студентам педагогических и медицинских направлений подготовки с обязательством отработать определенное время по специальности после окончания вуза в регионе; повышение инвестиционной и предпринимательской активности; обеспечение роста заработной платы работников бюджетного сектора экономики; обеспечение контроля над уровнем цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги; совершенствования системы стратегического и территориального планирования [8,9]. Для закрепления молодежи в регионе необходимо уделять основное внимание решению проблемы трудоустройства.

С нашей точки зрения, в рамках миграционной политики необходимо не только разрабатывать мероприятия по привлечению иностранных специалистов, но и формировать положительный имидж для проживающего в регионе населения, что в целом будет способствовать снижению дефицита трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики, сохранению квалифицированных специалистов.

Реализация предложенных мероприятий направлена на повышение миграционной привлекательности региона, что в целом будет способствовать сохранению трудового и интеллектуального потенциала и являться базой его устойчивого социально-экономического развития.

Читайте также

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
  2. Постановление Администрации Алтайского края от 15 сентября 2010 г. №404 «Об утверждении краевой целевой программы «Демографическое развитие Алтайского края» на 2010 - 2015 годы».
  3. Постановление Администрации Алтайского края от 24.07.13 № 401 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом» на 2013 - 2015 годы».
  4. Распоряжение Губернатора Алтайского края от 31 июля 2015 года № 54-рг «Об утверждении концепции демографического развития Алтайского края на период до 2025 года».
  5. Антошин В.А., Пилявский А.П., Романова И.В. Региональная политика в сфере обеспечения национальной безопасности российской федерации// Вестник забайкальского государственного университета, 2016. ̶ С. 54-62.
  6. Карачурина Л.Б. Межрегиональная миграция и социально-экономическая дифференциация пространства современной России/ Проблемы прогнозирования 2006. ̶ № 3. ̶ С. 96-115.
  7. Мкртчян Н.В. Города востока России "под натиском" демографического сжатия и западного дрейфа // Монография, Переселенческое общество Азиатской России: миграции, пространства, сообщества. Рубежи XIX-XX и XX-XXI вв.//Науч. ред. В.И. Дятлов, К.В. Григоричев. ̶ Иркутск: "Оттиск", 2013. ̶ С. 41-61.
  8. Национальная идея России/ Под общей редакцией С.С. Сулакшина в 6 т. Т. III. — М.: Научный эксперт, 2012. ̶ C. 704.
  9. Чернышев К.А., Миграционные процессы и миграционная политика в депрессивном регионе// Региональная экономика: теория и практика, 2013. ̶ № 45. ̶ С. 56-60.
  10. Официальный сайт Алтайкрайстат [Электронный ресурс] режим доступа URL: http://akstat.gks.ru/
  11. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года/ [Электронный ресурс] режим доступа URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/

Цитировать

Мануковская, Л.А. К вопросу о необходимости совершенствования регулирования процессов межрегиональной миграции в РФ / Л.А. Мануковская, М.В. Жукова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 61. — С. 229-233. — URL: https://novainfo.ru/article/11753 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться