Организация международных железнодорожных перевозок

№63-2,

экономические науки

В статье исследована организация международных железнодорожных перевозок, общие правовые вопросы, проблемы, инноваций и новые технологии в международной логистике.

Похожие материалы

Железнодорожные перевозки — простой способ транспортировки почти любых грузов [1,2].У Ж/д транспорта есть преимущества по отношению к другим видам транспорта [3,4].Такие перевозки достаточно недорого стоят и имеют высокую безопасность. Также железнодорожный транспорт имеет большую дальность и высокую скорость перевозок [1,12,13,14].Более того, железнодорожный транспорт помогает людям на протяжении сотни лет. За это время была создана инфраструктура коммуникаций, налажена сеть сообщения железных дорог, проведено оснащение железнодорожных станций погрузочно-разгрузочными пунктами [3,7,14].

Международная железнодорожная перевозка — это перевозка между государствами по законам международной железнодорожной конвенции [2,4,5]. Такие перевозки можно разбить на несколько этапов и оформить несколькими договорами перевозки: следование до пограничной станции — по закону государства места отправления, после пересечения границы — по национальному праву соответствующего государства [3,4,7,8,9].

Что касается правового регулирования международных ж/д перевозок, то оно осуществляется при помощи Соглашения о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) и Международной конвенции по перевозке грузов по железным дорогам (МГК).

В этих Бернских конвенциях состоят 33 страны Европы, Азии и Северной Африки [8]. Общие правила, которые устанавливает МГК, распространяются на перевозки в пределах железнодорожных линий, список которых записан в соглашении. КОТИФ определяет размеры ответственности на случай утери или повреждения груза. Ставки провозных платежей определяются в пределах международных и национальных тарифов.

Есть еще две конвенции, которые заключены между странами социалистической Европы и Азии: Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС), Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС).

СМПС создает регламент по заключениям договоров перевозки, установлениям прав и обязанностей участников договора, а также претензиям при невыполнении условий договора [8,9].

СМГС распространяется на перевозки, в которых отправитель груза устанавливает договорные отношения с участником СМГ.

Особенность организации международных железнодорожных сообщений заключается в том, что при международных железнодорожных перевозках используется железная дорога нескольких государства. При перевозке пересечение границы связано с передачей пассажиров и грузов железным дорогам других стран. Это требует учета параметров железнодорожной колеи стран Западной и Восточной Европы, создание нормативной базы, регулирующей взаимоотношения железных дорог разных стран Передача осуществляется двумя способами: с транспортом или без транспорта [9]. В зависимости от того, каким способом передают объекты на приграничных станциях, осуществляется пересадка пассажиров, перегрузка грузов, или перестановка колесных пар вагонов, что требует затрат времени. Эти процедуры сложны и требуют взаимодействия железных дорог, регламентации организационно-технических вопросов. Способ передачи пассажиров и грузов вместе с транспортом заключается в переходе вагонов железной дороги одного государства во временное пользование железной дорогой другого государства. Такой способ является более оптимальным. Реализация этого способа связана с необходимостью согласования ряда вопросов, без решения которых невозможно осуществить передачу груза или пассажиров[3,7,8,9,13].

На сегодняшний день в международных железнодорожных перевозках активно развиваются RFID технологии [10]. RFID технологии — автоматизированные системы, использующие в работе метод автоматической идентификации объектов посредством радиоволн (Radio Frequency Identification, RFID) [6,15]. RFID технология — одно из самых развивающихся направлений в области автоматической идентификации объектов [3]. В международной логистике RFID-оборудование является эффективным инструментом для создания систем слежения за грузовыми, пассажирскими вагонами и локомотивами. RFID помогает обнаружить положения вагонов, определить направления движения поезда[6,10,11,15].

Области использования RFID, связанные с железнодорожным транспортом:

  • Автоматическая регистрация крупногабаритных грузов и контейнеров, находящихся в зоне контроля.
  • Автоматическая регистрация подвижного состава в зоне контроля.
  • Учет материально-технических средств.
  • Определение направления движения состава или отдельного локомотива.

Применение RFID-технологии решает следующие задачи:

  • Своевременная диагностика износа колесных пар состава.
  • Определение местоположение и соблюдение графика движения подвижного состава и грузов в реальном времени.
  • Отслеживание железнодорожных активов крупных промышленных предприятий.
  • Отслеживание загрузки транспортной единицы [10,11].

Таким образом, как показывает обзор и оценка рынка грузоперевозок [16], анализ деятельности национальных и международных логистических систем железнодорожного транспорта сейчас есть определенные проблемы, в том числе и в сервисной логистике [18], которые требуют скорейшего решения в нашей стране с использованием наметившихся перспектив их более эффективного функционирования в России [17].

Список литературы

  1. Логистика: тренинг и практикум. Аникин Б.А., Вайн В.М., Водянова В.В., Воронов В.И., Гапонова М.А., Ермаков И.А., Ефимова В.В., Заичкин Н.И., Кравченко М.В., Пузанова И.А., Родкина Т.А., Серова С.Ю., Серышев Р.В., Федоров Л.С. Учебное пособие / Москва, 2014.
  2. Аникин Б. А., Ермаков И.А, Белова С. Научная школа «Логистика» ГУУ. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 5-15.
  3. Воронов В.И., Воронов А.В. Международные товаропроводящие сети. Маркетинг. 2013. № 6 (133). С. 20-28.
  4. Воронов В.И. Международная логистика. Вестник университета (Государственный университет управления). 2004. Т.700.с.700.
  5. Воронов В.И., Воронов А.В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной логистике ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Украинский Журнал. 2013 №, 2. Украина. Харьков.
  6. Воронов В.И., Кривоносов Н.А. Савостьянок Г.Н., Кожанова В.В Инновационные технологии в логистике. Научно-аналитический журнал: «Инновации и инвестиции» № 4, 2015– стр.2-4
  7. http://www.studfiles.ru/preview/6189628/page:5/
  8. http://www.muzel.ru/article/traderoute/tran/megdunarodnye_geleznodorognye_perevozki.htm
  9. http://studme.org/1507121129839/pravo/mezhdunarodnye_perevozki_zheleznodorozhnym_transportom
  10. http://www.isbc-rfid.ru/applications/trains/
  11. http://www.idexpert.ru/reviews/4318/
  12. Сетина Е.И. Анализ необходимости логистического обеспечения безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом в России. Научно-издательский центр Аэтерна. Сборник "Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем", г. Нижний Новгород 2016, С. 175-178.
  13. Гончарова Т. В. Исследование особенностей логистических систем железнодорожного транспорта [Текст]/ Т.В. Гончарова// Международный научный журнал «Инновационная наука» №11-1/2016 - 241с.ИН-16-11 -часть 1 со стр. 46 до стр. 48 http://aeterna-ufa.ru/sbornik/IN-16-11-1.pdf
  14. Гончарова Т. В. Анализ положений стратегии научно-технического развития холдинга ОАО «РЖД» [Текст]/ Т.В. Гончарова// Международный научный журнал «Инновационная наука» №11-1/2016 - 241с. ИН-16-11 -часть 1 С.44-46 http://aeterna-ufa.ru/sbornik/IN-16-11-1.pdf
  15. Сиразетдинова А.Ф Анализ комплекса услуг складской логистики в России[Текст]/А.Ф Сиразетдинова //Международная Научно-Исследовательская Федерация «Общественная наука», "Тенденции развития науки и образования», Сборник научных трудов по материалам XIX международной̆ научной̆ конференции (Самара,31 октября 2016 г.) -Самара: Ljournal, 2016. - ЧАСТЬ 1, стр.28-3 с. http://ljournal.ru/wp-content/uploads/2016/05/lj31.10..
  16. Иванов Д.В. Обзор рынка грузоперевозок на примере ОАО «РЖД». Молодой ученый. 2015. № 1 (81). С. 525-528.
  17. Исаичева Т.Г. Исследование и анализ основных проблем железнодорожного транспорта РФ с целью выявления способов их решения. NovaInfo. Ru. 2015. Т. 2. № 33. С. 85-88.
  18. Крутелева Ю.С. Системный анализ в логистике железнодорожных перевозок. Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2015. № 5-2. С. 175-178.