Проблемы и развитие аналитического обеспечения банковской деятельности

№97-1,

экономические науки

В работе исследуются проблемы и развитие аналитического обеспечения банковской деятельности в современных условиях для выработки мероприятий по совершенствованию информационного обеспечения деятельности кредитных организаций, надзора, аудита, партнеров и клиентов банков. Складывается ситуация, при которой значительные объемы информации доступны внешним пользователям –клиентам и инвесторам, но качество этой информации низкое.

Похожие материалы

Внедрение инноваций в банковскую практику определяет переход банков на качественно новый уровень развития. Как правило, эти процессы сопровождаются оптимизацией. При этом наиболее существенные и неизбежные изменения происходят в организации аналитического обеспечения внедряемых новаций. Преодоление проблем, вызванных современным кризисом, и повышение эффективности для вывода банковского бизнеса на новый этап развития возможны только при эффективной работе высшего менеджмента банка, обладающего качественной, достоверной и своевременной аналитической поддержкой, позволяющей обеспечить выработку адекватных управленческих решений и контроль за ними. Реализация современной стратегии и тактики развития аналитического обеспечения управленческих решений, бизнес-процессов и контроля в банке является одним из важных условий оптимизации внутренних банковских бизнес-процессов и достижения конкурентных преимуществ, в том числе за счет повышения качества обслуживания клиентов.

Учетно-аналитическое обеспечение должно гарантировать релевантность, существенность, объективность, своевременность, системность, понятность информации подготовленному пользователю для своевременного принятия им управленческих и инвестиционных решений. С учетом этих требований при формировании системы аналитического обеспечения, включающей учетную информацию, в коммерческом банке следует четко обозначить цели, задачи, функции системы управления; определить схемы информационных потоков и движения данных от момента возникновения и до их использования; определить компьютерные технологии, классификацию и кодирование; устранить дублирование, установить и оптимизировать системы документооборота на основе информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации. Каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая им используется. Важной функцией аналитической работы является формирование информации о деятельности и состоянии коммерческого банка для внешних пользователей. Внешними пользователями выступают надзорные органы, инвесторы, клиенты. Исследование именно этой проблемы является основной целью данной работы. С одной стороны, внешние пользователи имеют возможность получить широкий спектр данных о деятельности банка, проанализировать его отчетность, регулярно публикуемую на сайте банка и в периодических изданиях. С другой стороны, проблема качества публикуемой для публичного использования информации стоит достаточно остро. Для раскрытия названной проблемы в данной работе рассматривается весьма широкий спектр факторов влияния. Однако основное внимание уделяется оценке качества отчетной информации с позиции внешних пользователей, преимущественно различных категорий клиентов банков. При оценке публикуемой отчетности можно отметить факты недостоверной информации и фальсификации данных. Справедливо указать, что всеобщая компьютеризация позволяет получить значительные объемы информации о деятельности и отчетности банка достаточно быстро и без существенных затруднений. При этом не секрет, что публикуемая отчетность содержит данные, которые скорее скрывают фактическое положение дел и реальное финансовое состояние банка, чем раскрывают его.

Анализ отозванных лицензий за последние три года выявил, что одной из главных причин является недостоверная отчетность банка. Каждый банк регулярно направляет отчетность о своей деятельности в Банк России. Отзыв лицензий из-за недостоверной отчетности проведен в таких банках, как «Дагэнергобанк», «Агроинкомбанк», «АМТ-банк» и др. Элементы мошенничества невозможно полностью устранить только системами контроля, хотя его превентивную роль нельзя недооценивать. Можно отметить низкую исполнительскую дисциплину действующего законодательства. Законодательные меры принимают по факту событий тогда, когда у банка, совершившего незаконные или высокорискованные, принесшие существенные убытки операции, отнимается лицензия. При этом владельцы банка страдают менее всего, в большей мере несут убытки инвесторы и клиенты. В настоящее время по данным отчетности невозможно выявить банк, проводящий опасную для его вкладчиков политику. Отзыв лицензий является, как правило, не только неприятным, но и неожиданным событием для большинства клиентов банка.

Можно отметить, что даже Банк России, обладающий значительно более обширной и прозрачной информацией, не всегда имеет возможность оперативно предотвратить неправомерную или чрезмерно рискованную деятельность, приводящую к банкротству. Так, в публикации Р. Домбровского приводится пример, когда при исследовании отчетности наиболее известных банков с отозванной лицензией в ретроспективе было выявлено, что у Росавтобанка за 2 месяца собственный капитал снизился на 4%. При этом данные в отчетности по нормативу достаточности капитала за предыдущий год были стабильными и не вызывали опасений. Тем не менее при отзыве лицензии в пресс-релизе по Росавтобанку мегарегулятором были отмечены вложения в высокорисковые активы без наличия резервов, следствием чего стало лишение собственного капитала, и участие в сомнительных транзакциях. Проведенный автором анализ публикуемой отчетности 10 банков, у которых была отозвана лицензия в 2015 г., также не позволил обнаружить какие-либо существенные или настораживающие индикаторы. Единственное, что характерно для банков, у которых отозвана лицензия, — это существенное увеличение в балансе по статьям денежных средств.

Сложились условия, при которых большие объемы информации, доступные потребителям и инвесторам, характеризуются низким качеством и не позволяют сделать достоверные выводы о реальном состоянии кредитной организации и возможности продолжения ее деятельности в будущем. К числу проблем для пользователей публикуемой отчетности банков следует отнести и сложность отчетных форм, и большое количество информации. Отмечается обилие нормативно-правовых актов, регулирующих отчетность. Порядок составления отчетности коммерческими банками регулируется федеральными законами от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной отчетности», от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и рядом других. Еще более обширный список нормативных положений и указаний для составления отчетности введен Банком России (в целом количество положений, рекомендаций и указаний превышает 40). При этом большое количество нормативных документов, регулирующих составлени––е отчетности, не обеспечивает ее качества и не дает уверенности пользователям в достоверности. Можно отметить и перегруженность показателями в действующей отчетности. Обилие количества показателей, к сожалению, не обеспечивает качества отчетности, что во многом определяется формальным подходом регулирующих органов к контролю и анализу отчетов и субъектов, отвечающих за подготовку отчетности. Можно отметить, что несмотря на существование достаточно большого количества нормативно-правовых актов, регулирующих порядок составления и представления отчетности коммерческими банками, в условиях низкой исполнительской дисциплины и нечетко определенной ответственности независимого контроля, качество отчетной информации требует существенного улучшения. Для появления современного системного аналитического обеспечения деятельности бизнеса необходимо обновление технологий и процедур работы с информацейи; установить процессы подготовки отчетности с помощью адекватного нормативно-правового регулирования и контроля его соблюдения, ужесточить исполнительскую дисциплину.

В заключение можно отметить, что система подготовки и раскрытия отчетности в современных условиях недостаточно обеспечивает прозрачность и достоверность сведений, несмотря на большое количество нормативных и правовых актов, определяющих порядок составления и публикации отчетов. При этом отмечается низкая исполнительская дисциплина в соблюдении установленных норм при формировании отчетной информации, что плохо выявляется действующими системами внутреннего и внешнего контроля. Все это приводит к большому количеству отзывов лицензий, негативно отражается на развитии бизнеса. Это определяет необходимость дальнейшего совершенствования нормативно-правового обеспечения подготовки отчетной информации и усиления контроля за исполнением нормативно-правовых актов.

Список литературы

  1. Бажанов С.В., Бут Н.Д. Состояние законности в кредитно-финансовой сфере в условиях экономического кризиса // Банковское право. 2016. № 2. С. 23–28.
  2. Бубнова О.Ю. Правовое регулирование бухгалтерского учета в кредитных организациях // Банковское право. 2016. № 4. С. 37–44.
  3. Кутин Е.О. Недостатки системы учета обязательств банков перед вкладчиками. Проблема «забалансовых» вкладов // Банковское право. 2015. № 4. С. 16–19.
  4. O.V. Kurnykina / Finance and Credit, 2017, vol. 23, iss. 5, pp. 250–258