Об эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях автосервисных услуг

№97-1,

экономические науки

В статье рассмотрены особенности повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях автосервисных услуг, проанализированы актуальные проблемы управления персоналом в отрасли, выявлены резервы и предложены основные направления по улучшению использования кадров в автосервисном хозяйстве.

Похожие материалы

Российская автомобильная отрасль активно развивается за счет роста иностранных инвестиций, запуск заводов по сборке автомобилей повлиял на повышение спроса на авто сервисные услуги по обслуживанию и ремонту подвижного состава. За последние годы произошел сильный скачок в инновационном развитии техники, модернизации технологий и усложнении конструкции автомобилей. Также резко возросло количество автомашин на российских дорогах, что привело к ужесточению количественных и качественных требований к кадрам автосервисных компаний.

В связи с постоянно возрастающей сложностью технических параметров автомобилей происходит увеличение спроса на квалифицированных и грамотных кадровых работников, задачами которых являются проведение технического обслуживания автомобилей, выполнение ремонта на высоком качественном уровне, а также поддержание в работоспособном виде оборудования.

Повышение эффективности использования трудовых ресурсов является наиболее важным для любого бизнеса. В борьбе за жизнеспособность необходимо решить ряд проблем. Одной из наиболее актуальных является наличие квалифицированного и хорошо подготовленного персонала является одной из важнейших составляющих успеха.

В условиях современной инновационно ориентированной экономики трудовые ресурсы — это основной производительный ресурс общества, который благодаря своим физиолого-психологическим и умственным качествам способен участвовать в общественно-полезном производстве, производя добавленную стоимость, поэтому развитие общества связывается с долей произведенной человеческим трудом добавленной стоимости.

Уровень квалификации кадров непосредственно сказывается на конкурентных возможностях компаний и относится к одной из главных проблем предпринимателей, как в отдаленных, так и центральных регионах России. Поэтому относительная обеспеченность качественными кадрами можно наблюдать только на уровнях высшего управления, а грамотных специалистов среднего уровня и квалифицированных рабочих недостаточно. Следовательно, актуальной в современных условиях является проблема подготовки грамотных молодых специалистов. Однако, не глядя на то, что из учебных учреждений профессионального образования ежегодно выходит достаточное количество специалистов, уровень вероятности их работы в автосервисных предприятиях достаточно низкий. Качество жизни невысокое, неудовлетворительная степень зарплаты, социальная инфраструктура неразвита, особенно в сельской местности. Все это приводит к процессам миграции молодых специалистов на урбанизированные территории и снижает мотивационные аспекты формирования квалифицированных кадров в авто сервисной отрасли. [2, с.78]

Изучение вопросов связанных с эволюцией взглядов на управление персоналом показало, что до настоящего времени нет четкого единообразия мнений, позиций и представлений.

В исторический период времени, когда господствовала теория Тейлора, принципы которой являлись основой концепции по управлению персоналом, в вопросах мотивации зачастую использовались штрафы и прочие экономические санкции и денежные поощрения. Теория эффективно применялась в течение многих лет. Но, вследствие улучшения качества жизни и благосостояния общества принципы Тейлоризма перестали приносить положительные эффекты, потому что «чем выше уровень заработной платы, тем меньше она ценится в сравнении с другими мотивами». Таким образом, произошел запуск механизма «парадокса денежного мотива».[1, с.151]

Отечественная наука отстает в проблемах развития общественных отношений в сфере производства (помните о смене концепций управления людьми), соответственно особую значимость представляют исследования опыта западных стран в теории развития стимулирования труда, в частности, таких как Япония и США. Ознакомление с развитием теории управления человеческими ресурсами, созданной и применяемой в этих странах, поспособствует построению современных подходов к системе мотивации в России, а также предсказать ее дальнейшее развитие в области управления персоналом. Множество научных трудов посвящено изучению особенностей японского и американского опыта применения использования персонала.

Основные усилия по повышению эффективности использования кадров необходимо приложить, как государству с целью восстановления отечественного машиностроительного потенциала (сглаживание диспропорций в структуре отрасли, субсидирование молодых специалистов), так и непосредственно самому автосервисному предприятию (по усилению материального стимулирования, смягчение сезонности труда, сокращение текучести кадров).

Мы придерживаемся мнения, что существенным резервом по повышению эффективности использования кадров, является поощрение материальной мотивации труда. К одному из вариантов модернизации применяемой формы оплаты труда можно отнести ее соответствие с конечными результатами работы конкретного механика (автослесаря).

Необходимо обеспечить рациональную организацию оплаты труда работников авто сервисного хозяйства для заинтересованности автослесарей в результатах своего труда. Кроме традиционных надбавок за классность, стаж работы, имеющих слабое воздействие на результативность работы, можно ввести премирование за освоение и внедрение нового оборудования, передачу опыта, осуществлять часть выплат стоимости по сверхплановым работам. Одновременно необходимо регулярно проводить оценку закрепляемости кадров, уровня квалификации сотрудников, эффективности вложений в сотрудников.

Одним из основных направлений по улучшению использования кадров является сокращение текучести персонала за счет улучшения условий работы и быта, поддержание здорового микроклимата между сотрудниками. Таким образом, повышение эффективности использования трудовых ресурсов в авто сервисном хозяйстве должно быть объектом пристального внимания в силу отмеченной значительной роли в современной экономике отрасли и социальной сферы, особенно в условиях повышающихся требований к качеству и инновационности человеческого капитала.

Внедрение правильной системы мотивации и, как следствие, личная заинтересованность в конечных результатах своей работы являются важными составляющими для повышения эффективности, производительности труда, прироста прибыли и соответственно улучшения финансового состояния предприятия.

В России на современном этапе многие бизнесмены, работодатели считают работников неотъемлемым компонентом, без которого деятельность предпринимательских структур была бы невозможной. Не приняв во внимание при этом, что можно приобрести конкурентные преимущества за счет повышения эффективности использования трудовых ресурсов компании, повышение производительности труда, и как следствие прироста прибыли, улучшение финансового состояния. Следовательно, использование на практике такого подхода свидетельствует о возможном развитии моделей мотивации и процедур их применения в отдельных компаниях, где руководители придают значение данному фактору прироста эффективности компании и обеспечения ее стабильного развития на долгосрочную перспективу.

Однако, фактически в отрасли можно наблюдать противоположную картину: большая часть современных российских коммерческих структур, в том числе предприятия автосервиса, используют систему авторитарного управления; несовпадения интересов управляющих, собственников компаний, сотрудников, государственных структур. В связи с этим и финансовые показатели их функционирования не соответствуют желаемым результатам, т.е. не обеспечивается необходимый уровень эффективности трудовой и финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что отсутствует эффективная методологическая база анализа и эффективности использования трудовых ресурсов во взаимосвязи с финансовым состоянием, соответствующая современным условиям ведения автосервисного бизнеса в России.

Список литературы

  1. Блинов, А.О. Теория менеджмента: Учебник для бакалавров / А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова. - М.: Дашков и К, 2016. - 304 c.
  2. Управление персоналом : учебник и практикум для СПО / О. А. Лапшова [и др.] ; под общ. ред. О. А. Лапшовой. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 406 с