Особенности финансового планирования в современных пивоваренных компаниях

№97-1,

экономические науки

Актуальность темы обусловлена высоким уровнем конкуренции на рынке пивоваренных компаний, ужесточения регулирования отрасли со стороны государства. В связи с этим возникает потребность улучшения качества финансового планирования и прогнозирования. Цель исследования: раскрыть проблемы и перспективы развития существующих систем финансового планирования в пивоваренных компаниях. Объект исследования: пивоваренные компании РФ.

Похожие материалы

В современных условиях развития экономическая система поддается влиянию со стороны различных макроэкономических и микроэкономических факторов. Одним из приоритетов компании является развитие системы управления финансовым потенциалом, что обусловлено необходимостью обеспечения функционирования и устойчивости деятельности компании. Финансовый потенциал определяет сущность финансовой стратегии компании и ее взаимосвязь с финансовым планированием.

Финансовое планирование представляет собой непрерывный процесс, способствующий принятию решений, связанных с вопросами управления финансовыми ресурсами в соответствие с целями компании. В учебной литературе используются две тенденции осуществления финансового планирования: break-down и build-up.

Break-down подразумевает начало осуществления финансового планирования с определения целей и задач руководства. Таким образом, в первую очередь рассчитываются плановые показатели прибыли, а уже затем решения передаются в нижестоящие отделы и на их уровне осуществляются плановые решения, с учетом действий руководства.

Build-up осуществляется в обратном порядке: отдельные подразделения производят плановые расчёты, которые потом доводятся до руководство, которое в свою очередь сводит их и вносит в общей финансовый план. Две эти тенденции являются противоположными друг другу, поэтому на практике, используется только одна выбранная.

Общая система финансового планирования представлена на рисунке 1. Разработка и реализация финансового плана начинается с определения миссии компании.

Общая система финансового планирования в компании [4]
Рисунок 1. Общая система финансового планирования в компании [4]

В пивоваренной отрасли департаменты логистики, планирования и клиентского сервиса уделяют пристальное внимание работе с рисками, это обусловлено сезонностью данного рынка, ограниченный срок годности (ОСГ) продукции, особенностями транспортной логистики и т.д.

Для планирования и оценки логистики используется показатель DIFOTAI:

  • delivered in full (доставленный в полном объеме);
  • on time (вовремя);
  • accuracy invoiced (с корректными документами).

В прошлые годы эта работа позволила российским пивоваренным компаниям оперативно подготовиться к внедрению ЕГАИС и вступлению в силу «Закона о торговле».

Оценка бюджетных рисков на следующий год — привычный процесс для компании, но для успешного планирования необходимо учитывать и другие риски. Для этого в подразделениях службы вице-президента по логистике, планированию и клиентскому сервису применили системный подход, оценив операционные и проектные риски.

Первым шагом к эффективному управлению операционными рисками проект по созданию карт процессов служб по следующим функциям: склад, транспорт, дистрибуция. Например, в транспортной функции можно выделить три больших процесса: тендерная кампания, оперативная работа с транспортно-экспедиторскими компаниями и управление автопарком.

Затем процессы разбили на более узкие этапы и уже для каждого из них провели оценку операционных рисков, подробно рассмотрев каждую составляющую работы. В этом процессе принимали участие сотрудники как из штаб-квартиры, так и из дивизионов, ведь именно аудиторский опыт дивизионов позволил оценить риски наиболее объективно.

Также среди инструментов, которые используются в пивоваренных компаниях для осуществления финансового планирования стоит отметить групповую фасилитацию. Например, в прошлом году на расширенной конференции в Санкт-Петербурге российские пивоваренные компании провели сессию по оценке рисков перед сезоном. Они выбрали пять фокусных процессов: отгрузка с завода, сервис 3PL (провайдеры логистических услуг), запас готовой продукции для проведения акций, запуск новых позиций (SKU), и в кросс-функциональных командах разработали мероприятия по выявлению рисков и контроля — мер, которые позволяют вовремя увидеть риск и не допустить его реализацию. Результаты были представлены в компаниях.

Оценив риски в долгосрочной перспективе, представители пивоваренных компаний разработали план постепенного перевода клиентов на обслуживание посредством 3PL.

В рамках возрастающей конкуренции на рынке пива в России и роста доли импортных позиций после проведения Чемпионата мира по футболу 2018, компании стремятся улучшить качество финансовых планов, используя следующие меры:

  • составление прогноза первичных и вторичных продаж клиента;
  • планирование и оценка достаточности ресурсов всех служб для выполнения этих прогнозов;
  • анализ рисков, планирование и контроль исполнения корректирующих мероприятий на всех участках процесса краткосрочного планирования.

В рамках операционного финансового плаирования многие пивоваренные компании реализуют модели управления операционными расходами. Эта модель представляет собой не просто инструмент для экономии затрат, это инвестиция — непременно сократить расходы не является самоцелью, задача модели — использовать ресурсы более эффективно. Модель также не будет устанавливать абсолютный показатель расходов, т.к. ситуация на рынках варьируется, но будет представлять ключевые принципы, которые будут отражены в бюджетах/прогнозах и будут отслеживаться через KPIs.

Таким образом, снижение объемов продаж российских пивоваренных компаний приводит к необходимости оптимизировать затраты за счет внедрения и адаптации новых решений. При этом требуется обеспечить наличие оптимальных ресурсов, которые позволят удержать долю рынка под усиливающимся давлением со стороны государства и конкурентов.

Качество принимаемых решений в области финансов целиком зависит от качества разработки финансового плана и составления финансовой стратегии. Современный рынок выдвигает серьезные требования к российским предприятиям. Поэтому для эффективного планирования деятельности и сохранения доли рынка российским пивоваренным компаниям необходимо уделять тщательное внимание не только собственным стратегическим моделям, но также следить за деятельностью конкурентов на рынке.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.07.2016 N 261-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  2. ГОСТ Р 52409-2005 Продукция безалкогольного и слабоалкогольного производства. Термины и определения. Изд. официальное, - М., Стандартинформ, 2006. – 20 с.
  3. Бабич Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.
  4. Черненко В. А., Романовский М.В. Актуальные проблемы корпоративных финансов. Монография. - СПб.: Астерион, 2015.