О некоторых функциях органов прокуратуры

№64-2,

юридические науки

Данная статья раскрывает основные направления деятельности прокуратуры. Более того, в ней подробно рассказывается об особенностях реализации отдельных функциях, а также об особом характере сотрудничества органов прокуратуры в рамках взаимодействия.

Похожие материалы

Органы прокуратуры в современной действительности играют колоссальную роль в осуществлении целой совокупности особо значимых функций государства. Более того, это признаётся на самом высшем уровне пирамиды нормативно-правовых актов Российской Федерации — в Конституции. В статье 129-й законодатель закрепил положение, определяющее порядок регулирования деятельности данных органов. Для координирования их действий был введен отдельный Федеральный закон, консолидирующий и систематизирующий весь объем направлений деятельности вышеупомянутых органов. Данным нормативно-правовым актом является Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.03.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Федеральный закон «О прокуратуре»).

В первую очередь, в статье 1-й нам дается определение прокуратуры Российской Федерации. Она понимается как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Проанализировав данное определение, мы замечаем, что оно уже раскрывает основополагающую функцию, осуществление которой является первоосновой функционирования вышеупомянутых органов, — надзорную функцию. Именно осуществление надзора за точным, своевременным и обязательным соблюдением исполнения законодательства субъектами права, а также обеспечение прав и свобод человека органами государственной власти являются самым важным и необходимым условием деятельности органов прокуратуры. В добавление к вышесказанному, хотелось бы отметить, что данная функция, по своей сути, является неким «обобщением» ряда более узких направлений деятельности прокуратуры. Мы сталкиваемся с ними в процессе ознакомления с Федеральным законом «О прокуратуре». Уже в пункте втором той же статьи законодатель подробно разъясняет, в чем именно заключается осуществление надзора, за какими органами и с какой целью. Это позволяет нам лучше осознать волю законодателя и уяснить истинный смысл положений, закрепленных в законе.

Так, в особенности, хотелось бы уделить внимание такой функции как «координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью». Перед тем, как перейти к разъяснению данной функции, следует дать определение самому понятию «координация». Согласно словарю С. И. Ожегова «координировать» означает согласовать, установить целесообразное соотношение между какими-либо действиями, явлениями. Следовательно, когда мы говорим о том, что органы прокуратуры являются системой органов, то подразумеваем, что данная функция и способствует применению единого порядка их функционирования на всей территории страны. Данной позиции придерживается и доктор юридических наук, профессор Коробейников Борис Васильевич. Он также считает, что данная функция является одной из основополагающих. Более того, реализация данной функции предусматривает наличие самостоятельных целей и задач, реализация и выполнение которых способствует сбалансированному и эффективному функционированию всей системы.

Так, в качестве вышеназванных целей можно упомянуть укрепление законности и правопорядка, усиление борьбы с преступностью и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и другие.

Более того, анализ данной функции позволяет подчеркнуть тот факт, что координирование осуществляется в строгой иерархии. Это подразумевает точное и строгое исполнение нормативных распоряжений вышестоящих органов прокуратуры нижестоящими, а также неукоснительное соблюдение актов прокурорского контроля.

В добавление к вышесказанному, мы хотим отметить, что данная иерархия проявляется и в наличии координационных совещаний. Их особенностью является то, что они включает в себя руководителей прокуратур, органов внутренних дел, ФСБ, следствий и других правоохранительных органов. Возглавляют совещания и руководят их работой Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры городов и районов по месту создания координационных совещаний. С одной стороны, это способствует всеобщей унификации деятельности органов, а с другой установление определенной самостоятельности на местах для решения вопросов местного значения. Это, безусловно, облегчает порядок и процедуру применения норм права в рамках реализации их полномочий, так как, учитывая особенности административно-правового деления нашей страны, мы считаем, что федеральные органы не в состоянии выявить и пресечь все случаи неисполнения законодательства.

Как видим, координационная функция представляет собой широкую по своей направленности совокупность мероприятий, реализуемых от имени государства.

Еще одна функция, которая представляет собой разновидность надзора за соблюдением законодательства, является защитная функция. Суть данной функции заключается в гарантии и реализации прав и свобод человека и гражданина. По своей сути, данная функция также является разновидностью надзора. Тем не менее, в рамках научных работ она выделяется как самостоятельное направление деятельности органов прокуратуры. Во многом это объясняется тем, что законодатель сам выделил данную функцию в самостоятельную вторую главу третьего раздела Федерального закона «О прокуратуре». Цель данной функции уже заключается не в осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод, а в защите тех лиц, чьи права и свободы были нарушены.