О некоторых проблемах в административном праве

NovaInfo 45, с.233-236, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

Данная статься посвящена существующим проблемам в сфере административного права. В ней раскрываются их возникновение и видоизменение в процессе развития административно-правовой отрасли, а также конкретные действия государственных органов с целью разрешения данных проблем.

Ключевые слова

LAW FIELD, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ПРЕДМЕТ ВЕДЕНИЯ, ОТРАСЛЬ ПРАВА, COMPETENCE, STATE ADMINISTRATION, THE FEDERAL LAW, ADMINISTRATIVE LEGISLATION

Текст научной работы

Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации (РФ), которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях.

Сегодня административное право как отрасль права имеет ряд проблем, разрешением которых занимаются юристы уже более двадцати лет. Если мы вернемся к началу формирования российского административного законодательства, то отметим, что еще 20 лет назад только велся разговор о создании кодифицированного документа, в котором бы содержались все нормы административного права. За прошедшие годы вступил в силу обобщающий закон - Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ). Однако решила ли полностью издание данного нормативно-правового акта проблемы, существующие в административно-правовой сфере?

Мнения специалистов по данному вопросу противоречивы. Безусловно, с принятием КоАП юристам удалось урегулировать отношения, касающиеся, в основном, вопросов административной ответственности. Однако административная ответственность является лишь частью административного права. В связи с этим, у ведущих юристов возникло предложение о полной систематизации всех норм данной правовой сферы в аналогичном кодифицированном правовом документе [1]. Но осуществить эту сложную работу пока не удалось ни в научном, ни, тем более, в практическом плане.

Совокупность правовых норм, регулирующих вопросы административного характера, с каждым годом увеличивается. Это связано с развитием и изменением системы государственной власти, внедрением новых явлений в общественную жизнь. Данные обстоятельства приводят к тому, что существенно возрастает правовая база административного законодательства и упорядочивание ее в одном кодифицированном документе представляется уже невозможным. Многие юристы предлагают свои пути разрешения этой проблемы. Например, внедрение "частичной" кодификации административного права. Суть данного мероприятия заключается в объединении отдельных правовых норм по предмету их регулирования либо по другому признаку, предложенному соответствующим законодательным органом. Безусловно, деятельность по созданию таких "фрагментарных" актов, в связи с ее трудоемкостью, займет достаточно длительное время, зато позволит упростить обращение к нормам административного права [1].

Говоря об административно-правовом регулировании, необходимо отметить, что согласно п. "к" ч.1 ст. 72 Конституции РФ административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, из этого следует, что регулирование административных правоотношений является взаимной обязанностью Российской Федерации и ее субъектов. Это также подтверждается тем, что законы субъектов РФ об административных правонарушениях входят в состав законодательства об административных правонарушениях РФ [2]. Основным условием для таких законов является их непротиворечие нормам федерального кодекса. Тем не менее, несмотря на достаточно четкую и ясную позицию по данному вопросу, законодатель также встречается с проблемами в этой сфере. Это связано, прежде всего, с тем, что часто нормы законопроекта регионального характера, в частности в территориально-отдаленных регионах нашей страны, содержат противоречащие основному закону положения, отражающие отличительные особенности отдельных регионов, их культурные и общественные черты. В такой ситуации законопроект, конечно же, не вступит в силу, так как противоречит федеральному законодательству.

Нельзя забывать, что многие пробелы в сфере административно-правового регулирования возникают из-за особенностей характера взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов. Данные особенности выражаются в четком установлении компетенций отдельных субъектов права, которые не всегда точно прописаны в законе [1]. Как результат, мы сталкиваемся с проблемой определения предметов ведения конкретных государственных структур и должностных лиц. Надо отметить, что, безусловно, в регламенте каждого из органов, а также в федеральных законах и федеральных конституционных законах РФ прописаны основные позиции по данному вопросу. Однако в связи с постоянно изменяющимися правовой средой и правоотношениями субъекты права сталкиваются с новыми коллизиями, не всегда уточненными в соответствующих нормативно-правовых актах. Как пример, сюда можно отнести частичное дублирование обязанностей у разных организаций и государственных органов или положений в федеральных законах.

Государственные структуры и государство в целом в начале двух тысячных годов особо занялись решением вышеназванной проблемы. Как следствие оно было особо отмечено в качестве одной из целей еще в рамках проведения реформы системы федеральных органов исполнительной власти в 2004 году. В результате данной реформы было сокращено число видов федеральных органов исполнительной власти с шести до трех (федеральные министерства, федеральные агентства и федеральные службы) [3]. Более того, произошло установление четкой иерархии между соответствующими органами, а также их укрупнение, что привело к значительному сокращению правовых разногласий между органами исполнительной власти по поводу предметов их ведения. Особую роль в этом сыграли Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и Указ Президента от 21 мая 2012 года № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти".

Таким образом, становится достаточно ясно, что на сегодняшний день в сфере административного права существует ряд проблем, на решение которых направлена деятельность отдельных государственных органов.

Читайте также

Список литературы

  1. Синченко Г.Ч. Актуальные проблемы развития административного права [Текст] / Г.Ч. Синченко // Научный вестник Омской Академии МВД России. - 2006. - С. 65-67
  2. Гаврилова Л.В. Систематизация законодательства субъектов Российской Федерации об административной ответственности: опыт и проблемы [Текст] / Л.В. Гаврилова // Академический юридический журнал. - 2008. - С. 34-41.
  3. Указ президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2004. №11. ст. 1

Цитировать

Лактюхин, А.О. О некоторых проблемах в административном праве / А.О. Лактюхин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 45. — С. 233-236. — URL: https://novainfo.ru/article/5783 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться