Применение технологий личностно ориентированного обучения в вузе

№66-2,

педагогические науки

В статье описывается об организации процесса образования на основе личностно- ориентированной технологии обучения в Высшем учебном заведении.

Похожие материалы

Ведущие тенденции социального и культурного развития современного общества: демократизация, гуманизация создают условия для развития творческой личности, так как отвечают природе человека.

Эти процессы должны найти свои отражение в ВУЗе как культурном и социальном институте. Здесь необходимо поворот к человеку и духовному обогащению личности. Однако на данном этапе современная высшая школа не лишена недостатков оставшихся от застойных времен, и сталкивается со всей боли усугубляющимся противоречиями, вызванными необходимостью становления творческой индивидуальности специалиста в условиях сложившихся педагогической традиций.

Нужно отметить, что долгое время при организации процесса обучения в ВУЗе исходили из понимания человека не как основной ценности нашего общества, а как его главной производительной силы. Подобное целевая установка определяла характер учебного процесса: авторитарность в отношениях между преподавателями и студентами, ориентация на среднего абстрактного студента, однообразии в организации учебной деятельности, отсутствие условий для раскрытия потенциальных возможностей человека, для удовлетворения потребности в самоорганизации. Это обусловило неадекватность существующих методов обучения природе становления личности и привело к рассогласованию целей и результатов обучения.

Стало ясно, что существующая система высшего образования выполняющая социальный заказ по подготовке производительной силы не соответствуют естественноисторическому развитию человека и общества. Человек, воспитанный исполнитель, не может стать основой поступательного движения общества.

Таким образов, возникла подробность в преобразованиях профессиональной подготовки, направленных в данный период на гуманизацию, самоактуализацию и самореализацию личности студента, чтобы выпускник ВУЗа вошёл в жизнь не безликом индивидом, а личностью, готовой участвовать в соревновании умов и талантов, личностью, свободной от психологии потребительства и обывательщины.

Обучение в ВУЗе является одним из важных периодов социального становления личности, так как через учебную деятельность студент неизбежно приобщается к трудовой, профессиональной. Ещё в советской психологии и педагогике был накоплен значительный фонд исследований по вопросам развития личности в деятельности и в таком особом ее виде, как обучение. Единство исходных теоретических традиций авторов заключается в том, что:

  • учение, учебная деятельность ими рассматривается как основа психического развития человека, социального становления личности;
  • не всякая учебная деятельность, а только целенаправленно осуществляемая при постоянном активном участии самого обучаемого как субъекта этой деятельности оказывает влияние на психическое, умственное, нравственное развитие обучающегося;
  • развитие личности происходит не во всякой деятельности, а только в той, которая насыщена элементами творчества, вызывает интерес, имеет личностный смысл для индивида;
  • учебная деятельность, личная активность творческих начал в значительной мере усредняет личность

Истоки развития личностно-ориентированное педагогических технологий содержится положениях диалоговой концепции культуры Бахтина-Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. «Где начинается сознание там начинается и диалог».

Личностно-ориентированному образованию в средней школе посвящены работы К.Н.Вентцеля, Н.Г.Осуховой, В.В.Серикова и других исследователей.

В Вузах Узбекистана создаются необходимые условия для внедрения в учебные процессы технологий личностно-ориентированного образования. Составляются рабочие учебные программы для каждой специальности, которые подчёркивают индивидуализацию обучения, способствуют эффективному использованию бюджета реально существующего времени для самостоятельного приобретения знаний, более чёткой организации самостоятельной работы студентов, особенно это важно в случае выполнения ее в компьютерных классах, где время чётко регламентировано для каждой специальности и курса.

В помощь студентам, по организации самостоятельной работы общеобразовательных дисциплин, большинством преподавателей разработаны Syllabus- краткие программы изучения дисциплин с обязательными указаниями: Ф.И.О. преподавателя, расписание, времени и места проведения индивидуальных занятий, общее количество часов и тем аудиторных и внеаудиторных работ, самостоятельные работы, контрольные вопросы, список необходимой литературы, системы оценки знаний и умений.

Список литературы

  1. Библер В.С. Культура: диалог культур (опыт определения)// Вопросы философии, 1989 г, № 6 стр 34.
  2. Бондаревская Е.В. Гуманистичекая парадигма личностно-ориетированного образования.// Педагогика, 1997 г.№ 4,стр.11-16.
  3. Гудимова А.Н. Формирование учебных умений как средства повышения качества знаний студентов.- дисс.3 канд пед наук. Алма- Ата 1990 с. Стр 174