Решение задачи формирования здорового поколения невозможно без понимания физиологических основ и специфики возрастного эволюционирования функциональных систем, их деятельности в критические периоды биологического развития человек. Повышенное внимание к больному ребенку должно быть связано с пониманием нормальных процессов роста и развития здоровых детей [1,2].
Актуальность внедрения мониторинга состояния здоровья детей и подростков в России подтверждается тем, что в течение длительного периода продолжается ухудшение показателей физического здоровья подрастающего поколения. Недостаточная своевременность диагностики функциональных расстройств и отсутствие соответствующих коррекционных мероприятий приводят к прогрессированию нарушений в здоровье школьников и переходу начальных стадий функциональных отклонений в фазы хронической патологии [3,4,5].
Цель исследования – выявление особенностей физического развития детей и подростков, обучающихся в коррекционной школе.
Материалы и методы. Настоящее исследование проведено в соответствии с регламентирующими указаниями приказа МЗ РФ № 621 от 30.12.2003 г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей». В ходе исследования изучались морфофункциональные показатели физического развития у воспитанников Арзамасского детского дома (n=120), с использованием кардиоинтервалографии и привлечением производных интегральных коэффициентов, характеризующих адекватность как морфологической, так и функциональной адаптации учащихся [6,7,8].
Настоящее исследование показало, что в сравнении с эталоном [9], наблюдаемые учащиеся, в общей массе, по основополагающим показателям физического развития, таким как длина и масса тела, соответствуют общей тенденции левостороннего смещения факторов (табл.1).
Таблица 1. Показатели физического развития школьников
Показатели физического развития |
(M ± m) |
Центильные интервалы (ц.и.), % |
|||||||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||
Длина тела (см) |
♂ |
160,4 ± 3,31 |
23 |
14 |
36 |
14 |
5 |
9 |
0 |
♀ |
158,5 ± 2,51 |
||||||||
Масса тела (кг) |
♂ |
51,2 ± 2,58 |
5 |
14 |
59 |
14 |
5 |
5 |
0 |
♀ |
54,1 ± 1,55 |
||||||||
Окружность грудной клетки (см) |
♂ |
80,1 ± 2,05 |
5 |
5 |
55 |
27 |
0 |
9 |
0 |
♀ |
83,0 ± 1,00 |
||||||||
Жизненная ёмкость легких (мл) |
♂ |
2,9 ± 0,19 |
9 |
36 |
18 |
18 |
5 |
14 |
0 |
♀ |
2,8 ± 0,55 |
||||||||
Мышечная сила правой кисти (кг) |
♂ |
29,3 ± 3,17 |
0 |
0 |
29 |
19 |
38 |
15 |
0 |
♀ |
21,5 ± 1,52 |
||||||||
Мышечная сила левой кисти (кг) |
♂ |
26,3 ± 1,31 |
0 |
0 |
29 |
38 |
24 |
9 |
0 |
♀ |
18,2 ± 0,52 |
||||||||
Частота сердечных сокращений (уд.в мин.) |
♂ |
70,7 ± 2,32 |
27 |
18 |
41 |
14 |
0 |
0 |
0 |
♀ |
78,5 ± 0,15 |
||||||||
Систолическое артери-альное давление (мм.рт.ст) |
♂ |
89,3 ± 3,48 |
45 |
18 |
31 |
0 |
0 |
5 |
0 |
♀ |
100,0 ± 0,25 |
||||||||
Диастолическое артериальное давление (мм.рт.ст) |
♂ |
60,5 ± 2,05 |
27 |
23 |
45 |
5 |
0 |
0 |
0 |
♀ |
78,3 ± 0,51 |
||||||||
Статистика |
χ2 = 496,1; p = 0,001 |
Выявленная тенденция сигнализирует о предпосылке напряжения функционирования ведущих систем организма детей и подростков: сердечно-сосудистой (ССС), вегетативной нервной (ВНС) и центральной нервной (ЦНС) систем. Функциональная напряженность подтверждается в представленном центильном паттерне (табл.1). Исследование гемодинамических факторов, как у мальчиков (♂) так и девочек (♀), показало снижение с учетом их нахождения в зоне функционального напряжения и пограничного состояния – т.е. 2-3 (ц.и.).
В ходе исследования провели распределение школьников по группам здоровья, которое показало, что в исследуемой когорте большинство учащихся относится к 3-4 группе здоровья (табл.2). Полученное заключение также может свидетельствовать о напряжения функциональной адаптации. Показана тенденция снижения систолического и диастолического давления ниже возрастно-половой нормы. В свою очередь «Индекс напряжения» (ИН), полученный посредством инструментального кадиоитервалографического исследования аналогово-цифровым преобразователем «Кардиоэксперт-1», с применением клиноортостатической пробы, показывает, что исходный вегетативный тонус учащихся находится в диапазонах симпатического напряжения (отличного от состояния равновесия - эйтонии, повышением вегетативного напряжения) и в ортосостоянии переходит в гиперсимпатическое напряжение у большинства исследуемых, т.е. имеющих 4 группу здоровья (табл.2).
Таблица 2. Распределение гемодинамических факторов по группам здоровья
Группа здоровья |
N |
Артериальное давление (мм. рт. ст.) |
Индекс напряжения - (у.е.) |
|||
САД |
ДАД |
Клино- |
Орто- |
КОП |
||
I |
3 |
90,1 ± 7,52 |
58,8 ± 3,6 |
125,1 ± 32,58 |
160,2 ± 41,24 |
1,1 ± 0,41 |
III |
27 |
93,4 ± 8,61 |
59,0 ± 4,92 |
124,3 ± 39,37 |
89,6 ± 20,05 |
1,3 ± 0,25 |
IV |
90 |
97,2 ± 9,78 |
63,1 ± 5,53 |
128,1 ± 22,61 |
215,5 ± 62,49 |
1,4 ± 0,17 |
Статистика |
N=2/119; F=0,11; P=0,89 |
N=2/119; F=0,46; P=0,64 |
N=2/22; F=0,10; P=0,91. |
N=2/22; F=0,76; P=0,48 |
N=2/22; F=0,26; P=0,77 |
Исследование значений исходного вегетативного тонуса (ИВТ) показало, что 7 школьников из десяти показывают результаты, соответствующие завышенному вегетативному напряжению. В состоянии вегетативного равновесия – эйтонии - определено 17,2% школьников. Парасимпатоническое напряжение, которое, в лучшем случае, рассматривается как физиологическая индивидуальность, а в худшем, как включение охранительного торможения, выявлено у – 11,1% (табл.3).
Таблица 3. Исходный вегетативный тонус ИВТ (M ± m).
ИВТ |
M ± m |
Выраж. парасимпатотонус |
Умерен. парасимпатотонус |
Эйтония |
Умерен. симпато- тонус |
Выраж. симпато- тонус |
M ± m |
125,2 ± 18,05 |
- |
41,7±12,42 |
57,3±2,32 |
108,8±6,02 |
202,6±34,35 |
% |
100 |
- |
11,1 |
17,2 |
38,6 |
33,1 |
В ходе исследования вегетативной напряженности школьников коррекционной школы, проанализировали функциональную реактивность вегетативной системы методом клиноортостатической пробы предложенным Н.А.Белоконь, информативность которого подтверждена многочисленными исследованиями [10,11,12]. Результаты пробы показали, что для 27,4% характерна нормотоническая реактивность; у 72,6% школьников определена гиперсимпатическая и асимпатическая реактивность. Выявленные в ходе исследования факты подтверждают статус функциональной напряженности адаптационных механизмов у учащихся коррекционной школы (табл.4).
Таблица 4. Клиноортостатическая проба (КОП=ИН2/ИН1) в динамике вегетативной реактивности
КОП |
M ± m |
Нормотоническая |
Гипер- симпатико-тоническая |
Асимпатико-тоническая |
M ± m |
1,34± 0,138 |
1,54±0,211 |
1,96±0,223 |
0,99±0,258 |
% |
100 |
27,4 |
27,5 |
45,1 |
Выводы:
- Обследованные учащиеся коррекционной школы имеют, в сравнении с региональным эталоном, сниженные значения показателей физического развития в большинстве возрастно-половых групп.
- Значения гемодинамических параметров, характеризующих работу сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы, свидетельствуют об их функциональной недостаточности и, соответственно, о снижении адаптационных возможностей.
- Исходный вегетативный тонус у большинства школьников находится в симпатическом и гиперсимпатическом напряжении, а клиноортостатическая проба показала гиперсимпатическую и асимпатическую реактивность, что указывает на напряженность морфофункциональной адаптации или состояние на границе нормы и патологии.
Представленный паттерн характеристик физического развития у обследованных учащихся коррекционной школы, указывает на целесообразность проведения мониторинга в целях обоснованного проведения плановых медико-педагогических оздоровительных мероприятий.