Характеристика физического развития учащихся коррекционной школы

NovaInfo 32
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В работе проанализированы и дана характеристика особенностям физического развития с учетом показателей функциональной реактивности современных школьников коррекционной школы. Выявлены закономерности левостороннего центильного смещения значений длины, массы тела и гемодинамики. Определены признаки компенсаторного напряжения вегетативных систем.

Ключевые слова

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКТИВНОСТЬ, ИНДЕКС НАПРЯЖЕНИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, КАРДИОИНТЕРВАЛОГРАФИЯ, МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ, МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС, ЗДОРОВЬЕ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

Текст научной работы

Решение задачи формирования здорового поколения невозможно без понимания физиологических основ и специфики возрастного эволюционирования функциональных систем, их деятельности в критические периоды биологического развития человек. Повышенное внимание к больному ребенку должно быть связано с пониманием нормальных процессов роста и развития здоровых детей [1,2].

Актуальность внедрения мониторинга состояния здоровья детей и подростков в России подтверждается тем, что в течение длительного периода продолжается ухудшение показателей физического здоровья подрастающего поколения. Недостаточная своевременность диагностики функциональных расстройств и отсутствие соответствующих коррекционных мероприятий приводят к прогрессированию нарушений в здоровье школьников и переходу начальных стадий функциональных отклонений в фазы хронической патологии [3,4,5].

Цель исследования – выявление особенностей физического развития детей и подростков, обучающихся в коррекционной школе.

Материалы и методы. Настоящее исследование проведено в соответствии с регламентирующими указаниями приказа МЗ РФ № 621 от 30.12.2003 г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей». В ходе исследования изучались морфофункциональные показатели физического развития у воспитанников Арзамасского детского дома (n=120), с использованием кардиоинтервалографии и привлечением производных интегральных коэффициентов, характеризующих адекватность как морфологической, так и функциональной адаптации учащихся [6,7,8].

Настоящее исследование показало, что в сравнении с эталоном [9], наблюдаемые учащиеся, в общей массе, по основополагающим показателям физического развития, таким как длина и масса тела, соответствуют общей тенденции левостороннего смещения факторов (табл.1).

Таблица 1. Показатели физического развития школьников

Показатели физического развития

(M ± m)

Центильные интервалы (ц.и.), %

2

3

4

5

6

7

8

Длина тела (см)

160,4 ± 3,31

23

14

36

14

5

9

0

158,5 ± 2,51

Масса тела (кг)

51,2 ± 2,58

5

14

59

14

5

5

0

54,1 ± 1,55

Окружность грудной клетки (см)

80,1 ± 2,05

5

5

55

27

0

9

0

83,0 ± 1,00

Жизненная ёмкость легких (мл)

2,9 ± 0,19

9

36

18

18

5

14

0

2,8 ± 0,55

Мышечная сила правой кисти (кг)

29,3 ± 3,17

0

0

29

19

38

15

0

21,5 ± 1,52

Мышечная сила левой кисти (кг)

26,3 ± 1,31

0

0

29

38

24

9

0

18,2 ± 0,52

Частота сердечных сокращений (уд.в мин.)

70,7 ± 2,32

27

18

41

14

0

0

0

78,5 ± 0,15

Систолическое артери-альное давление (мм.рт.ст)

89,3 ± 3,48

45

18

31

0

0

5

0

100,0 ± 0,25

Диастолическое артериальное давление (мм.рт.ст)

60,5 ± 2,05

27

23

45

5

0

0

0

78,3 ± 0,51

Статистика

χ2 = 496,1; p = 0,001

Выявленная тенденция сигнализирует о предпосылке напряжения функционирования ведущих систем организма детей и подростков: сердечно-сосудистой (ССС), вегетативной нервной (ВНС) и центральной нервной (ЦНС) систем. Функциональная напряженность подтверждается в представленном центильном паттерне (табл.1). Исследование гемодинамических факторов, как у мальчиков (♂) так и девочек (♀), показало снижение с учетом их нахождения в зоне функционального напряжения и пограничного состояния – т.е. 2-3 (ц.и.).

В ходе исследования провели распределение школьников по группам здоровья, которое показало, что в исследуемой когорте большинство учащихся относится к 3-4 группе здоровья (табл.2). Полученное заключение также может свидетельствовать о напряжения функциональной адаптации. Показана тенденция снижения систолического и диастолического давления ниже возрастно-половой нормы. В свою очередь «Индекс напряжения» (ИН), полученный посредством инструментального кадиоитервалографического исследования аналогово-цифровым преобразователем «Кардиоэксперт-1», с применением клиноортостатической пробы, показывает, что исходный вегетативный тонус учащихся находится в диапазонах симпатического напряжения (отличного от состояния равновесия - эйтонии, повышением вегетативного напряжения) и в ортосостоянии переходит в гиперсимпатическое напряжение у большинства исследуемых, т.е. имеющих 4 группу здоровья (табл.2).

Таблица 2.  Распределение гемодинамических факторов по группам здоровья

Группа здоровья

N

Артериальное давление (мм. рт. ст.)

Индекс напряжения - (у.е.)

САД

ДАД

Клино-

Орто-

КОП

I

3

90,1 ± 7,52

58,8 ± 3,6

125,1 ± 32,58

160,2 ± 41,24

1,1 ± 0,41

III

27

93,4 ± 8,61

59,0 ± 4,92

124,3 ± 39,37

89,6 ± 20,05

1,3 ± 0,25

IV

90

97,2 ± 9,78

63,1 ± 5,53

128,1 ± 22,61

215,5 ± 62,49

1,4 ± 0,17

Статистика

N=2/119;

F=0,11; P=0,89

N=2/119;

F=0,46; P=0,64

N=2/22;

F=0,10; P=0,91.

N=2/22;

F=0,76; P=0,48

N=2/22;

F=0,26; P=0,77

Исследование значений исходного вегетативного тонуса (ИВТ) показало, что 7 школьников из десяти показывают результаты, соответствующие завышенному вегетативному напряжению. В состоянии вегетативного равновесия – эйтонии - определено 17,2% школьников. Парасимпатоническое напряжение, которое, в лучшем случае, рассматривается как физиологическая индивидуальность, а в худшем, как включение охранительного торможения, выявлено у – 11,1% (табл.3).

Таблица 3. Исходный вегетативный тонус ИВТ (M ± m).

ИВТ

M ± m

Выраж. парасимпатотонус

Умерен. парасимпатотонус

Эйтония

Умерен. симпато-

тонус

Выраж. симпато-

тонус

M ± m

125,2 ± 18,05

-

41,7±12,42

57,3±2,32

108,8±6,02

202,6±34,35

%

100

-

11,1

17,2

38,6

33,1

В ходе исследования вегетативной напряженности школьников коррекционной школы, проанализировали функциональную реактивность вегетативной системы методом клиноортостатической пробы предложенным Н.А.Белоконь, информативность которого подтверждена многочисленными исследованиями [10,11,12]. Результаты пробы показали, что для 27,4% характерна нормотоническая реактивность; у 72,6% школьников определена гиперсимпатическая и асимпатическая реактивность. Выявленные в ходе исследования факты подтверждают статус функциональной напряженности адаптационных механизмов у учащихся коррекционной школы (табл.4).

Таблица 4. Клиноортостатическая проба (КОП=ИН2/ИН1) в динамике вегетативной реактивности

КОП

M ± m

Нормотоническая

Гипер-

симпатико-тоническая

Асимпатико-тоническая

M ± m

1,34± 0,138

1,54±0,211

1,96±0,223

0,99±0,258

%

100

27,4

27,5

45,1

Выводы:

  1. Обследованные учащиеся коррекционной школы имеют, в сравнении с региональным эталоном, сниженные значения показателей физического развития в большинстве возрастно-половых групп.
  2. Значения гемодинамических параметров, характеризующих работу сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы, свидетельствуют об их функциональной недостаточности и, соответственно, о снижении адаптационных возможностей.
  3. Исходный вегетативный тонус у большинства школьников находится в симпатическом и гиперсимпатическом напряжении, а клиноортостатическая проба показала гиперсимпатическую и асимпатическую реактивность, что указывает на напряженность морфофункциональной адаптации или состояние на границе нормы и патологии.

Представленный паттерн характеристик физического развития у обследованных учащихся коррекционной школы, указывает на целесообразность проведения мониторинга в целях обоснованного проведения плановых медико-педагогических оздоровительных мероприятий.

Читайте также

Список литературы

  1. Физиологические характеристики современных школьников / Е.А.Калюжный, В.Н.Крылов, Ю.Г.Кузмичев, А.И.Сабурцев, С.А.Сабурцев С.В.Михайлова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С.508.
  2. Михайлова С.В. Физиологические основы роста и развития детей и подростков // No-vaInfo.Ru. 2014. № 25. С.14-23.
  3. Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 г. «Об обще¬российской сис-теме мониторинга состояния физического здоро¬вья населения, физического развития детей, подростков и моло¬дежи». – М., 2001.
  4. Михайлова С.В. Методическое и нормативно-правовое обоснование мониторинга физического развития сельских школьников // NovaInfo.Ru. 2014. № 25. С.34-50.
  5. Особенности физического развития сельских школьников в современных условиях / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, В.Н.Крылов, С.В.Михайлова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014. Т. 31. С. 21-31.
  6. Оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие / Е.С.Богомолова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство НГМА, 2006 – 260 с.
  7. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний. – М.: Медицина, 1997. - 197 с.
  8. Адаптация сердечно-сосудистой системы учащихся младших классов / Е.А.Калюжный, С.В.Михайлова, Ю.Г.Кузмичёв, Е.А.Болтачёва, Н.В.Жулин // Вестник Бал-тийского федерального университета им.И.Канта. 2012. №.7. С.37-43.
  9. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учебное пособие / под ред. проф. В.Р.Кучмы. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 560 с.
  10. Михайлова С.В. Особенности морфофункциональной адаптации сельских и город-ских школьников Нижегородской области в современных условиях // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 12 (32). С.46.
  11. Калюжный Е.А., Кузмичёв Ю.Г., Михайлова С.В. Вегетативная адаптация учащихся на этапе дошкольное-начальное образование // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4-2. С.211-214.
  12. Нормативные показатели кардиоинтервалографии сельских школьников / Е.А.Калюжный, С.В.Михайлова, Ю.Г.Кузмичев, В.Н.Крылов, Е.А.Болтачева, Н.В.Жулин // Научное мнение. 2012. № 12. С.161-165.

Цитировать

Характеристика физического развития учащихся коррекционной школы / И.И. Карпова, А.Н. Коваль, А.В. Любаев [и др.]. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3403 (дата обращения: 22.01.2022).

Поделиться