Разработка комплекса мероприятий по совершенствованию системы складирования розничного супермаркета

№65-1,

экономические науки

Для каждого торгового предприятия склад является важнейшим подразделением, предназначенным для хранения и накопления запасов товара, а также для комплектования ассортимента. Концепция складской системы должна быть рациональной и экономичной. В статье рассмотрены факторы влияющие на успешность осуществления технологических складских операций и предложены некоторые рекомендации по совершенствованию системы складирования розничного предприятия.

Похожие материалы

Эффективность складской логистики зависит от ее рационального построения, то есть от четкого и последовательного выполнения операций на складе. На успешность осуществления технологических складских операций влияют:

  • условия для приема транспорта (наличие и состояние подъездных путей);
  • величина грузооборота в сутки;
  • уровень механизации трудоемких работ на складе;
  • планировка и устройство склада;
  • условия хранения товара [1].

Немаловажным является влияние скорости выполнения процессов на складе на общую продолжительность процесса товародвижения. В основу эффективной организации технологических процессов на складе должны лечь следующие принципы:

  • планомерность (осуществление товароснабжения по графику, определяющему периодичность поступления товаров);
  • ритмичность (поставка товаров в магазин через равные промежутки времени, чтобы обеспечить непрерывное снабжение супермаркета товарами, скорректировать штатное расписание сотрудников магазина, исключить образование излишков товара);
  • оперативность (периодичность поставки товаров зависит от определенных условий спроса: времени года, моды и т.д.);
  • экономичность (осуществление товароснабжения с минимальными затратами (материальными и человеческими), для чего использовать средства механизации погрузочно-разгрузочных работ, оформлять документы по приемке и отпуску товаров своевременно и правильно);
  • оптимальная организация перемещения товаров внутри склада (применение схем транспортно-технологической переработки товаров, обеспечивающих перевозку принятых товаров по кратчайшему пути к месту хранения);
  • соблюдение условий хранения товаров (режим температуры, влажности и прочее) [2].

Операции по отпуску товара со склада — это заключительный этап технологических процессов на складе. От их правильной организации зависит своевременность и рациональность товароснабжения розничного магазина в необходимом ассортименте и количестве.

При анализе нескольких розничных супермаркетов было выявлено, что в среднем время приемки менеджера по товару одного поддона больше на 7 минут, чем установлено нормативом. Для того чтобы сократить это время, можно предусмотреть следующие мероприятия. Перед приемкой товара сформировать своеобразную карточку сведений поставки, где будет указано:

  • ассортимент товара;
  • количество позиций;
  • сроки поставки;
  • наименование поставщика;
  • тип тары;
  • дополнительные сведения (сертификаты соответствия и т.п.).

Такие карточки помогут менеджеру по товару заранее быть готовым к приемке прибывшего товара, а также заранее организовать весь дальнейший технологический процесс: грузчики заранее подготовят потенциальное место для хранения прибывшего товара, тележки для их перевозки к месту хранения. Продавцы заранее подготовят место на полках в торговом зале. Все это приведет к оптимизации временных затрат персонала супермаркета и, соответственно, снизит расходы магазина на заработную плату (поскольку грузчики получают почасовую оплату).

Оценку затрат и выгод произведем по формуле 1.

x=t\cdot m, (1)

где х — затраты, руб.; t — время в час.; m — ставка заработной платы, руб. в час.

Так, в среднем один поставщик за один рейс доставляет в магазин два поддона товара. В день менеджер по товару принимает в среднем по 10 машин. Итого в среднем менеджер по товару тратит на приемку товара 5 часов в день, хотя должен тратить всего 2 часа 40 минут. На заполнение карточки поставки уходит примерно 3 минуты, следовательно, на заполнение 10 карточек для 10 машин уйдет 30 минут. При внедрении системы карточек поставок у менеджера по товару произойдет экономия временных затрат на 1 час 50 минут в день. При ставке менеджера по товару в 114 руб./час руководство магазина может сэкономить 209 рублей в день и, соответственно, 4598 рублей в месяц. В год экономия составит 4598*12 = 55 176 рублей.

Также менеджер по товару может регулярно составлять карту размещения свободных мест на складе, по которой грузчики смогут намного быстрее искать место для хранения вновь прибывшего груза.

Грузчики тратят по 15 минут на поиски свободного места для хранения вновь прибывшего товара. В день на это у каждого грузчика уходит примерно по 1,5 часа. Всего грузчиков в смену — два. Составление карты свободных мест занимает 1 час. Периодичность ее обновления — раз в три дня. В месяц товароведу потребуется составить карту 7 раз, то есть потратить на это 7 часов. Грузчики же тратят на поиск свободного места 66 часов в месяц. При внедрении метода составления карты свободных мест на складе руководство сэкономит 59 часов работы грузчиков. При ставке грузчика в 70 руб./час магазин сэкономит 4130 рублей в месяц. В год экономия составит 49 560 рублей.

Годовую экономическую выгоду рассчитаем по формуле 2.

y = n\cdot 12, (2)

где y — экономический эффект за год в рублях, n — экономическая выгода за месяц в рубля, 12 — число месяцев в году.

Итого, при внедрении системы карточек со сведениями поставки экономический эффект составит: 4598*12 = 55 176 рублей в год. При внедрении системы составления карты размещения свободных мест годовой экономический эффект составит 4130*12 = 49 560 рублей. В общей сложности вышеперечисленные методы сэкономят компании 104 736 рублей в год на заработной плате и повысят эффективность (производительность) персонала. Однако минусом является то, что информация имеется не в режиме онлайн, и на составление карты и карточек поставки у персонала все же уходит время. Однако эти временные затраты оказываются меньшими по сравнению с общими временными затратами всего персонала в целом без внедрения вышеперечисленных мер.

С учетом вышеперечисленных мер также можно пересмотреть штатное расписание, чтобы скорректировать нахождение наибольшего числа сотрудников в необходимое время, то есть когда приходит товар. В итоге это сэкономит 104 736 рублей в год на заработной плате и повысит эффективность персонала.

Минусом двух вышеперечисленных методов является то, что информация имеется не в режиме онлайн, и на составление карты и карточек поставки у персонала все же уходит время. Однако эти временные затраты оказываются меньшими по сравнению с общими временными затратами всего персонала в целом без внедрения вышеперечисленных мер.

В системе складирования розничных супермаркетов есть еще одна проблема. Продавцы вывозят товар со склада по принципу «что ближе лежит», а не в соответствии с потребностями магазина. Поэтому полка с молочной продукцией может пустовать, в то время как продавцы выкладывают на полки бытовую химию. Для решения этой проблемы менеджеру по товару магазина необходимо контролировать очередность вывоза товара со склада, чтобы в первую очередь выкладывался товар на пустые полки.

Средний чек покупателя в супермаркете составляет 129 рублей. С учетом пустующих полок с молочной и другой продукцией, в среднем каждый покупатель тратит на 30 рублей меньше, чем мог бы.

Рассчитаем долю упущенной выгоды по формуле 3.

z=\frac{s\cdot 100%}{f}, (3)

где z — доля упущенной выгоды в %, s — упущенная прибыль в рублях, f — сумма среднего чека в рублях.

Следовательно, пустующие полки сокращают выручку магазина на 30*100%/129 = 23,3%.

В дополнение к вышеперечисленным рекомендуемым предложениям можно добавить, что передовые розничные компании в целях борьбы с неэффективностью работы продавцов и товароведов для упрощения и ускорения процесса внедряют следующие мероприятия. Например, раскладка товаров производится в часы, когда магазин не работает. Таким образом, продавцы могут больше времени уделять покупателям, потому что к моменту открытия магазина товары уже лежат на полках. А один из супермаркетов-лидеров в целях оптимизации сократил расстояние, необходимое продавцу для раскладки товара с 25 до 5 метров. Это стало возможным благодаря внедрению в компании четких стандартов по пополнению запасов товара в торговом зале. Также тяжелые и громоздкие тележки компания заменила на пластиковые ящики, куда продавцы теперь рассортировывают товар по месту нахождения его на полке в торговом зале. Так, супермаркету удалось сократить время на раскладку товаров до 70% [5].

Список литературы

  1. Волгин В.В. Склад. Организация и управление - М.: Изд. - торговая корпорация "Дашков и К°", 2002.
  2. Выбор системы складирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.znaytovar.ru/s/Vybor_sistemy_skladirovaniya.html
  3. Гордусенко О. Секреты успешной логистики в рознице / О. Гордусенко, М. Леополдседер, К.-Х. Магнус, А. Сухаревский // Вестник McKinsey, №26, 2012 год – С. 15-19
  4. Зеваков А.М., Петров В.В. Логистика производственных и товарных запасов. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002.
  5. Чеботаев А.А. Логистика. Логистические технологии - М.: Изд. - торговая корпорация "Дашков и К°", 2002.