Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания назначаемые судом

№66-1,

Юридические науки

Данная статья посвящена анализу прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, также в ней раскрываются понятия правовых основ, правовых средств и порядок прокурорского надзора.

Похожие материалы

Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, назначаемые судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, осуществляется согласно положениям главы 4 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» [2].

В соответствии с УИК РФ [9], к учреждениям и органам, исполняющим наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, а также местам содержания задержанных и заключенных под стражу, относятся следующие:

  • уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного (п.п. 4, 5. ст. 16 УИК РФ) — исполняет наказание в виде обязательных либо исправительных работ;
  • исправительный центр (п. 7.1. ст.16 УИК РФ) исполняет наказание в виде принудительных работ;
  • арестный дом (п.8. ст.16 УИК РФ) — исполняет наказание в виде ареста;
  • колония-поселение, воспитательная колония, лечебное исправительное учреждение, тюрьма, исправительная колония (п.9 ст.16 УИК РФ) — исполняет наказание в виде лишения свободы.
  • следственный изолятор (ст.77 УИК РФ) настоящего Кодекса.

Важно отметить, что прокуроры, выполняя надзорную деятельность, не должны вмешиваться в хозяйственную и организационно-распорядительную деятельность администрации поднадзорных объектов.

При проведении прокурорского надзора необходимо опираться на следующие правовые документы: Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" [6]; Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" [4]; Приказ Генерального прокурора РФ от 08.08.2011 № 237 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)" и др.[5].

Согласно ст. 32 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», предметом прокурорского надзора определены: законность пребывания граждан в местах предварительного заключения, исправительно-трудовых и других организациях, которые исполняют наказание, назначаемые судом, а также это соблюдение установленных законодательством Российской Федерации обязанностей, прав, порядка и условий содержания задержанных, осужденных, заключенных под стражу граждан и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, и привлечение осужденных к общественно-полезному труду, получение общего образования, и другие.

На основании приказа Генерального прокурора РФ от 16.01.2014 N 6 [7], прокурор обязан осуществлять надзор за законностью приказов, распоряжений и постановлений, которые издают органы управления уголовно-исполнительной системы, исправительные учреждения и следственные изоляторы.

Правовые средства, как и в других надзорных направлениях прокурорской деятельности, подразделяются на два вида:

  • средство выявления правонарушений, коим является прокурорская провера;
  • средства реагирования на выявленные нарушения закона, а именно это могут быть протесты, представление в порядке осуществления прокурорского надзора, предостережение о недопустимости нарушения закона, постановление, обращение в суд [1].

Важным условием соблюдения режима законности, а также получения прокурором информации о ее нарушении со стороны администрации мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, по мнению авторов, является правильная организация работы с письмами, заявлениями и жалобами граждан.

Средством профилактики рецидивов преступлений, по мнению авторов, будет являться рассмотрение и разрешение жалоб осужденных администрацией исправительного учреждения. Поэтому в данном отношении прокурор должен выяснять, имеют ли осужденные возможность подавать жалобы, надлежащим ли образом администрация реагирует на них и т. д.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 N 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» [3], надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу возложен на прокуроров субъектов РФ.

Таким образом, прокурорский надзор выступает гарантом соблюдения законности в исправительных учреждениях, его результативность во многом зависит от знаний методики проверок и умения применять эти знания на практике.

Авторы пришли к выводам, что основная цель прокурорской проверки — это насколько правильно и в соответствии с законом, администрацией учреждения, обеспечивается изоляция обвиняемых, задержанных, осужденных, и ведется соответствующая работа по предотвращению совершения правонарушений в местах содержания под стражей. И что, в ходе надзора за исполнением законов организациями, исполняющими назначенные судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, прокурор обладает полномочиями, которые строго регламентированы федеральными и конституционными законами, приказами и другими нормативно-правовыми актами.

Сегодня институты прокурорского надзора имеют особую значимость в местах лишения свободы. Одной из главных задач прокуратуры является совершенствование законодательства, ведь именно ее деятельность распространяется на все области правоотношений, и именно имеет возможность прокуратура чаще других органов и должностных лиц выявлять пробелы в законодательстве.

По словам Сопневой Е. В., «институт прокурорского надзора за соблюдением законности в местах лишения свободы, имея свою длительную историю, не терял актуальности в любые исторические периоды, каждый из которых характеризовался своеобразием, определенным уровнем экономического, политического, социального развития» [8, с. 14].

Список литературы

  1. Батычко Вл.Т., Батычко Вик.Т. Прокурорский надзор. Конспект лекций/ ИТА ЮФУ, Таганрог, 2015.
  2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1-ФЗ (действующая редакция, 2016).
  3. О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур: Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84.
  4. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (действующая редакция, 2016).
  5. Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов): Приказ Генпрокуратуры РФ от 08.08.2011 N 237
  6. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 20.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
  7. Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Приказ Генпрокуратуры России от 16.01.2014 N 6.
  8. Сопнева Е.В. Актуальные проблемы прокурорского надзора и расследования преступлений в местах лишения свободы. Автореф. дисс. к. ю. н.: Москва, 2000, 186с.
  9. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).